» » » » Кудрат Эргашев - Позывные — «02»


Авторские права

Кудрат Эргашев - Позывные — «02»

Здесь можно скачать бесплатно "Кудрат Эргашев - Позывные — «02»" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детектив, издательство Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, год 1982. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Кудрат Эргашев - Позывные — «02»
Рейтинг:
Название:
Позывные — «02»
Издательство:
Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма
Жанр:
Год:
1982
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Позывные — «02»"

Описание и краткое содержание "Позывные — «02»" читать бесплатно онлайн.



Сборник «Позывные — «02» составили приключенческие повести и рассказы о буднях советской милиции, о нелегкой, порой героической службе работников в милицейской форме.

Произведения эти были отмечены на II Республиканском конкурсе Министерства внутренних дел УзССР и Союза писателей Узбекистана «Вахта бессменная» на лучшее литературно-художественное произведение о деятельности органов внутренних дел.






— А вот учитель у вас останавливался… — осторожно начал Санджар. — Я бы хотел спросить…

— Знаю, сынок, знаю, неспроста вопросы задаешь… Не знаю, что он там сделал, только вот что я тебе скажу — он непонятный человек! Все разбогатеть хочет и быстрым способом… Все ищет…

— А что он искал?

— Мумие…

— Разве оно здесь есть?

Старик кивнул:

— Есть. Я даже знаю, на какой горе и в какой пещере. Это один день пути на ишаке. Здесь, на этом месте, где стоит пасека, жили до революции русские. То ли политические ссыльные, то ли староверы. У них был дом, скотина, пчелы… Когда пришел самый большой сель — все снесло, и они ушли отсюда. Глава их семьи сказал перед смертью сыну, а тот внуку, что в этих горах есть мумие и, наверное, точно, где именно, сказал… Так вот тот самый внук, майор, он служит в Чирчике, приезжал сюда искать. Днем он уходил в горы, а вечером мы пили водку, и он рассказывал, как здесь раньше было хорошо… Сколько зверя и птицы водилось… А потом он уехал…

— Так он нашел мумие?

— Говорил: нет. Но уж очень сумки увозил тяжелые. А я-то знаю, что здесь есть мумие и самое хорошее. А те, которые взрывают гору на Угаме и кипятят камни в молоке, — это не то… У них с примесью…

— Говорили ли вы об этом Акрамджану?

Умурзак покачал сухой головой:

— Нет… По нему видно, что для себя старается… Я и молчал об этом…

— Расскажите, пожалуйста, как вы расстались в последний раз?

— Слишком быстро… Он проводил ребятишек, посидел, попил чаю, как обычно, ушел в горы, но неожиданно вернулся, забрал свой рюкзак и ушел. Причем ушел в другую сторону.

— Как в другую?

— Ну… Не туда, а туда, — старик показал в противоположную от селения сторону. — Я вышел вслед за ним, чтобы спросить, что это он так рано. Вижу: он во-он по той горе уходит. Туда… — старик показал пальцем. — Он что, не вернулся в Хумсан?

— Вернулся и ночью ушел неизвестно куда.

Старик покачал опять головой:

— Непонятный человек.

— Я схожу, пожалуй, в ту сторону, — поднимаясь, сказал Санджар. — А к вечеру вернусь, и мы еще потолкуем… Хорошо?

— Только не задерживайся, сынок, я приготовлю шурпу!

Санджар свистнул Каплана, тот с радостью затанцевал лапами по земле, увидев его. Санджар полез по тропинке, по которой сутки назад ушел учитель.

* * *

Каплан уже не шастает по сторонам, а бежит стремительно вперед, как будто нацелен на что-то.

Вот он остановился на развилке тропинки и терпеливо ждет Санджара.

В этом месте Кергелек-сай раздваивается. Левый поток стекает по склону горы и прозывается «Мужские слезы», а правый — «Священные ванны». Название «Мужские слезы» не имеет ничего общего с легендой. Гора, по которой стекает вода, как-то сразу, по всей вершине, заросла зеленым мохом. Кто-то смотрел на нее, смотрел и выпалил: «Мужские слезы». И пошло: «Кто пойдет на «Мужские слезы»?» Не просто в поход, а именно на «Мужские слезы». Неизвестно, кроме студентов и отдыхающих, знают ли местные жители, что это — «Мужские слезы», а это — «Священные ванны»?

Как ни странно, но автором легенды «о священной ванне» был сам Санджар…

Это было несколько лет назад. Тогда он учился в физкультурном институте и, конечно, не помышлял о работе в уголовном розыске.

Он проходил практику в одном из спортивно-оздоровительных лагерей в качестве физрука и как-то повел группу студентов в эти места в поход. Шли по правой стороне. Названия «Мужские слезы» тогда еще не существовало, а может, и было, но ни Санджар, ни студенты его не знали, тем более, что шли в сторону теперешних «ванн»… Тропинка все круче уходила вверх и шла рядом с речкой…

Солнце было вовсе скрыто кронами деревьев, нависшими над головой. Поэтому, когда дошли до громадной естественной ванны, выбитой в скале падающей струей воды, — остановились передохнуть, но купаться не стали. Сидели, болтали в живописном уголке перед обратной дорогой, потому что дальше пути, как оказалось, не было; впереди шли высокие обрывистые скалы… Санджар, чуть остыв, искупался в ледяной воде и, видя, что его примеру никто не последовал, начал рассказывать сочиняемую на ходу историю.

«В дальние времена Ташкентом правил жестокий хан. Он был из простой семьи и добился высочайшей власти, сначала разбойничая с маленькой шайкой друзей, а потом, уже став богатым, ведя грабительские войны.

Как известно, у узбеков существовало кастовое расслоение общества «хужа» и «пукара». «Хужа» — это привилегированная аристократическая каста, чьи предки совершили «хадж» в Мекку. «Пукара» — простой народ. И поэтому естественно, что хан, выходец из простого звания «пукара», всячески притеснял всех, кто принадлежал к сословию «хужа». Он разорял их поместья, отнимал имущество, рабов и изгнал таким образом из Ташкента много влиятельных и могущественных родов и семейств. Им разрешалось селиться только в этом районе. Отсюда и название города Ходжикент»…

В этом месте Санджар мысленно себе поаплодировал: свел первый конец: Хужакент — Ходжикент.

«Изгнанные, конечно же, интриговали: пытались вернуть политическую власть, имущество, землю и собирали под свои знамена всех недовольных и обиженных. Здесь проходили учебу молодые воины, формировались отряды для борьбы с ханом.

Но хан тоже не дремал: он посылал сюда время от времени хорошо вооруженные карательные отряды.

С приближением ханских войск на холмах зажигались сигнальные костры и, если собиралось достаточно воинов для отпора, — завязывался бой.

В тот несчастный для изгнанных день большой конный отряд, который вел старший сын хана, преследовал убегающий род одного некогда влиятельного князя… Догнали их по дороге в Хумсан… Завязался бой…

Против хорошо вооруженных и обученных воинов дрались не только мужчины, но и женщины, старики, девушки и даже подростки. Но, конечно, победила сила.

Единственная уцелевшая девушка, дочь князя, поскакала по Кергелек-саю. Она была изранена в жестокой сече: ударом копья перебита рука, кровь заливала лицо…

Там, где мы проходили, — напомнил Санджар, — возле фермы, конь под ней пал… Дальше девушка ползла… А по пятам гнался сын жестокого хана с верными телохранителями, чтобы уничтожить последнего свидетеля расправы.

Девушка доползла до этого места, со стоном упала в эти студеные прозрачные воды и…»

Тут Санджар сделал неимоверно длинную паузу, внимательно осмотрел притихшую стайку студенток, как они реагируют на его выдумку, — и, увидев заинтересованные лица, вдохновенно продолжил: «…Легенда гласит… Как только девушка выкупалась в этой ванне, раны моментально затянулись, и она стала красивее прежнего.

Подбежавший сын хана увидел ее, влюбился… И, конечно, женился!!!

И с того времени изгнанным «хужа» было возвращено: все — права, имущество, власть…

А эта ванна стала считаться священной…

Сюда ежегодно привозили девушек и купали при достижении ими совершеннолетия или перед тем, как выдать замуж, чтобы дети были здоровые, семья счастливая, а род неуклонно процветал».

Санджар помнит: не успел он закончить последнюю фразу, как бедные уставшие и продрогшие студентки как будто между прочим завозились, зараздевались и дружно полезли в ледяную, зато «святую» воду…

Половина из них потом простыла и чихала два-три дня…

А по дороге в лагерь студентки все допытывались у Санджара: красивы они уже или еще нет?

С той поры девушки стали самовольно уходить в горы в сопровождении парней, которых они оставляли чуть ниже «Священных ванн», а сами купались в «святой» воде до посинения.

А ведь без учителя физкультуры уходить в горы не разрешалось, хорошо, что все обошлось благополучно.

Самое интересное во всей этой истории, что когда Санджар года через два приехал отдохнуть сюда, на танцах в соседнем лагере две девушки спросили его:

— А вы не были на «Священной ванне»?

— Нет, — удивился Санджар. — А что, даже такая есть?

— Ну-у, вы темный человек! — определили девушки. — Вот, послушайте народную легенду об этой ванне.

И рассказали, перебивая друг друга, историю, некогда выдуманную Санджаром. Что-то было приукрашено, добавлено, в общем, сказать им, что это он автор «народной» легенды, Санджар, конечно, не решился… Все равно бы не поверили…

* * *

Каплан посмотрел на Санджара и перешел речку в сторону «Мужских слез».

«Значит, — отметил Санджар, — если Каплан идет по следу учителя, тот намеренно делал такой крюк, словно чего-то опасался… Может, Умурзака? Ну что ж… — решил лейтенант. — И мы сделаем такой крюк…» — и перешел на другую сторону…

Не доходя до горы, по которой стекали «Мужские слезы», метров триста-четыреста, высилось плато с очень высокими и очень старыми деревьями. Они росли и гнили тут, видимо, веками, так как площадь под их кронами была завалена толстыми трухлявыми стволами. Громадный такой ствол едва ли без труда поднял бы один человек.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Позывные — «02»"

Книги похожие на "Позывные — «02»" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Кудрат Эргашев

Кудрат Эргашев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Кудрат Эргашев - Позывные — «02»"

Отзывы читателей о книге "Позывные — «02»", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.