Веникеев Витальевич - Севастопольские маршруты. Путеводитель

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Севастопольские маршруты. Путеводитель"
Описание и краткое содержание "Севастопольские маршруты. Путеводитель" читать бесплатно онлайн.
Автор приглашает совершить увлекательные экскурсии по нехоженым и малоизвестным маршрутам исторического центра, ближних и дальних окрестностей города. Читатель получит представление о достопримечательностях и памятных местах, связанных со становлением Севастополя и Черноморского флота, обороной города в 1854-1855 гг., революционными событиями, подвигами советских воинов во время Великой Отечественной войны, о сегодняшнем облике города-героя.
Для широкого круга читателей.
Пройдя от памятника Чернореченскому сражению около километра по шоссе, вы попадете в Штурмовое, через которое довольно регулярно следует автобус Сахарная Головка - Белокаменск. Он доставит вас к причалу катера, идущего в центр Севастополя.
ПОТУХШАЯ ПЕЩЕРА
В утвержденном Севастопольским горисполкомом списке памятников истории и культуры в разделе "Памятники археологии" под № 12 значится "Стоянка Сюндюрлю-Коба". Тюркское слово "Коба" означает "пещера", оно входит в название многих памятников археологии в Крыму, в том числе и под Севастополем: Фатьма-Коба, Мурзак-Коба, Шан-Коба и т. д. В данном случае речь идет о большой пещере в довольно глухом месте, почти на вершине высокой горы. Найти ее не просто, она сравнительно малоизвестна, хотя и представляет собой объект во многих отношениях замечательный, окутанный легендами и преданиями.
Чтобы попасть в пещеру Сюндюрлю-Коба, следует на пригородном автобусе Севастополь - Передовое доехать до села Новобобровского, лежащего в Байдарской долине. Старое название села - Бага. Как и большинство других в Байдарской долине, топоним не переводим ни с одного из известных языков. Исследователи давно уже высказывали мысль, что эти названия - следы какого-то праязыка, на котором говорили обитатели здешних мест в глубокой древности.
Меня долго смущало происхождение нового названия села. Почему именно Новобобровское? Недоумение рассеяла Екатерина Алексеевна Квасова4, живущая здесь с 1944 г. Оказалось, что село названо в том же 1944 г. переселенцами из Бобровского района Воронежской области в честь районного центра - города Боброва.
Это село, как и почти все другие в Байдарской долине, расположилось у подножия окружающих ее гор. Стоя на площади перед сельмагом и гляди прямо на север, можно рассмотреть на склоне ровный безлесный участок с выходами белых скальных пород. Он занят несколькими параллельными рядами так называемых "каменных ящиков", в которых аборигены Крыма - тавры - в I тысячелетии до нашей эры погребали умерших. К сожалению, эти захоронения ограблены уже в средние века и дают 31ало материала исследующим их археологам.
Повернувшись к востоку, вы увидите высокую вершину горы Сюндюрлю-Кобасы, которую местные жители за ее очертания именуют "Пилоткой". В бинокль хорошо виден на ее безлесной вершине триангуляционный знак в форме пирамиды, имеющей отметку 780 м над уровнем моря. Само Новобобровское лежит на высоте около 300 м. Так что гора вздымается над Байдарской долиной почти на полкилометра.
Сельская улица, переходящая затем в проселочную дорогу, приводит нас к широкой тропе, которая довольно круто поднимается на первый отрог горной цепи, окружающей Байдарскую долину. Вершина отрога издалека выделяется темно-зеленым цветом хвои покрывающих ее можжевельников, почему местные жители и окрестили ее "Елочной горой".
Отсюда начинает раскрываться панорама Байдарской долины. В центре ее большое зеркало Чернореченского водохранилища, замкнутого плотиной. Долина, однако, не представляет собой ровную плоскость - тут и там поднимаются невысокие, конической формы, почти безлесные холмы. Вершины же, замыкающие ее со всех сторон, имеют характер округлых гор, мягко переливающихся одна в другую.
От "Елочной горы" тропа идет лесом; постепенно расширяясь, она превращается в лесную дорогу. В одном месте, где от нее ответвляется другая (к северу), на перекрестке стоят два очень больших старых граба.
Под самой вершиной лее редеет, встречаются открытые каменистые пространства. К северу разворачивается панорама гор. Самая заметная из них - гора Лысая (около 800 м) выделяется своей голой вершиной. На ней тоже установлен триангуляционный знак.
Дорога приводит к перевалу южнее вершины Сюндюрлю-Кобасы. Горы, видимые с перевала к востоку, вздымаются уже на высоту более тысячи метров над уровнем моря.
В сторону вершины Сюндюрлю-Кобасы ведет тропа. Вершина безлесна - это большое поле камней и выходов скальных пород. Пещера находится ниже метров на двадцать по вертикали на прямой, соединяющей вершину и Новобобровское. Посещают ее сравнительно редко, поэтому тропа основательно заросла, но два входа в пещеру настолько велики, что обнаружить их уже несложно.
От входов пол круто понижается, приводя в большой зал длиной около 50 и шириной примерно 20 м. Пол завален глыбами, рухнувшими с потолка, одна из них, массой не менее двух тонн, упала не так давно - на потолке, в месте, от которого она оторвалась, цвет камня более светлый. В центре зала свод пугающе нависает, делается страшно, пугает мысль - а вдруг рухнет.
В дальнем конце пещеры совсем темно, здесь был когда-то коридор, ведущий в другой зал, но он обвалился. На полу попадаются кости.
Пещеру впервые описал в 1868 г. известный крымский краевед В. X. Кондараки. Он же рассказывает и местное предание, объясняющее смысл этого тюркского названия: "Сюндюрлю-Коба" означает "потухшая пещера", от глагола "сюндю" - потухать. Легенда гласит, что здесь в 1475 г. во втором пещерном зале, куда вел ныне обрушившийся коридор, нашли прибежище генуэзцы, спасшиеся из разгромленных турками крепостей. Враги обнаружили их, но не могли проникнуть внутрь пещеры. Тогда, разложив у входа костры, они умертвили генуэзцев дымом.
Известный археолог Н. И. Репников посетил пещеру в 1907 г. Вот что он пишет: "Из этого (первого.- Е. В.) зала по направлению к северу ведет неширокий коридор в глубь горы. В нем шагов через 40-50 начинают попадаться человеческие кости, чем дальше, тем костей больше. Нам не пришлось достигнуть конца коридора, который, по словам проводника, приводит в большую залу, где костей масса. Обращаем на пещеру внимание специалистов"{28}.
К сожалению, специалисты не вняли совету археолога. Во всяком случае, никто больше не оставил описания зала, проход в который теперь невозможен. Странно, что сам Репников не проник в этот таинственный зал. Что ему помешало? Опасение (и небезосновательное) быть заваленным? Кончились свечи, гасли факелы? Мы этого никогда не узнаем.
Археологи обратили внимание на пещеру только в 1956 г., когда здесь работал отряд Первобытной экспедиции Института археологии Академии наук УССР под руководством С. Н. Бибикова. Коридор к тому времени уже рухнул, когда - неизвестно. Установлено, что пещера служила стоянкой для пастухов начиная с рубежа между эпохами бронзы и раннего железа (конец IX-VIII в. до н. э.) и использовалась для этой цели еще и в XX в. Предполагают, что в первом зале было языческое святилище, превращенное в [X-X вв. в христианскую часовню.
У северного входа в пещеру, в маленьком гроте, выявлено многослойное костровище. Обломки керамики говорят о длительном пребывании здесь человека - с IX в. до н. э. до начала XX столетия. Очевидно, именно в гроте спасались от непогоды пастухи, а в зале они укрывали стадо.
Человеческие кости, которые видел Н. И. Репников, подтверждают правдоподобие легенды, приводимой В. X. Кондараки. Кстати сказать, Ренников о ней, очевидно, не знал, так как нигде не упоминает ее, оставляя открытым вопрос о происхождении костей.
В. X. Кондараки сохранил нам еще один любопытный топоним, относящийся к этой местности. Неподалеку от пещеры гора Сюндюрлю-Кобасы имеет скалистый выступ, который называется Тилки-Ялаган-Бурун - "мыс, облизанный лисицей". Краевед сообщил, что название связано с необычным явлением: лисы приходили сюда лизать воду из выемок в скале.
Жители села Новобобровского уверены, что во время Великой Отечественной войны пещеру Сюндюрлю-Коба использовали партизаны. Никаких конкретных подробностей мне узнать не удалось, но это вполне возможно - именно здесь был район действия Балаклавского партизанского отряда.
Вернувшись в Новобобровское, вы можете обнаружить, что до прихода автобуса на Севастополь еще масса времени. В этом случае можно осмотреть "каменные ящики" севернее села или прогуляться в село Родниковское (три километра в сторону Орлиного) для осмотра местных достопримечательностей.
Читатель уже знает, что так называемые "каменные ящики" - это гробницы тавров, вероятно, родовые. Датируются они VI-V вв. до н. э. Могильник близ Новобобровского, известный под именем Таш-Кой ("каменная деревня"), назван так, вероятно, потому, что выступающие на поверхность части ящиков и других древних сооружений напоминают фундаменты разрушенного поселения. Таш-Кой находится примерно в километре к северу от центра села. Следует пересечь давно уже пересохшее русло речки Бага (к слову. в пределах села сохранились три моста), обогнуть справа большой коровник и по старой дороге подняться в гору. Здесь, на склоне, увидите открытый участок, со всех сторон окруженный деревьями, на нем - ряды "каменных ящиков", кольцевая каменная ограда (кромлех) диаметром около 10 м, вероятно, обозначает место, где находилось святилище.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Севастопольские маршруты. Путеводитель"
Книги похожие на "Севастопольские маршруты. Путеводитель" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Веникеев Витальевич - Севастопольские маршруты. Путеводитель"
Отзывы читателей о книге "Севастопольские маршруты. Путеводитель", комментарии и мнения людей о произведении.