Петр Спирихин - Пустозерск моего детства
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пустозерск моего детства"
Описание и краткое содержание "Пустозерск моего детства" читать бесплатно онлайн.
Книга в жанре воспоминаний знакомит с укладом жизни пустозерцев в первой половине XX века.
История Пустозерска
Петр Михайлович Спирихин родился в Пустозерске 19 июня 1920 г. третьим ребенком в большой крестьянской семье. Его отец тогда был председателем исполкома Пустозерского волостного Совета крестьянских депутатов, а позднее — председателем правления волостного кооператива "Рыбак". Страна стояла в разрухе и государственная служба не могла быть, как сейчас, источником доходов и средством к существованию. Чтобы прокормить семью, Михаил Степанович, наравне с остальными мужчинами Городка, занимался и рыбным промыслом. Мать Мария Петровна разделила судьбу женщин северной деревни. На ее плечах лежала забота о детях, их воспитание и здоровье. Да еще уход за домашним скотом, заготовка кормов в летнюю страду - обязанностей деревенских женщин не счесть.
Петр Михайлович учился в Пустозерской и Оксинской начальных школах, а старшие классы заканчивал в Нарьян-Мар-ской средней школе.
В сентябре 1940 года его призвали на службу в ряды Красной Армии. Вернулся на родину в январе 1944 г., после тяжелого ранения, полученного при обороне Ленинграда. Бывший командир взвода и роты избрал одну из самых мирных профессий — учительскую. Два года был учителем и заведующим Пустозерской начальной школой, в 1946 г. поступил в Вологодский учительский институт, закончил его с отличием, и в августе 1948 г. принял нелегкую ношу директора сельской семилетней школы в деревне Никитцы. С 1952 г. — директор и преподаватель истории Великовисочной средней школы.
Отличительная черта Петра Михайловича — жажда знаний. Она и заставила его, уже зрелого человека и сложившегося профессионала-учителя в пятидесятые годы вновь сесть за учебники — теперь уже Архангельского педагогического института, который также он закончил с отличием.
Нужно сказать, что Петра Михайловича интересовала не только всеобщая история, но и вполне конкретная: далекое и близкое прошлое родного Городка — Пустозерска, родного края — Нижнепечорья.
Мальчишкой он жадно слушал легенды и рассказы старших о том, что когда-то Пустозерск был городом, что здесь стояла крепость, где под командой воеводы служили стрельцы, отражавшие нападения на Пустозерск ненцев-карачеев. Рассказывали о семи церквях и об отбывавшем ссылку протопопе Аввакуме, казненном по приказу царя. Старики даже указывали примерное место, где в специально сделанном срубе сожгли протопопа "со товарищи". При этом показывали, как он, объятый пламенем, поднял руку и завещал христианам креститься двуперстием. Аввакум представлялся борцом за народ, раз» царь приказал его сжечь. Из рассказов отца и матери Петр Михайлович много узнавал о Пустозерске более близкого нам времени — 19-го и 20-го веков.
Каждой весной, после спада воды, сельские мальчишки находили под берегом, размытым половодьем, остатки посуды, которой в давние времена пользовались жители Пустозерска, кусочки, и даже прямоугольные плитки слюды, заменявшей в старину оконные стекла, куски бересты по краям с отверстиями от шпилек. Вероятно, ими береста крепилась к стенам. Находили даже стволы и замки от стрелецких "пищалей" и т. д. "Жаль, что никто не направлял и не организовьшал этот сбор памятников материальной культуры", — говорит теперь Петр Михайлович.
В середине тридцатых годов газета "Пионерская правда" обратилась к пионерам с просьбой присылать в редакцию рассказы о своей малой родине. Пионер Петя Спирихин откликнулся на призыв небольшим рассказом, основанном в значительной степени на сведениях, поведанных ему Николаем Васильевичем Кожевиным. Так он впервые изложил на бумаге свои познания о Пустозерске. Хотя на страницах "Пионерской правды" рассказ не появился, это не ослабило интереса юного историка к прошлому Городка. Все, что узнавал о нем, он продолжал запоминать и записывать. И так в течение всей жизни. Интересом к Пустозерску он "заразил" и своих учеников.
Весной 1971 года в Великовисочной школе они провели вечер "Историческое прошлое Печорского края" на основе собранных Петром Михайловичем материалов. Увидев интерес к истории края и у взрослых, Спирихин подготовил лекцию и выступал с нею перед населением Великовисочного.
В январе 1987 года жизнь Петра Михайловича изменилась: он переехал в Нарьян-Мар. Здесь он получил возможность поработать непосредственно с документами — первоисточниками в Ненецком окружном архиве и осуществить свою мечту, написать историю Пустозерска и Нижнепечорья.
Результатом этой работы стали большие интересные очерки "Пустозерск в 19-м и 20-м веке", "Откуда пошла Великая Виска", "Пустозерцы на защите Отечества" и "Ему было семнадцать", печатавшиеся в окружной газете "Няръяна вындер" в 1989–1990 гг.
Детство Петра Михайловича пришлось на 20-30-е годы двадцатого века и совпало с последними десятилетиями существования древнего Пустозерска. Новая его работа — очерк "Пустозерск моего детства", продолжая тему, существенно отличается от прежних. Ее основа не документ, а память сердца, чувство душевной теплоты и любви — самое ценное отцовское наследство, остающееся в душе каждого человека на всю жизнь, как связующее звено поколений.
Людмила Корепанова
Пустозерск моего детства
Пустозерск двадцатых годов — это не город, а обычная, к тому же сравнительно небольшая северная деревня, насчитывающая 25–30 жилых домов и около сорока нежилых построек. Хозяйственные книги тех лет регистрируют 40 — 45 хозяйств, да постоянных жителей в пределах от 180 до 240 человек. К примеру, на 1 января 1918 года в Пустозерске проживало 45 семей, общим счетом около 200 человек. В списке населенных мест Архангельской губернии на 1 мая 1922 года в Пустозерске — 39 дворов и 239 жителей (104 мужчины и 135 женщин). Это, наверное, самый высокий за все годы показатель количества жителей села, в то время еще центра Пустозерской волости.
На 1 января 1928 года число жителей уменьшилось до 183 человек (77 мужчин и 106 женщин). Соответственно поубавилось и строений: жилых построек, по данным волостного статистического отчета, сохранилось 24, нежилых- 37. Однако в Нижнепечоръе все продолжали называть Пустозерск Городком, а его жителей — горожанами.
До лета 1924 года Пустозерск — административный центр Пустозерской волости, где проводились первые съезды Советов волости и находился волостной исполнительный комитет, центральный орган Советской власти Нижнепечорья. В августе 1924 года волостным центром стало с. Великовисочное, а Городок - центром Пустозерского сельсовета. В 1928 году центр сельсовета переместили в с. Оксино, и Пустозерск перешел в разряд третьестепенных населенных пунктов.
О былом величии Городка свидетельствовали лишь большое здание бывшего волостного правления и — истинное украшение села — Преображенская церковь с колокольней и пятью куполами. Её обшитые досками и покрашенные белой краской стены, железная кровля, высокая, тоже окрашенная, ограда с парадными воротами виднелись далеко вокруг. Построенная в 1837 году на каменном фундаменте, из отборного леса, преимущественно лиственничного, она прекрасно сохранилась. Церковь действовала до начала 30-х годов. В 1938-39 годах теплую, зимнюю ее половину переоборудовали под школу, а в 50-х — под интернат для престарелых и инвалидов. На местах других четырех бывших пустозерских церквей до начала 30-х годов еще стояли кресты, обнесенные хорошими оградками.
Службы в Преображенской церкви проходили при значительном количестве прихожан, в особенности в большие религиозные праздники Рождество, Пасха, Большая Парасковея. В такие дни в церковь приезжали и устьяне, а на Большую Парасковею — из многих других селений Нижнепечорья. Всегда хватало желающих, в том числе и детворы, посмотреть на церковный обряд венчания. Вообще сама свадьба, особенно известных людей, представляла собой значительное событие. К церкви подъезжал кортеж повозок с колокольчиками, с разукрашенной лентами упряжью. В первой, самой нарядной повозке находились жених и невеста, и в эту повозку впрягалась наиболее рысистая лошадь. Зрелище впечатляющее!
И все же не могу назвать пустозерцев тех лет людьми очень набожными. Старики особая статья. Могу судить по моим родителям и соседям. Никогда не видел, чтобы отец или мать крестились перед обедом или ужином, вообще не видел их дома молящимися, зато с любопытством подслушивал и подглядывал, как творили молитву бабушка и дедушка. Когда происходило что-нибуць неприятное, например, дождь во время гребли или метки сена, то в адрес бога слыхал от мужиков далеко не лестные выражения. Но помню, что, отправляясь на промысел к морю, отец всегда брал с собой небольшую иконку.
Мои земляки непременно вспоминали о Боге и обращались к нему за помощью в особо опасные минуты жизни. Мне навсегда запомнилось, как весной 1927 (или 1928) года несколько женщин поехали на большой лодке в верхний кут Городецкого озера, в так называемую Щучью Лахту за дровами, которых и летом требовалось немало для кухонных печей, для бань. Женщины рубили дрова, а мы, мальчишки, таскали их с бора в лодку и аккуратно складывали. К вечеру лодку основательно загрузили. Пора было возвращаться, но погода, с утра тихая, переменилась. Задул резкий северный ветер. Весенняя вода еще стояла, затопляя берега, озеро сделалось большим, и волны разгулялись на этом раздолье. Поверхность воды покрылась белыми "барашками", становилось страшно ехать им навстречу. Нас, малышню, усадили в самый нос лодки, и, сбившись в кучку, мы вздрагивали при каждом сильном ударе волн. Все напряженно молчали, слышался только скрип весел в уключинах. Думаю, что женщины в эти минуты беззвучно молились, потому что все время говорили нам: "Ребята, молитесь крепче, вы безгрешны, ваши молитвы скорее до Бога дойдут". Конечно, мы молились и благополучно доехали до дома, не утонули. Однако думаю, благодаря не молитвам, а сильным и натруженным рукам наших матерей, да кормщику, умело управлявшему лодкой.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пустозерск моего детства"
Книги похожие на "Пустозерск моего детства" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Петр Спирихин - Пустозерск моего детства"
Отзывы читателей о книге "Пустозерск моего детства", комментарии и мнения людей о произведении.