Ларс Браунворт - Забытая Византия, которая спасла Запад

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Забытая Византия, которая спасла Запад"
Описание и краткое содержание "Забытая Византия, которая спасла Запад" читать бесплатно онлайн.
Цивилизация, отнюдь не уступавшая западноевропейской в Средние века — и, напротив, во многом ее превосходившая.
В школах Константинополя обсуждали тончайшие нюансы литературного и философского наследия Платона, Сократа и Гомера, — а в Западной Европе еще не была создана даже «Песнь о Роланде». В византийскую столицу — величайший центр культуры, торговли, науки и ремесел — текли реки золота, византийские армии множество раз противостояли вражеским силам, готовым вторгнуться в Европу. И именно Византия была последним щитом между христианской Европой и мусульманским Востоком.
Читая увлекательную книгу Ларса Браунворта, читатель словно сам оказывается на улицах и во дворцах Константинополя в интересные периоды истории Ромейской империи…
За пять столетий последующего османского владычества трагическое противостояние Константина неодолимой силе ислама стало символом православной церкви в изгнании. Его статуя все еще стоит в Афинах, вызывающе подняв руку с мечом — первый мученик и вошедший в легенду неофициальный святой современной Греции.
Длительное сопротивление Византии исламу закончилось поражением — но, продолжая борьбу столь долго, империя одержала важную победу. Великие стены Константинова города задержали наступление мусульман в Европу на восемьсот лет, дав так необходимое Западу время для развития. Когда османская волна нахлынула на Византию, она была на пике своей силы; но вскоре мусульманские армий споткнутся у стен Вены, и Оттоманская империя начнет свое долгое отступление из Европы.
Падение Константинополя могло означать исчезновение последних следов Римской империи, но беспредельный свет ее знаний не погас. Беженцы потекли в Западную Европу, неся с собой утерянные сокровища греческой и римской цивилизаций.
Первый проблеск гуманизма уже тронул западные сердца, и они восприняли драгоценный дар Византии с восторгом. Неполные копии работ Аристотеля были хорошо известны уже давно — но теперь Европа познакомилась с Платоном и Демосфеном, была глубоко взволнована «Илиадой» и очарована Ксенофонтом и Эсхилом. Эмигранты из Византии стали наставниками таких разных знаменитостей, как Петрарка и Боккаччо, а состоятельный Козимо Медичи был настолько впечатлен византийским преподавателем, что основал Платоновскую академию во Флоренции. Итогом стало возрождение — Ренессанс, как его скоро назовут, — во время которого Западная Европа заново познакомится со своими корнями.
Другие изгнанники бежали в Россию, последнее великое православное государство, и попытались заново осуществить византийскую мечту. У правителей тех обширных северных земель уже имелись византийский алфавит и восточная душа, и они с радостью приветствовали пришедших. Они приняли титул «царь» — свой вариант титула «цезарь» — и восприняли двуглавого орла, сделав его своим символом. Византийское искусство сплелось с местными стилями и продолжало процветать на Балканах и к северу от них.
Русские никогда не забывали ослепительного видения Константинополя, унаследованного ими, и желание вернуть его надолго стало неосуществимой мечтой Российской империи. Они так глубоко прониклись им, что даже Сталин, воодушевленный победой коммунизма, разделил ее память и воспринял уроки ее истории и темное недоверие к Западу, что все еще преследуют Кремль.
Но без сомнения, самым главным наследником Византии стала православная церковь. Использованная национальными силами в XIX и XX веках, церковь стала вместилищем культуры, связывающим народы бывшей империи со славными временами их прошлого. Сегодня византийский орел гордо развевается на национальных флагах от Албании до Черногории, а также во многих других странах, пусть каждый раз и в локальной версии.[223]
Лишь на Западе о произошедшем почти позабыли, хотя без Византии история Ближнего Востока и Европы в лучшем случае неполна, а в худшем — непостижима. Когда в тот ужасный вторник дым турецких пушек в конце концов развеялся, обнаружилось, что в мире произошли глубокие перемены. Средние Века окончились, и Западная Европа стояла на грани выдающегося культурного взрыва. Спустя всего тридцать пять лет после падения Константинополя Бартоломеу Диаш обогнул мыс Доброй Надежды, открыв морской путь в Индию. А всего через четыре года после этого события малоизвестный итальянский исследователь по имени Христофор Колумб, используя переведенный византийский текст Птолемеевой «Географии», открыл Америку.
В головокружительную эпоху географических открытий, рассвет которой уже брезжил на горизонте, не осталось места для запутанных воспоминаний о Византии. Великий бастион, что тысячу лет защищал Европу, был предан забвению, и слово «византийский» стало изображать народ империи в карикатурном виде, означая бессмысленную заумность и таинственные зловещие замыслы. Эти обвинения были настолько же незаслуженными, насколько и ложными, и в результате помешали Западу воспринять уроки, преподнесенные историей на примере Византийской империи.
Родившись из того же культурного источника, что дал жизнь Западной Европе, Византия отыскала свое собственное уникальное равновесие в традиционном противостоянии церкви и государства, веры и здравого смысла. Ее владения простиралась на земли, что давно считались мятежными по своей природе, и хотя она часто допускала ошибки и терпела неудачи, за ней все же стояло наследие стабильности и даже единства на протяжении более чем в тысячу лет.
Величайшая трагедия обширных и славных полотен ее истории заключается не в том, как она пала, а в том, что в памяти Запада она оказалась отброшена и забыта, ее голос остался не услышанным, а уроки — не усвоенными. Впрочем, для тех, кто хочет видеть, одинокая Феодосиева стена все еще стоит, обветшалая и заброшенная, протянувшись на многие мили от Мраморного моря до вод Золотого Рога. Она по-прежнему служит наглядным свидетельством эпической борьбы, происходившей пять веков назад, и неустаревающим напоминанием о том, что Римская империя окончилась не унижением маленького Августа, а героизмом Константина.
ИЗБРАННАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
ПЕРВИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ
330–600
Неоценимую помощь в изучении истории принятия христианства Константином Великим оказали следующие две книги (а особенно отчет Евсевия, найденный Маасом), содержащие информацию о богословских проблемах, повседневной жизни и тексты императорских эдиктов с IV века до вторжения мусульман в VII веке:
Lactantius. De Mortibus Persecutorum, [О смертях гонителей] J. L. Creed, ed. & trans. Oxford: Clarendon, 1984;
Maas, Michael. Readings in Late Antiquity. [Заметки о поздней античности] London: Routledge, 2003.
В том, что касается правления Юлиана Отступника, я в основном опирался на его основного биографа:
Ammianus Marcellinus. The Later Roman Empire [Поздняя Римская империя] (A.D. 354–378), W. Hamilton, ed. & trans. New York: Penguin Classics, 1986. Также была использована работа:
Wright, Wilmer С. Julian: Volume III [Юлиан: том III]. Cambridge: Harvard University Press, 2003.
Последняя представляет собой собрание писем и записей публичных дискуссий, которые вел император, начиная с момента, когда он первый раз надел доспехи в Галлии и заканчивая злополучной персидской кампанией в 363 году.
Сочинения Прокопия — официальные («О постройках» и «Истории войн») и, конечно, скандальная «Тайная история» — оказались неоценимым источником в исследованиях времен правления Юстиниана:
Procopius. Buildings [О постройках]. Н. В. Dewing, ed. & trans. Cambridge: Harvard University Press, 2002;
Procopius. History of the Wars: The Persian War [История войн: Персидская война] Books 1&2. Н. В. Dewing, ed. & trans. New York: Cosimo Classics, 2007;
Procopius. History of the Wars: The Vandalic War [История войн: Война с вандалами] Books 3&4. Н. В. Dewing, ed. & trans. New York: Cosimo Classics, 2007;
Procopius. The Secret History. [Тайная история] G. A. Williamson, ed. & trans. London: Penguin Classics, 1966.
600-1000
Этот период охватывает византийские «темные века», когда письменные источники становятся немногочисленными. К счастью, «Хроника Феофана» отчасти проливает свет на это время. Этот труд, написанный монахом IX века, описывает возвышение Ираклия и борьбу империи за выживание в период религиозных раздоров и атак извне. Две главные эпохи того периода — споры об иконоборчестве и приход к власти Македонской династии — подробно расписаны в чудесном переводе Льва Диакона и «Жития восьми святых», сделанном Элис-Мэри Тэлбот.
Talbot, Alice-Mary. Byzantine Defenders of Images: Eight Saints’ Lives in English Translation. [Византийские защитники икон: Житие восьми святых в английском переводе] Washington, D.C.: Dumbarton Oaks, 1998.
Talbot, Alice-Mary. The History of Leo the Deacon: Byzantine Military Expansion in the Tenth Century [История Льва Диакона: Византийская военная экспансия в десятом веке]. Washington, D.C.: Dumbarton Oaks, 2005.
Turtledove, Harry. The Chronicle of Theophanes [Хроника Феофана]. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1982.
1000–1453
Рассматривая промежуток от Первого до Четвертого крестового похода, я полагался на свидетельства Анны Комнины, Иоанна Киннама, Михаила Пселла и Никиты Хониата с восточной точки зрения и Жуанвиля и Виллардуэна — с западной:
Choniates, Niketas. О City of Byzantium: Annals of Niketas Choniates [О городе Византии: Анналы Никиты Хониата]. Trans. Harry J. Magoulias. Detroit: Wayne State University Press, 1986;
Comnena, Anna. The Alexiad [Алексиада]. London: Penguin Classics, 1969;
Kinnamos, John. Deeds of John and Manuel Comnenus [Деяния Иоанна и Мануила Комнинов]. С. М. Brand, ed. & trans. New York: Columbia University Press, 1976;
Psellus, Michael. Fourteen Byzantine Rulers [Четырнадцать византийских правителей]. London: Penguin Classics, 1966. Shaw, M. R.;
B. Joinville and Villehardouin: Chronicles of the Crusades [Хроники крестовых походов]. New York: Penguin, 1963.
ВТОРИЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Вторичные источники, оказавшиеся наиболее полезными, можно разделить на две группы: общие обзоры византийской истории и работы, посвященные отдельным периодам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Забытая Византия, которая спасла Запад"
Книги похожие на "Забытая Византия, которая спасла Запад" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ларс Браунворт - Забытая Византия, которая спасла Запад"
Отзывы читателей о книге "Забытая Византия, которая спасла Запад", комментарии и мнения людей о произведении.