Всеволод Вихнович - Иудаизм
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Иудаизм"
Описание и краткое содержание "Иудаизм" читать бесплатно онлайн.
Самой важной из молитв считается утренняя. До ее чтения нельзя ни есть, ни работать. Во время молитвы надевают специальное облачение и молитвенное покрывало — талес, и тфиллин — две маленькие коробочки, содержащие внутри тексты из Библии. С помощью ремешков их прикрепляют особым образом ко лбу и к левой руке. В субботу и праздничные дни тфиллин не накладывают, потому что эти дни сами несут освящение, которое воплощает тфиллин.
Основной частью всех ежедневных молитв является главная — Амида (букв. — стояние), поскольку ее читают стоя. Она состоит их 19 (первоначально 18) благословений и установлена во II в. н. э. Первые три — хвала всемогущему Богу, последние три — восхваления Всевышнему за даруемые им благодеяния. Остальные 13 — прошения о выполнении насущных потребностей — духовного и материального характера, в том числе и о пришествии Мессии и об избавлении сынов Израиля от бедствий. В субботу и праздники все прошения считаются неуместными и 13 прошений не произносятся, а заменяются одним, посвященным празднованию этого дня.
По праздникам и по случаю наступления нового месяца совершается еще и добавочная служба мусаф — своего рода отголосок добавочной жертвы в Иерусалимском Храме. В Йом Киппур (День Искупления) совершается пятая служба Неила.
Утром и вечером читают древнейшую молитву иудейского богослужения Шма, которой начинались утренние богослужения в Иерусалимском Храме. Первоначально это был только стих, провозглашающий единобожие: «Слушай, Израиль! Господь Бог наш, Господь единый». Затем к нему стали добавлять различные благословения Бога. Все три ежедневные молитвы заканчиваются молением Алешу (На нас долг), которое выражает веру в приход Мессии и наступление царства Божьего, когда мир станет совершенным и все грешники обратятся к Нему.
Амиду (Шмоне-Эсре) каждый читает для себя вполголоса, стоя, а чтец повторяет ее громко для всей общины. В третьем благословении вставляется кедуша, когда молящийся отвечает чтецу тремя трижды произнесенными словами «Свят (евр. кадош) господь Саваоф», согласно Книге Исайи (Ис. 6:3), трижды произносимыми серафимами.
Одной из важнейших и наиболее часто произносимых молитв иудейского богослужения является кадиш, написанный на арамейском языке. Этой молитвой об освящении имени Бога и о приходе его царства заканчивается каждое богослужение.
В древние времена молитвы не записывали, верующие только слушали учителей, которые составляли собственные формулы. Первые сборники (ед. число — «Сидур» — «Порядок молитв») появляются только в IX в. Впоследствии сложились два вида сидуров — «Сидур сефардский» и «Сидур ашкеназский». В Восточной Европе сефардский сидур использовали хасиды. Сборник молитв и праздничных гимнов называется «Махзор» («Круг»).
Молитвы читают на еврейском, но разрешается использовать и другие языки, понятные молящимся. Тексты молитв являются каноническими и содержатся в соответствующих сборниках. Женщинам читать молитвы не обязательно.
В дополнение к ежедневным молитвам предписывается в различных случаях жизни произносить благословения и благодарственные молитвы. Помимо благословений, которые произносятся до и после еды, имеются особые благодарственные формулы на аромат цветов и пряностей, на особые явления природы: гром, молнию, радугу. Существуют особые благословения на встречу с мудрецом любого происхождения, царствующей особой, при большой покупке и т. д. Согласно правилам Талмуда, читать молитвы надо при покрытой голове, пренебрежение этим обычаем считается непочтительностью к Всевышнему.
Чтение Священного ПисанияОбязательной частью литургии является чтение Священного Писания в присутствии миньяна. Отрывки из свитка Пятикнижия Моисеева читают публично каждый понедельник и четверг, а в субботу дважды в день: утром и после полудня. Для этой цели весь текст разбит на 54 части — седарим — с таким расчетом, чтобы прочесть его за год. В Палестине это чтение занимало 3 года, но затем возобладала вавилонская традиция — чтение за 1 год. В субботу к чтению очередного отрывка добавляют отрывок из Пророков, подходящий по содержанию. Для чтения Торы к свитку вызывают по очереди несколько человек, которые произносят вступительное и заключительное благословения, а текст читает специальный чтец.
ГЛАВА 15
ИУДЕЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ
Иудейский календарь. Суббота. Песах, Шевуот, Суккот. Грозные дни. Ханука, Пурим, Тиша бэ-Ав. Полупраздники. Посты.
Иудейский календарьИудейские праздники (евр. йом тов — хороший день), по мнению многих исследователей, восходят ко временам родоплеменного общества и тесно связаны с циклом полевых работ. По мере изменения образа жизни иудейских общин они обрастали многими обрядами и обычаями, характерными для тех мест, где жили иудеи. (В дальнейшем мы будем говорить в основном, о традициях ашкеназских общин Восточной Европы.) Все традиционные иудейские общины объединяет еврейский лунно-солнечный календарь, на котором основана схема иудейских праздников.
Этот календарь сложился тогда, когда время отсчитывали лунными месяцами — от новолуния до новолуния. Поскольку длина лунного месяца составляет 29,5 дней, стали считать, что в одном месяце 29 дней, а в следующем 30, таким образом, лунный год оказался равен 354 дням. Согласно этому календарю, обычный (невисокосный) еврейский год насчитывает 354 дня, объединенных в 12 месяцев по 29 и 30 дней. Этот календарь имеет 19-летний цикл: к определенным 7 годам из этих 19 добавляется еще 1 месяц. Условно можно привязать месяцы к временам года: осень — тишре, хешван, кислев; зима — тевет, шват, адар; весна — нисан, ияр, сиван; лето — тамуз, ав, элул. Все иудейские праздники начинаются с захода солнца предыдущего дня.
Летоисчисление иудеев ведется от рассчитанной законоучителями Талмуда даты сотворения мира, которое, по установленной традиции, произошло 1 числа месяца тишре 3760 лет до н. э. Поэтому переход от грегорианского летоисчисления к иудейскому состоит в прибавлении к дате 3760. Например, 2005 г. по грегори- анскому календарю соответствует 5765 г. (2005 + 3760) по еврейскому. (Разница может состоять в несколько месяцев, потому что 1 тишре это осенний месяц, а гражданский год начинается с 1 января, то есть зимой.)
СубботаПраздник субботы (евр. — шаббат), по преданию, установлен самим Господом в память о шести днях творения, после которых «Он почил от всех дел и освятил день седьмой (Быт. 2:1-3)». Считается, что в этот день все труды должны быть отставлены. Под работой понимается создание или переделка предмета. В Мишне перечисляются 39 запретных работ. В субботу нельзя касаться рабочих инструментов, источников огня, денег, говорить о делах, ходить дальше 2000 шагов. Это радостный семейный праздник, сопровождаемый особыми молитвами и обрядами. Суббота начинается зажиганием свечей, что обычно производится женщинами. Затем отец благословляет детей. Даже самые бедные семьи стараются организовать праздничный стол. Как правило, на субботнем столе имеются две халы — большие пышные белые булки, в знак двойной порции манны, якобы получаемой при Исходе из Египта. Традиционное приветствие между иудеями в субботу — «шаббат шалом!» (евр. — мирной субботы). Окончание субботы знаменуется особой молитвой — гавдалой, читаемой над огнем и вином.
Песах, Шавуот, СуккотГлавными и самыми древними годовыми праздниками иудейского календаря являются Песах, Шавуот и Суккот. Эти праздники называются праздниками паломников, поскольку в древности они были связаны с паломничеством в Иерусалим, где в эти дни совершались жертвоприношения. Также они были тесно связаны с циклом земледельческих работ в Палестине: Песах — время уборки ячменя, Шавуот — уборки пшеницы, а Суккот — окончания сбора плодов осенью. Но в ходе веков в эти праздники были вплетены различные исторические и религиозные мотивы.
Песах (Пасха) празднуют 15-22 числа месяца нисан (март-апрель), в Израиле на один день меньше. Он посвящен событиям Исхода евреев из Египта под водительством Моисея. После отказа фараона отпустить евреев Бог подверг страну 10 казням. Во время самой страшной — десятой, когда ангел смерти поражал первенцев, жилища евреев он миновал (евр. — пасах). Отсюда и название. Праздник длится 8 дней. Первые два вечера (в Израиле только один вечер) на пасхальной праздничной трапезе — «седере» — читается Пасхальная Агада, где рассказывается об истории исхода из Египта. По древнему обычаю, вкушаются смоченная в соленой воде зелень, вареные яйца, пресные лепешки маца, горькая трава. В этот период евреи едят только мацу вместо хлеба, вообще изделия из зерна, включая даже спиртные напитки из него, запрещены в эти дни. Первый и восьмой день Песаха — нерабочие. В конце праздника едят кусочек мацы (афикомен) в память пасхального агнца, вкушаемого после трапезы во время существования Иерусалимского Храма. Это сопровождается пением «Лешана хабаа беирушалаим» (евр. «Следующий год в Иерусалиме»).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Иудаизм"
Книги похожие на "Иудаизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Всеволод Вихнович - Иудаизм"
Отзывы читателей о книге "Иудаизм", комментарии и мнения людей о произведении.