Веникеев Витальевич - Севастопольские маршруты. Путеводитель

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Севастопольские маршруты. Путеводитель"
Описание и краткое содержание "Севастопольские маршруты. Путеводитель" читать бесплатно онлайн.
Автор приглашает совершить увлекательные экскурсии по нехоженым и малоизвестным маршрутам исторического центра, ближних и дальних окрестностей города. Читатель получит представление о достопримечательностях и памятных местах, связанных со становлением Севастополя и Черноморского флота, обороной города в 1854-1855 гг., революционными событиями, подвигами советских воинов во время Великой Отечественной войны, о сегодняшнем облике города-героя.
Для широкого круга читателей.
В I в. н. э. берега бухты увидели римскую кавалерию и, вероятно, флот. В XIV в. здесь появились генуэзцы. Церковь на улице Рубцова под Крепостной горой построена в 1357 г. "скромным мужем, консулом и комендантом" крепости Чембало (так итальянцы трансформировали греческое Сюмболон) Симоном дель Орто.
В XV в. окончилось сооружение крепости, стены которой видели много героических и трагических событий. В 1433 г. местные жители с помощью князя Алексея, владетеля княжества Феодоро, столица которого была на горе Мангуп, захватили крепость. В следующем году генуэзский флот под командованием Карло Ломеллино появился у входа в бухту, но натолкнулся на бон из бревен, скрепленных цепями. Завязался яростный морской бой, генуэзцам удалось оттеснить защитников, уничтожить бон и прорваться в бухту. С кораблей был высажен десант с невиданным оружием - артиллерией. Можно представить себе, в какой ужас поверг феодоритов грохот бомбард, падение мраморных ядер... Крепость пала.
Недолго генуэзцы владели Чембало. В 1475 г. все их колонии прибрала к рукам Османская империя. Поселение получило новое имя - Балаклава ("рыбье гнездо"), при нем была заложена небольшая верфь. Сюда же турки отправляли в заточение крымских ханов.
Проходили века... Никто уже не нападал на старую крепость. Иногда только в море появлялись суда запорожских или донских казаков. Они пускались в далекие и опасные морские походы, чтобы освободить томящихся в неволе братьев и сестер. Этим отважным мореходам случалось захватывать турецкие корабли прямо у входа в бухту.
В 1773 г. в Балаклаве впервые зимовали суда русской Азовской флотилии - турки сдали крепость без боя. В 1783 г. неподалеку был основан Севастополь, а в Балаклаве поселился греческий батальон, принимавший участие в войне с Турцией на стороне России.
В начале сентября 1854 г. войска враждебной России коалиции - Англии, Франции и Турции высадились на крымский берег южнее Евпатории. 14 сентября английская армия подошла к крошечной Балаклаве. Никто не ожидал, что городок станет сопротивляться. Но из-за домов грянул ружейный огонь, ударили орудия из крепости. Стреляли четыре небольшие мортиры поручика Маркова и рота греческого батальона под командованием полковника М. Л. Манто. К Балаклаве приблизился английский флот и подверг старую крепость обстрелу из своих орудий. И все же бой продолжался. Лишь после того, как гарнизон крепости израсходовал боеприпасы, англичане смогли войти в город и взять в плен нескольких тяжелораненых. Остальные защитники скрылись в горах.
Англичане находились в Балаклаве до 1856 г., здесь они учредили свою главную базу и постарались устроиться с максимальным комфортом: построили набережную, водопровод, шоссейные дороги; предместье Кадыковку превратили в торговый и увеселительный центр с магазинами, ресторанами, гостиницами. Появилась и железная дорога с паровой тягой. Прокладку ее закончили в феврале 1855 г. всего за семь недель. Эта дорога протяженностью 12,8 км позволила переправлять грузы с кораблей в военное депо англичан, находившееся у современной Максимовой дачи. Впоследствии построили еще одну ветку - к подножию горы Гасфорта, где обосновались итальянцы. Поскольку подъем на Сапун-гору, к Максимовой даче, тогдашние паровозы преодолеть не могли, на вершине установили два локомотива, и их двигатели с помощью металлического троса и специального барабана тянули наверх грузовые платформы. После войны железную дорогу разобрали и продали туркам.
В 1941-1942 гг. у стен Балаклавы героически сражались воины 456-го стрелкового полка 109-й стрелковой дивизии Приморской армии. Командовал ими полковник Герасим Архипович Рубцов, человек редкого мужества. В совершенно невыносимых условиях, находясь практически в полуокружении, полк сражался до последнего патрона.
Г. А. Рубцов погиб в последние дни обороны. В честь него названа одна из улиц в центре Балаклавы.
Несмотря на тяжелые бои, которые шли в 1941-1942 и 1944 гг., город сохранил свой древний облик. В частности, уцелела застройка конца XIX - начала XX в., т. е. тех лет, когда Балаклава была популярным курортом. Дома эти изрядно обветшали, требуют капитального ремонта, и он - надо отдать должное строительным организациям - производится своевременно. Но вот беда - ремонт имеет свои правила и расценки, которые никак не предусматривают восстановление лепных украшений фасада, изготовление индивидуальной "столярки" для сложных оконных и дверных проемов, укладки на крышах старой черепицы, отливки фигурных решеток балкона. Поэтому облик Балаклавы стремительно меняется. После капитального ремонта оригинальный старый дом, пленявший обилием декора, непохожестью окон в старинных переплетах, резными и чугунными балконными ограждениями, превращается в скучную ординарную постройку с гладким, невыразительным фасадом. Предпринимались попытки объявить центр Балаклавы комплексным памятником архитектуры (особую озабоченность проявляет общество охраны памятников), но пока что попытки эти успеха не имели.
Реальная опасность грозит и церкви Симона дель Орто (1357 г.) - самому старому зданию Балаклавы. Одна из балаклавских организаций, несмотря па протесты общественности, собирается превратить церковь в лабораторный корпус с надстройкой второю этажа. Понятно, что это приведет к полному уничтожению памятника.
В послевоенный период в Балаклаве увеличилась площадь застроенной территории раза в два. За это время появилось немало интересных по архитектуре зданий. Примером могут служить здания Балаклавского райкома партии (конец 50-х годов), Севастопольского лесхоззага (1971 г.), кафе-столовой на улице Крестовского (1978 г.) и другие. Кроме чисто архитектурных достоинств, эти здания имеют одну общую положительную черту - при их строительстве не был снесен ни один из старых домов Балаклавы, оригинальнейшего уголка нашей Родины, которым так восхищался Александр Куприн.
ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ
Пляжи Южного берега Крыма состоят в основном из гальки твердых пород - гранитов, базальтов, диабазов. По берегам Гераклейского полуострова преобладают обкатанные обломки известняка, которыми, как мелом, можно писать на школьной доске. А вот пляжи западного побережья, начиная от Константиновского мыса на Северной стороне Севастополя - сплошь песчаные. Тянутся они почти непрерывной лентой до скал мыса Тарханкут, что севернее Евпатории. В пределы Севастополя входит изрядная часть этого побережья - 24 км.
Начинается западный берег очень людными пляжами. От Толстого мыса (он немного севернее Константиновского, большой, приземистый, словом, "толстый") следует пляж турбазы КЧФ, дальше - знаменитый пляж Учкуевка (по имени давно не существующей деревни Уч-Куя, принадлежавшей когда-то адмиралу Ф. Ф. Ушакову).
В Учкуевке береговой обрыв срыт - не только для того, чтобы обеспечить удобный доступ к пляжу, но, главным образом, из-за оползней. Здесь устроен причал, к которому подходят катера из города. Севернее причалов нет, хотя пляжи прекрасные. Первые километры берега поделены между различными учреждениями.
Пойма Бельбека тоже осваивается. Уже сооружена платная охраняемая автостоянка -кемпинг. К услугам приезжающих - индивидуальные домики. Проектируются пионерские лагеря, пансионаты.
Двигаясь по пляжу на север, придется перейти вброд и сам Бельбек. Но это очень простая переправа - река летом глубиной по колено. Как ни странно, но тюркское слово "бельбек" означает в переводе "сильная, напряженная спина, хребет". Глядя на крошечную речушку, сонно тянущуюся в низких песчаных берегах, вы будете недоумевать, почему ей дали такое имя? Но в половодье (а оно в Крыму бывает дважды в год - весной, когда тают снега в горах, и осенью, в период дождей) уровень воды в Бельбеке поднимается на несколько метров, иногда река заливает всю долину и мчится к морю, неся на своей "напряженной спине" вырванные с корнем деревья, а норою и обломки домов.
Со стороны суши пойменная долина замкнута невысокими возвышенностями - это начинаются Мекензиевы горы. Местность прочно вошла в историю города, особенно в годы Великой Отечественной войны.
Во время обороны Севастополя 1941-1942 гг. Мекензиевы горы были ключевой позицией наших войск. Фашистское командование предпринимало все возможное для их захвата, стремясь выйти к северному берегу Севастопольской бухты. Особенно ожесточенные бои развернулись здесь с 8 июня 1942 г. Железнодорожная станция Мекензиевы Горы трижды переходила из рук в руки. Неподалеку от станции находилась героическая зенитная батарея № 305, которой командовал старший лейтенант И. С. Пьянзин. Когда орудия вышли из строя, кончились боеприпасы, 365-я вызвала огонь на себя...
Своим названием эта местность обязана адмиралу Ф. Ф. Мекензи, в 1783-1786 гг. командовавшему эскадрой Черноморского флота. Шотландец Томас МакКензи, ставший Фомой Фомичем Мекензи, с 1765 г. служил на русском флоте, участвовал в Чесменском сражении, служил на Балтийском флоте. В 1783 г. в чине контр-адмирала был направлен на создававшийся тогда Черноморский флот. Будучи командующим эскадрой, принимал активное участие в строительстве Севастополя. Тогда же получил от Г. А. Потемкина земли под хутор в районе нынешних Мекензиевых гор, отсюда и пошло название этой местности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Севастопольские маршруты. Путеводитель"
Книги похожие на "Севастопольские маршруты. Путеводитель" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Веникеев Витальевич - Севастопольские маршруты. Путеводитель"
Отзывы читателей о книге "Севастопольские маршруты. Путеводитель", комментарии и мнения людей о произведении.