Анатолий Томилин - Хочу всё знать [1970]
![Анатолий Томилин - Хочу всё знать [1970]](/uploads/posts/books/408049.jpg)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Хочу всё знать [1970]"
Описание и краткое содержание "Хочу всё знать [1970]" читать бесплатно онлайн.
«Хочу всё знать» (1970 г.) — альманах научно-популярных статей для детей.
ВНЕ ЗЕМЛИ
А. Томилин. Зачем мы летим в космос? Рис. Е. Войшвилло
П. Клушанцев. Какая ты, Венера? Рис. Е. Войшвилло
Геннадий Черненко. Прыжок с «эфирного острова». Рис. Е. Войшвилло
К. Ф. Огородников. Зачем нужна людям Луна? Рис. Е. Войшвилло
Г. Денисова. Растения в космосе. Рис. Ю. Смольникова
Геннадий Черненко. Дворец космоса
А. Антрушин. Лунная «земля»
Е. Войшвилло. Орбитальные станции. Рис. Е. Войшвилло
ЗЕМЛЯ
Н. Сладков. Нерукотворная красота. Рис. Ю. Смольникова
Б. Ляпунов. Люди океана и космоса. Рис. Ю. Смольникова
Л. Ильина. Черные бури. Рис. Ю. Смольникова
А. Быков. Каменная мумия. Фото автора
А. Муранов. Огненные стрелы небес. Рис. Ю. Смольникова
Л. Ильина. О ядохимикатах и насекомых. Рис. Ю. Смольникова
В ЛАБОРАТОРИЯХ УЧЁНЫХ
Ю. Коптев. Загадки три — разгадка одна. Рис. С. Острова
А. Томилин, Н. Теребинская. Три заповеди экспериментатора. Рис. С. Острова
Ю. Xарик. Должен ли уголь гореть? Рис. С. Острова
Ю. Коптев. Удерживает магнитное поле. Рис. С. Острова
А. Кондратов. Молодая наука о древностях. Рис. К. Претро
Ирина Фрейдлин. В дебрях микромира. Рис. К. Претро
Г. Григорьев. Там, где хранится память… Рис. К. Претро
Ю. Барский. Машина, ваш ход! Рис. С. Острова
Б. Бревдо. Поезд «на горе». Рис. С. Острова
СТРАНИЦЫ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПРОШЛОГО
А. Новиков. «Какая увлекательная область…» Рис. В. Бескаравайного
А. Новиков. Идеи, изменяющие мир. Рис. В. Бескаравайного
Е. Мелентьева. «Из далёких времён». Рис. В. Бескаравайного
В. Санов. Искровцы возвращаются в строй. Рис. В. Бундина
П. Капица. Шура Маленькая. Рис. В. Бундина
Г. Мишкевич. В. И. Ульянов (Ленин) и Иван Бабушкин. Рис. В. Бундина
Р. Ксенофонтова. Три встречи с Лениным. Рис. В. Бундина
Л. Радищев. Ночной разговор. Рис. В. Бескаравайного
В. Нестеров. Флаг и герб Страны Советов
О. Туберовская. Три монумента славы. Рис. В. Тамбовцева
И. Квятковский. Бессмертный крейсер. Рис. В. Тамбовцева
Евг. Брандис. У истоков поэтической Ленинианы. Рис. В. Тамбовцева
ПРО ВСЯКОЕ
А. Пунин. Союз железа и бетона. Рис. Ю. Смольникова
Е. Озерецкая. «Чистое золото». Рис. В. Тамбовцева
О. Острой. Песня о Родине
Б. Раевский. Плитка шоколада. Рис. Б. Стародубцева
Т. Шафрановская. Гримасы моды. Рис. К. Претро
П. Белов. Кирилл Петрович
М. Любарский. Двадцать лет спустя. Рис. В. Бундина
Б. Рощин. По родному краю с миноискателем. Рис. В. Бундина
Р. Разумовская. Змеиный танец. Рис. К. Претро
Имена Уотсона и Крика стали упоминаться рядом с именами Дарвина, Менделя, Мечникова, а само открытие послужило началом цепной реакции других открытий, которые вынесли молекулярную биологию в число заглавных наук нашего времени.
Успехи молекулярной биологии подстёгивали исследователей в смежных областях, заставляли спешить всё того же Хидена. Хиден поставил перед собой задачу — выяснить, меняется ли соотношение разных «букв» — азотистых оснований нуклеиновой кислоты — при обучении животных: ведь всякое обучение связано с запоминанием. Хиден справедливо полагал, что если после обучения количество «букв» изменится, значит, появился какой-то другой «текст», возникли новые «слова».
Дальше всё происходило как в цирке. Белых молодых крыс учили ходить по проволоке длиной почти в метр, да ещё натянутой под углом. Минут 15 длился проход — аттракцион. Но уже на третий день путь занимал всего две минуты. Прогресс был налицо. Оказалось, что количество РНК в клетках мозга возросло, а что главное — изменился нуклеотидный состав РНК, состав тех самых букв, изменилось их количество, которое свидетельствовало и об изменении текста.
Значит, в РНК обученных крыс появились какие-то новые записи. Увы, прочесть эти записи нельзя: язык нам не знаком, да и много ли скажешь, зная только, как изменилось количество букв?
Этот новый текст, как бы повествующий о том, как нужно ходить по проволоке, сохранялся 48 часов, а потом, словно невидимая рука стирала записи с доски памяти, запоминаемое исчезало…
А между тем в череде дней, из которых складывалась история молекулярной биологии, пришёл день 14 августа 1961 года. В этот день с трибуны Международного биохимического конгресса в конференц-зале Московского университета прозвучало сообщение молодого американского учёного Маршалла Ниренберга о том, что ему совместно с другим биохимиком Генрихом Маттеи удалось расшифровать язык молекул ДНК.
Каждые три нуклеотида — три коротеньких звена длиннейшей цепи ДНК — образовывали одно «слово»: название аминокислоты, которая сама по себе есть звено другой цепи — белковой. В строгой последовательности записаны на ДНК эти рецепты белков. Какие звенья белка соответствуют каким звеньям ДНК — это-то и удалось прочесть Ниренбергу и Маттеи, образно говоря, им удалось составить словарь того языка, грамматика которого была открыта Уотсоном и Криком.
Теперь, после всех этих работ, можно было попытаться нарисовать картину «алхимической кухни» клетки. В этой кухне нет ни ярких огней, ни горластых реторт. За миллионы лет суровый отбор оставил только всё самое необходимое, рациональное.
…Когда клетке нужен определённый белок, с того участка ДНК, где записан рецепт этого белка, снимается копия: на этом участке синтезируется рибонуклеиновая кислота, повторяющая кодовую запись на ДНК. Этот своеобразный слепок с ДНК, получивший название информационной РНК, поступает в специальную молекулярную «машину» — рибосому, хитро задуманную всё той же природой. Непрерывно подходит к рибосоме «транспорт» со строительными материалами — аминокислотами. Их тащат на себе коротенькие молекулы — РНК другого типа — транспортные. Поток информации, поток сырья и поток энергии превращается в рибосоме в уникальную по архитектуре молекулу белка.
Эта стройная картина внесла ясность в мир человеческих представлений о молекулярной биологии и смуту в мир нашего понимания молекулярных основ памяти. В самом деле, во-первых: какая РНК принимает участие в формировании памяти? Информационная? Транспортная? А есть ещё и РНК, входящая в состав рибосом. Сперва московский биохимик профессор В. Я. Бродский, всё тот же Хиден, а затем американец Дж. Лемп и его сотрудники разными методами и на самых различных объектах показали, что в процессе обучения (а следовательно, запоминания) меняется количество молекул РНК, большую часть которой составляет именно информационная.
Но информационная РНК, согласно уже классической схеме, фактически исполняет роль курьера, переносящего информацию из главного хранилища белковых рецептов к «фабрикам» белка — рибосомам.
Так, может быть, двойная спираль ДНК — главная «фигура» в основах памяти? Или белок?
И вот уже советский биолог, член-корреспондент АН СССР В. Л. Рыжков, выдвигает гипотезу о том, что память записана на нити ДНК. Согласно его гипотезе, под влиянием нервного импульса меняется количество ионов калия и натрия в клетке, а ионы (это известно) влияют на спираль ДНК: отдельные участки двойной спирали закручиваются или раскручиваются: закручено, раскручено, как точка — тире, точка — тире… В раскрученных местах идёт синтез информационной РНК.
Вроде бы всё согласовано, но вот в конце 1968 года в лондонском журнале «Природа» появляется известие: выделили небольшой белок, и он-то и есть носитель памяти… Так где же истина? Может быть, надо рассматривать всю триаду ДНК—РНК—белок? И как рассматривать, как ставить те опыты, которые должны дать ответ?
ВОЗНЕСЕНИЕ ЧЕРВЯ
«Если поблизости от вас, читатель, имеется пруд со стоячей водой, заросшей тростником, и покрытый широкими листьями водяных лилий — попробуйте найти здесь маленького плоского червя — планарию. Иной раз достаточно перевернуть несколько лежащих на заиленном дне камней, чтобы найти на нижней стороне одного из них зеленоватую или зеленовато-коричневую планарию…» Так начинается в I томе нового отечественного издания «Жизнь животных» очерк о плоских червях.
История, о которой пойдёт речь, началась с того, что американские учёные У. Корнинг, Дж. Мак-Конелл и другие выработали у планарий условный рефлекс — сокращение тела в ответ на световой сигнал. Для этого в многочисленных опытах вспышку света подкрепляли ударом электрического тока до тех пор, пока одна световая вспышка, без всякого подкрепления током, стала вызывать сокращение тела планарий.
Планарии обладают удивительной способностью к регенерации: в одном из опытов их тело расчленили на 279 частей, и из каждой части возникал нормальный червь со всеми присущими планариям органами.
После выработки рефлекса червя разрезали поперёк, и через некоторое время обе половины вырастали в целых червей. При этом и «головной» и «хвостовой» червь помнили то, чему их обучили до операции — требовалось намного меньше попыток, чтобы вновь выработать рефлекс.
Опыт повторили, но на этот раз обе половинки на период регенерации поместили в слабый раствор рибонуклеазы — белка, расщепляющего, как бы разрывающего рибонуклеиновую кислоту — РНК. Замысел внешне был прост: если в образовании следов памяти принимает участие РНК, содержащаяся в нервных клетках, то фермент, её расщепляющий, должен «уничтожить» память, подобно огню, уничтожающему основу книги — бумагу, а вместе с этим и всё, что на бумаге записано.
Червь, регенерировавший из «головы», в растворе фермента сохранил свой рефлекс, «хвостовая» планария всё забыла.
Может быть, фермент просто не мог проникнуть в «голову»?
В научной литературе высказывались сомнения в правильности результатов Мак-Конелла.
Но вот в Пущине на Оке на симпозиуме, посвящённом проблемам памяти, появились результаты советских учёных А. Н. Черкашина и И. М. Шейнмана. Они содержали планарий в слабом растворе рибонуклеазы, не разрезая их, и оказалось, что и в этом случае образования условных рефлексов не происходит.
«Магнитофонная лента» памяти как бы обрела свою «стирающую головку».
Внешность планарий обманчива — нежное тело скрывает свирепого хищника. Планария нападает на мелких животных, например рачков, и высасывает их, рвёт на части, глотая куски целиком.
Свирепостью планарий и воспользовался Мак-Конелл, а затем и другие учёные. Необученных планарий кормили кусочками обученных, пытаясь таким образом передать им «память», зафиксированную в молекулах РНК. И действительно, планарии, съевшие своих «учёных» родственников, обучались быстрее, чем планарии, которых кормили «неучёными».
На Международном конгрессе по психологии в Москве в 1967 году Дж. Мак-Конелл рассказал о своих последних опытах.
Вначале он выяснил, какой рукав в Т-образном лабиринте (светлый или тёмный) больше нравится планариям. Как только планария попадала в этот рукав, она получала удар током. Через некоторое время наученная горьким опытом планария уже отказывалась идти в свой «любимый» рукав лабиринта и шла в другой, безопасный. Дальше Мак-Конелл кормил необученных планарий обученными.
Оказалось, что накормленные планарии двигались в тот же рукав лабиринта, куда направлялись их «учёные» жертвы.
Эти опыты стали сенсацией прессы, породив целую гамму оттенков: от мрачных прогнозов до шуток. Начало им положил сам Мак-Конелл, который в одном из публичных докладов шутя сказал, что ему понятно, почему в древние времена в некоторых племенах поедали одряхлевших мудрецов, и что профессоров-пенсионеров следовало бы превращать в пилюли и прописывать студентам.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Хочу всё знать [1970]"
Книги похожие на "Хочу всё знать [1970]" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анатолий Томилин - Хочу всё знать [1970]"
Отзывы читателей о книге "Хочу всё знать [1970]", комментарии и мнения людей о произведении.