Вадим Деружинский - Тайны Беларуской Истории.

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Тайны Беларуской Истории."
Описание и краткое содержание "Тайны Беларуской Истории." читать бесплатно онлайн.
Весь беларуский народ объединился, защищая свое Отечество от оккупации. Враг, обладавший огромной военной силой, не смог победить беларуский народ — более слабый в военном отношении, но неизмеримо более сильный духом; точно так произошло и в Великой Отечественной войне. Поэтому для беларусов обе эти войны во всем похожи, как близнецы…
Глава 18. БЕЛАРУСКИЕ КАЗАКИ.
В последние годы в беларуских средствах массовой информации появились сообщения о «возрождении беларуского казачества», якобы рожденного в ходе войны 1654—1667 годов. Но существовало ли вообще когда-то беларуское казачество?
Люди, знающие историю Отечества, сообщения о «возрождении» беларуского казачества воспринимают примерно так же, как «возрождение турецких янычар» в Сербии или Болгарии. Ведь казаки на протяжении веков являлись главной силой царизма в подавлении нашей государственности и нашего национального духа. Поэтому понятны опасения: не подрывает ли это «возрождение» устои Беларуского государства? Не станут ли у нас казаки снова реакционной черносотенной силой, нагайками насаждающей российское великодержавие?
Один из генералов молодого беларуского казачества, с которым я подробно беседовал на эту тему, считает, что эти страхи напрасны.
Во-первых, никакого именно беларуского казачества — в этническом смысле — у нас нет. Есть казаки, либо потомки казаков, приехавшие в разные годы из казачьих областей России или Украины, а не беларусы. «Беларускими» они называются только по месту жительства.
Во-вторых, хотя у части их преобладает российский или украинский менталитет (с прохладным отношением к истории Беларуси и всему ее национальному), но большинство давно считают Беларусь своей Родиной — и видят своим призванием служение ей, а не великодержавной России или идущей своим собственным путем Украине.
Однако казачество в Беларуси остается все-таки явлением экзотическим, не местным, поэтому наши журналисты, рассказывая о нем, часто неточны, а то и просто находятся в плену мифов.
10 января 2008 года газета «Кобрин информ» поместила в рубрике «Знай наших! » статью «Кобринские казаки». Ее автор Маргарита Савчук пишет:
«Минувший год был ознаменован тем, что в Кобрине появились казаки, и не заезжие, а свои, местные. Настоящие ли они казаки, откуда их корни и чем они занимаются? »
Далее она приводит историю казачества:
«Истории известны 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Уральское, Сибирское, Астраханское, Оренбургское, Забайкальское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское и три городских полка — Красноярский, Иркутский и Енисейский. У каждого из казачьих войск был свой неприятель, свой план военных действий, свои в песнях воспетые герои. В отличие от Украины, где для зарождения казачества были специфические условия — вольные безлюдные степи и постоянная опасность, Беларусь как край, который жил «по старинке» и издавна заселен оседлыми жителями, не имела собственной казацкой организации. Но 22 июня 1654 года, когда православный шляхтич Константин Юрьевич Поклонский вместе со своими сподвижниками прибыл к царю, Алексей Михайлович подарил ему 40 соболей и 50 рублей, а также чин полковника, и разрешил организовать Белорусский казацкий полк. Эта дата и считается датой рождения белорусского казачества».
Сразу можно отметить: внутренних причин для возникновения в Литве-Беларуси казачества не было, оно было создано только при оккупации ее чужеземным царем. Почему же, в таком случае, не появилось свое финское казачество в Финляндии, захваченной Российской империей? Почему не было польского казачества — в Польше, захваченной Россией?
18 января 2008 года газета «Советская Белоруссия» поместила статью Юрия Жыгамонта, ведущего телевизионного проекта «Путешествия дилетанта», под названием «В поисках утраченного». В ней уважаемый телеведущий писал:
«Все знают об украинских, кубанских казаках, о Запорожской Сечи тоже все слышали. При этом многие и не догадываются, что и у нас в XVII веке была своя автономная казацкая республика. Знакомьтесь: город Чаусы, Могилевская область, Беларусь. Бывшая столица белорусского казачества.
… Началась 13-летняя война Московии с Речью Посполитой. И в 1654-м Чаусы захватили войска русского царя Алексея Михайловича. В русской армии в то время служил белорусский шляхтич Кастусь Поклонский. В самом начале войны русские власти рассчитывали опереться на белорусскую шляхту, пообещав оставить за ней все угодья и добавить земли тем, кто перейдет на сторону царя. Так Чаусы и достались в подарок Кастусю Поклонскому. А он создал там казачий полк. Сюда потянулись крестьяне, горожане, мелкая шляхта — все стремились записаться в Чаусский казачий полк. Не прошло и полгода, как полк насчитывал более 6 тысяч человек.
Само собой, все это Поклонский делал с разрешения царя-батюшки, разъяснив ему, что здесь будет белорусская казачья автономия в составе Российской державы. Но со временем Кастусь начал вести свою политику, не зависимую от русского царя. Автономия превратилась в независимое белорусское казачье государство со столицей в Чаусах.
Царь тут же распорядился арестовать Поклонского. Но тот вместе со своим войском перешел на сторону ВКЛ к Янушу Радзивиллу. Таким хитрым ходом он сохранил белорусским городам независимость, а себе — свободу… И все же как ни стремилась казачья столица остаться независимой, после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году Чаусы вошли в состав Российской империи».
Все это неверно. Не были Чаусы никакой «казачьей столицей Литвы» (именно Литвы, а не Беларуси, и говорить следует о «литвинских» или «литовских казаках», а не «беларуских»). О похождениях Поклонского мы поговорим позже, а пока коснемся вопроса — кого вообще считать казаком.
Кто такие казаки?
Начнем с того, что казаки — это этнос, а не сословие. Причем в самой статье «Кобринские казаки» было выделено крупно в рамочке: «Казак — с тюркского языка означает «вольный человек»». (Должен попутно отметить, что сколько существует всяких казачьих атаманов, генералов и полковников — столько же имеется разных, порой самых экзотических представлений о происхождении казаков, то есть они у каждого свои. Чтобы рассказать обо всех, пришлось бы написать отдельную книгу, но сама эта тема — уже не история Беларуси. )
Выскажу лишь некоторые (подчеркиваю — некоторые) представления об истоках казаков. Как считает ряд российских лингвистов и историков, слово «казак» происходит от названия страны Хазария или Козария: так называли жителей этой страны, располагавшейся от Крыма до Северного Кавказа и берегов Каспия. (Видимо, те же истоки у названий Казань и Казахстан, который с 1995 года называется Kazakstan — «страна казаков». )
Хазары-козары были группой кочевых тюркских племен (смешанных частично с сарматами), умело державшихся в седле. Но казаки как воины впервые упоминаются в летописях под 1395 годом, причем Л. Н. Гумилев, как и другие российские историки, считал, что основную часть войска Мамая в Куликовской битве составляли именно казаки (народы Дона и Северного Кавказа).
Украинские казаки формировались в Запорожье (буквально «За порогом Руси») из русифицированных тюрок и беглых русинов, жили по законам тюрок — ведь казацкие обычаи являются тюркскими обычаями Хазарии. Российские же казаки формировались из тюркских племен, присягнувших московским царям. В царской России «казак» означало национальность — причем казаков не считали не только русскими, но даже славянами.
Это не должно удивлять. Например Донское казачье войско (столица — Новочеркасск) — это исторически войско народа черкасов, и в XIX веке донские казаки еще говорили на своем черкасском языке (не путать с черкесским). Историки из числа самих казаков полагают, что казаки происходят от готов (кстати, так думал и Адольф Гитлер, называвший казаков «более высокой расой, чем славяне»). Свою дорусскую историю казацкие историки возводят к великой стране Готланд, существовавшей на Дону в начале I тысячелетия и ранее. Мне эта концепция кажется «сыроватой» уже потому, что в таком случае Хазарию-Козарию следует прежде всего называть прямой наследницей Готланда — но этот тезис историки не принимают (правда, о Хазарии вообще мало сведений сохранилось, это страна-загадка).
После революции казаки стали опорой антисоветского движения, поэтому власти СССР стремились лишить казаков своего лица, своей сути. В первые годы советской власти в паспортах в графе «национальность» казакам так и писали — «казак». Однако в рамках задачи ликвидации казачества такую запись запретили, а все казачество насильно записали «в русских». Именно на этой почве возникло у нынешних казаков массовое заблуждение: они считают себя «русскими» и «славянами», хотя были в прошлом славяноязычными тюрками или — как говорят казацкие историки — готами (а казаки Дальнего Востока — это буряты и монголы).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Тайны Беларуской Истории."
Книги похожие на "Тайны Беларуской Истории." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Вадим Деружинский - Тайны Беларуской Истории."
Отзывы читателей о книге "Тайны Беларуской Истории.", комментарии и мнения людей о произведении.