» » » » Н. Новиков - Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах


Авторские права

Н. Новиков - Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах

Здесь можно скачать бесплатно "Н. Новиков - Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Издатель М.А. Леонов, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Н. Новиков - Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах
Рейтинг:
Название:
Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах
Автор:
Издательство:
Издатель М.А. Леонов
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
5-902236-07-Х
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах"

Описание и краткое содержание "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах" читать бесплатно онлайн.



Переиздание работы видного отечественного военно-морского историка капитана 1 ранга Н.В. Новикова, посвященной боевым действиям флота против берега на Черном море в годы Первой мировой войны. Наиболее подробно в книге рассмотрены совместные действия Черноморского флота и Приморского отряда Кавказской армии в 1916 г. при наступлении вдоль анатолийского побережья.

Текст подвергнут незначительной стилистической правке и дополнен комментариями. Названия английских и германских кораблей приведены в оригинальном написании, турецких — в русской транскрипции. Тактико-технические элементы кораблей откорректированы по современным источникам.

Для широкого круга читателей, интересующихся военной историей.

Издатель благодарит за предоставленные фотографии Кузнецова Л.А., Харитонова С.Н.






И здесь качества «эльпидифора» как подвижной артиллерийской платформы оказывали большие услуги армии, вызывая громадные симпатии со стороны сухопутных войск, скоро оценивших многосторонние и разнообразные способности «эльпидифоров».

Обладая способностью принимать значительное количество десанта (от 500 до 1000 чел.)[86] и грузов (до 1300 т), «эльпидифоры» были неоценимыми помощниками при больших десантных операциях в качестве разгрузочных судов, передававших людей и снабжение с морских транспортов на берег. В прежнее время при выполнении десантных операций для выгрузок обычно пользовались специальными десантными баржами или ботами, двигавшимися при помощи весел или на буксире катеров. Обладая малой вместимостью и плохой мореходностью, такие боты были слабым подспорьем при выгрузках, особенно при наличии зыби или прибоя, поэтому выгрузки были делом весьма длительным. Эта медленность и затрата большого времени при высадках сильно стесняла все оперативные замыслы и расчеты, делая десантные операции делом весьма сложным, опасным и подверженным неудачам. С привлечением «эльпидифоров» условия эти изменились в значительной степени, сократив время выгрузок в несколько раз. Опыт высадок на берегах Лазистана у Ризе (две бригады) и у Трапезунда (две дивизии) показал, что при наличии достаточного числа «эльпидифоров» выброска на берег значительного десанта — вопрос нескольких часов, тогда как в прежнее время эта операция заняла бы несколько суток. Подойдя к борту транспорта, «эльпидифор» по сходням и трапу принимал в первую очередь людей, причем время посадки не превышало 15–20 мин. В следующие рейсы принимались лошади и грузы, которые подавались одновременно несколькими стрелами, причем лошади, повозки, кухни шли на палубу, остальной груз — в трюмы. Отвалив от транспорта, «эльпидифор» шел к берегу вылезал на него носом и начинал быстрым темпом разгрузку, причем лошади выводились прямо на мелководье, достигая берега самостоятельно (19–20 м), а грузы или подавались через носовые сходни, или выгружались на легкие временные пристани.

ОПЕРАЦИИ У АТИНЫ

План операции

По плану операции надлежало, посадив ночью десант на «эльпидифоры», выйти из Батума под прикрытием двух миноносцев, с расчетом пройти с темнотой путь к месту высадки и быть у него перед рассветом. Использовав элемент внезапности, высаженные войска должны были сейчас же, закрепившись на берегу, ударить в тыл противнику. В это время транспорт с артиллерией и грузами должен был держаться в море и подойти к берегу уже засветло.

Для подготовки десанта и тренировки в деле совместного плавания тральщиков с миноносцами ночью без огней в Батуме была произведена необходимая практика с высадкой десанта днем и ночью. При дневном маневре было проделано несколько простейших эволюции в строю двух кильватерных колонн (миноносец и в кильватер ему тральщик), а при ночном — сделана высадка и два ночных перехода со съемкой с якоря без огней{170}.

Подготовка операции

2 марта, накануне операции, генерал Ляхов, начальник его штаба[87], все командиры сухопутных и морских частей, участвующих в операции, коменданты пунктов высадки и командиры кораблей вышли на миноносце «Жаркий» для производства рекогносцировки и выбора пунктов высадки. Последние были выбраны по обе стороны г. Атины (см. схему 10) в тылу турецкой позиции, в 4–5 милях от нее. Рекогносцировка выявила, что неприятельская позиция не только сильно укреплена с фронта, но что турки, считая ее трудноодолимой с фронта, озаботились укреплением ее и со стороны моря, так как на протяжении двух километров по берегу были замечены окопы и ряды проволочных заграждений. Таким образом, неприятель допускал возможность внезапной высадки во фланг.

Наличие этих оборонительных сооружений и побудило остановиться на пунктах высадки в указанном выше районе Атины. Рекогносцировка дала возможность командному составу вполне учесть обстановку предстоящей операции и наметить главнейшие направления удара. Тотчас же по возвращении материалы рекогносцировки были подробно обсуждены и введены в разработанный в окончательном виде план операции. В первый день по плану одновременно с наступлением левого фланга Приморского отряда в нагорной части фронта кораблям отряда («Ростислав», «Кубанец», «Завидный», «Жаркий», «Заветный», «Строгий») надлежало обстрелять неприятельские позиции в береговом районе.

Выполнение операции

4 марта в 6 ч указанные корабли вышли в море и по соединении со «Стремительным», находившимся ночью в крейсерстве, направились к неприятельским позициям.

В 10-м часу линейный корабль «Ростислав», имея впереди себя две пары тралов, приблизился к неприятельским позициям у р. Беюк-Дере; вскоре вслед за кораблем подошла канонерская лодка «Кубанец». Закончив траление, миноносцы вступили в охрану больших кораблей. В 10 ч утра линейный корабль «Ростислав» начал обстрел неприятельских позиций по указаниям с берега, причем корректировка стрельбы производилась при посредстве береговой радиостанции. Неприятельская батарея открыла по кораблю огонь; несколько снарядов легли довольно близко от корабля, но попаданий не было. Вскоре огонь неприятельской батареи прекратился, но в течение дня батарея еще несколько раз открывала огонь по кораблю на короткие промежутки. Канонерской лодке «Кубанец» было приказано разрушить артиллерийским огнем несколько домов у места, выбранного для производства ночной высадки десанта, что и было исполнено. Обстрел неприятельских позиций с моря с перерывами производился до вечера{171}. К заходу солнца «Ростислав» удалился в море, канонерская лодка «Кубанец» и миноносец «Стремительный» стали на якорь в Хопе, а миноносцы «Заветный» и «Завидный» остались для ночного крейсерства в районе Ризе — Атина.



Схема 10. Карта Кавказского театра войны с приморским фронтом (февраль — июнь 1916 г.)

Перед вечером в Батуме была произведена посадка назначенного десанта на суда. Всего было принято: на тральщик № 18 батальон пехоты (1150 чел.), на тральщик № 65 батальон пехоты (815 чел.) и на транспорт взвод артиллерии и два взвода пулеметной команды (150 чел. в 104 лошади).

Выход десанта

С прибытием с моря миноносцев «Жаркий» и «Строгий», назначенных для конвоирования десанта, последний около 18 ч вышел в море и перешел в Хопу, где все суда оставались до наступления полной темноты. В 1 час ночи 5 марта десантный отряд в строю двух кильватерных колонн снялся с якоря и вышел в Атину, с расчетом подойти туда с рассветом. Транспорту было приказано идти самостоятельно и быть у места высадки с полным рассветом.

В 6-м часу, подойдя к Атине, колонны разделились, как было условлено: миноносец «Жаркий» подвел тральщик № 18 к назначенному пункту высадки восточнее г. Атины, миноносец «Строгий» подвел тральщик № 65 к назначенному пункту высадки западнее того же города. Ввиду того что высадку требовалось произвести точно в назначенных пунктах, так как вблизи были подводные камни, то для обозначения их были ночью выставлены шлюпки с условленными огнями, обращенными к морю. У места высадки тральщика № 18 была поставлена моторная шлюпка с миноносца «Жаркий», у места высадки тральщика № 65 стал крепостной моторный катер «Арго» с офицером сухопутной артиллерии. «Арго» стоял неудачно, и его огней своевременно не увидели.

Высадка и занятие побережья в тылу Атины

В 5 ч 45 мин тральщик № 18, подойдя к берегу, опустил сходни и начал высадку войск. Несмотря на относительную близость (3–4 мили) пункта высадки от укрепленной неприятельской позиции на р. Беюк-Дере, приближение судов замечено не было, так как минут 20 или 25 высадка продолжалась без единого выстрела, и лишь после того, как по крайней мере три четверти людей было высажено, раздалось несколько ружейных залпов и отдельных выстрелов; открыть огонь миноносцу даже не пришлось.

Тральщик № 65, подведенный к месту высадки миноносцем «Строгий» на несколько минут позже, произвел высадку людей также совершенно благополучно за 12 минут и лишь после этого был обстрелян с берега из пулемета; тральщик тотчас открыл огонь из своих орудий и отошел от берега; миноносец «Строгий» также открыл огонь по берегу; другим судам пришлось сделать по несколько выстрелов, так как неприятельский пулемет вскоре умолк. Убитых и раненых на судах не оказалось.

С наступившим вскоре рассветом к месту высадки подошел транспорт, ставший на якорь и начавший тотчас же производить выгрузку при помощи ботов. Одновременно для прикрытия подошли миноносцы «Стремительный». «Заветный», «Завидный»{172}, линейный корабль «Ростислав» и канонерская лодка «Кубанец». Вскоре к месту высадки были приведены две роты пленных, часть коих была отправлена на транспорт, а через некоторое время к месту высадки уже прибыл сухим путем с передовых позиций генерал Ляхов, проехав через фронт брошенной турецкой позиции.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах"

Книги похожие на "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Н. Новиков

Н. Новиков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Н. Новиков - Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах"

Отзывы читателей о книге "Операции флота против берега на Черном море в 1914-1917 годах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.