Алексей Чурбанов - Грешники

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Грешники"
Описание и краткое содержание "Грешники" читать бесплатно онлайн.
В основе романа — отношения в любовном треугольнике, разворачивающиеся в среде городской интеллигенции, поиск свободы, сложные взаимоотношения с церковью, борьба за жизнь и счастье.
Роман можно отнести к жанрам «любовная проза» и «философская проза».
В любом случае — это проза актуальная.
— Были.
— Ну?
— Что?
— Как что? Только шизофреник будет утверждать, что динозавры существовали и эволюционировали в течение миллионов лет и верить в то, что Бог создал всё живое за неделю? Не пугай меня, Валя.
— Да мы не знаем, что и когда создавалось. Время вообще недоступно научному пониманию. Наука изучает только то, что ей позволено изучать и насколько ей это позволено. И не надо задаваться. Да и вообще, эмпирическая наука в том виде как она существует сейчас — это дитя европейской цивилизации, как и атеизм. Получается, что то, о чём ты здесь говоришь, — это чисто европейская шизофрения. В других цивилизациях наука знает своё место и не пытается…
— Ну и где сейчас эти цивилизации?
— Как где? А Япония, а Индия, а Китай, в конце концов?
— Особенно Китай… Давай честно: европейский путь показал, что христианство кончается. Всё лучшее из христианства вошло в обычную человеческую мораль. И не нужно подпорок из Бога, ангелов, херувимов, Святого Духа и кого там ещё.
— Ну, тогда останется только моральный кодекс строителя коммунизма.
— Не вижу ничего плохого в идее и даже в тексте. Вижу плохое только в реализации. Сейчас кодексы морали и поведения широко применяются в бизнесе: всякие там корпоративные миссии, профессиональная этика. Родоначальником всего этого можно считать христианство.
— Мавр сделал своё дело, мавр может уходить?
— Истинно говоришь. Философ всегда философ. И вера твоя, даже если называть это верой, — философская.
Шажков понял, что Охлобыстин хочет завершить спор. Валентин был не против, но вино его возбудило, и у него теплилась ещё одна невысказанная мысль.
— Сейчас, Рома, — торопливо проговорил Валентин, — безбожный двадцатый век был поворотом в сторону для человечества, он показал тупиковый путь, так ведь? Развязали две мировые войны — ухлопали шестьдесят миллионов людей. Создали в России атеистическое государство — ухлопали ещё тридцать миллионов. Холокост — ещё несколько миллионов по национальному признаку. Развивали науку — сделали ядерную бомбу. Мы только-только начали выбираться из этого дерьма, а ты: «мавр может уходить». Не смейся, Рома, но роль веры в будущем возрождении человечества огромна.
— Ладно, Валя. Ты хоть студентов-то этому не учишь?
— Студент сейчас пошёл умный, сам знаешь. Он нам фору кое в чём даст. Но для него романтика науки — это покрытое пылью прошлое. А вот по вере при всём их прагматизме они скучают.
— Да ну?
— Представь себе.
— Keep dreaming, как говорят супостаты.
Шажков заметил, что коллеги смотрят на него с сочувствием.
— Ты-то сам себя к европейцам причисляешь или нет?
— спросил Охлобыстин, доливая по очереди все бокалы рубинового цвета вином.
— Да, но к христианам, а не к тем, кто тащится от репербанов и кофешопов.
— А третьего, естественно, не дано?
— Если зреть в корень, то нет, — сказал Валентин и тут же понял, что в запале перегнул палку. И замолчал.
Зато Хачатуров, до этого задумчиво сидевший в стороне от стола и маленькими глотками отхлёбывавший вино из бокала, неожиданно оживился и продолжил уже затухавшую дискуссию.
— Вы выражаете два популярных взгляда на обсуждаемую проблему, поэтому ваш спор интересен только с социологической точки зрения. А если по существу, то вы оба далеки от истины.
— Какова же ваша точка зрения, если не секрет? — без особого энтузиазма спросил Охлобыстин. Судя по всему, он, как и Шажков, в душе досадовал на то, что вступил в этот бессмысленный детский спор, недостойный не только кандидата философских наук, но и просто более или менее зрелого человека.
— А я не имею точки зрения, — улыбаясь, ответил Хачатуров, — я считаю, что не нужно рассуждать о том, чего не понимаешь. Я вот не знаю и не рассуждаю.
— Удобно. Но за освящённой водой ходили.
— Так то ж традиция, связь с предками, так сказать, — хитро прищурился Хачатуров, — меня матушка всегда лечила крещенской водой.
— Помогало?
— Да кто знает. Жив-здоров, как видишь.
— Александр Владимирович, — вступила в разговор доцент Маркова, — ребята спорят, выражают неочевидные истины, подставляются под критику, а вы гладенько так, обтекаемо — не знаю, не состоял. Боитесь, что ли?
— Давно ничего не боюсь. Но я, правда, не знаю. Ну ладно, чтобы вам приятнее было: конечно, какой-то толчок извне мироздание получило, но что это было, гадать не хочу.
— Может, инопланетяне?
— Кто их знает.
— Ну, скажите, Александр Владимирович, — попросила Настя Колоненко.
— Идите сюда, скажу на ушко.
— Да ну вас.
— Издеваетесь над ребёнком, — осуждающе произнесла Маркова, сделав длинный глоток из бокала, — скучно вас всех слушать… Что такое «рыбак», знаете?
— Извините, в прямом или в переносном смысле?
— В самом прямом. Рыбак — это человек, который вовсе не имеет целью поймать рыбу. Он получает кайф от процесса. Вот вы все здесь рыбаки. Да и вообще все мужчины — рыбаки. Нет ничего скучнее, чем слушать рыбаков и тем более спорить с ними. Правда, Настя?
— Мария Васильевна, я в целом согласна с вами про рыбаков, но не согласна, что здесь все рыбаки.
— Ладно, не все, не все, — замахала руками Маркова. Валентин из за её спины показал Насте большой палец, отчего та заулыбалась и её лицо расцвело розовой свежестью.
— А ты, Настюша, на чьей стороне в этом рыбацком споре? — спросила Настю Маркова.
— Я думаю, что вера должна быть.
— А сама как? — поднял чёрные брови Рома Охлобыстин.
— Пока никак, к сожалению.
— Что и требовалось доказать.
— Роман Яковлевич, всё-таки вы очень наступательны сегодня, — Маркова перочинным ножичком чистила над салфеткой киви, — хотя это вообще-то свойственно атеистам.
— Да и Валентин Иванович, как мы видим, не подставляет другую щёку, — радостно подхватил Охлобыстин, — хотя это должно быть вообще-то свойственно христианам.
— Прошу не поминать всуе, — ответил Шажков.
— Жалко мне вас обоих, — вдруг снова подкинул полешек в затихший спор Хачатуров. Трудно быть атеистом — это вечная борьба с окружающей действительностью. Трудно быть верующим — это вечная борьба с собой.
— Ну, Александр Владимирович, вы мастер формулировать, — поцокал языком Охлобыстин, — а у вас, стало быть, третий путь?
— Стало быть.
— Акуна матата?
— По фене я не ботаю.
— Пофигизм, другими словами?
— Ну, где-то так. Цивилизованный пофигизм, если так можно выразиться.
Зазвонил телефон. Охлобыстин снял трубку, послушал и протянул её Шажкову: «Тебя из отдела аспирантуры».
— В такое время? — удивился Шажков и взял трубку.
На том конце тоже удивились, видимо, не рассчитывая застать, и спросили, кто курирует соискателя Чубаренко.
— А с кем я? — ещё не совсем отойдя от спора, немного нервно спросил Валентин.
— Да это Надежда Павловна, — засмеялись в трубке, — не узнали, Валентин Иванович?
— Тьфу ты, чёрт, не узнал. А вы-то как узнали, что я ещё здесь?
— Интуиция.
— Чубаренко — это мой, — понизив голос, сказал Валентин, — а что?
— У него защита пятнадцатого, а отзыв в деле только один.
— Будут отзывы. Два — у меня. Остальные ждём.
— Давайте, а то я попаду под танк, вы же знаете, как сейчас строго.
— Не волнуйтесь, я в последний момент остановлю танк.
— Лучше бы не в последний, Валентин Иванович.
Деловой телефонный разговор Шажкова как-то разом вернул всех к действительности: часы уже показывали девять. Разговоры свернулись. Быстренько допили вино и стали собираться. Рома Охлобыстин был особо предупредителен по отношению к Валентину, вроде как победитель к побеждённому.
«Подставился я, — подумал Шажков, — теперь будут обсуждать. Тоже мне верующий философ. А обосновать не умеет!»
Он, впрочем, не чувствовал себя ни сколь-нибудь уязвлённым, ни расстроенным по этому поводу. Наоборот, выговорившись, он теперь был как пистолет с взведённым курком, готовый ко всему.
4
Через несколько дней Шажкова вызвал к себе профессор Климов. В кабинете у шефа сидели трое студентов-пятикурсников. Судя по всему, он уговаривал их поступать в аспирантуру. Увидев Валентина, Климов махнул рукой и скомандовал:
— Марш отсюда, молодёжь. Два дня даю на раздумье. А то сразу по окончанию — в военкомат. Заинтересовал я их, как ты думаешь? — обратился он к Шажкову, протягивая ему руку, когда за студентами закрылась дверь.
— По лицам не похоже.
— Плохо вы работаете с людьми. Даже девицы — и те не торопятся. Глядите, план по аспирантам не выполним.
— Так всегда сначала бывает. Потом очухаются и придут. А от девчонок ещё придётся отбиваться.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Грешники"
Книги похожие на "Грешники" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Чурбанов - Грешники"
Отзывы читателей о книге "Грешники", комментарии и мнения людей о произведении.