» » » Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №08 за 2008 год


Авторские права

Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №08 за 2008 год

Здесь можно скачать бесплатно " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №08 за 2008 год" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Периодические издания. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №08 за 2008 год
Рейтинг:
Название:
Журнал «Вокруг Света» №08 за 2008 год
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Журнал «Вокруг Света» №08 за 2008 год"

Описание и краткое содержание "Журнал «Вокруг Света» №08 за 2008 год" читать бесплатно онлайн.








Резкое усиление маньчжуров в середине XVII века вызвало беспокойство и активизацию соседних и родственных им кочевых племен. В частности, ойраты (джунгары), объединившись, создали Джунгарское ханство, быстро распространившее свое господство по всей Монголии. Ойраты поощряли развитие торговли и покровительствовали буддизму. В 1648 году буддийский лама Зая-Пандита создал для них письменность. При поддержке ойратов в Тибете побеждают радикальные буддисты, так называемые «желтошапочники», сторонники ламаизма. В отличие от прежнего мягкого направления тибетского буддизма они создали сильную иерархию во главе с далай-ламой, установили сложную систему догматики и ритуалов, проповедовали абсолютное послушание духовным наставникам. В Тибете был установлен теократический режим, просуществовавший там до середины ХХ века и свергнутый китайскими коммунистами.

Якутск XVII века — комплекс острожных изб. РИА «НОВОСТИ»

От Тайги до «голландских» морей

В XVII веке «восточной украиной» (окраиной) в России называли отнюдь не Харьков или другие приграничные русские города Слободчины, а бескрайние сибирские просторы. Русские казаки вступили в Западную Сибирь в конце XVI века и начали быстро углубляться на восток. За полвека территория Московского государства увеличилась более чем в два раза. В середине XVII столетия Сибирь уже целиком вошла в состав России, хотя там насчитывалось всего 35—40 тысяч переселенцев против 250 тысяч туземцев. В 1648 году русские вышли в Забайкалье. Алтын-хан тувинских племен Шолой Убаши-хунтайджи, опасавшийся ойратской экспансии, принимает русское подданство. Основав на Лене Якутск, казаки сделали его главной базой освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока . Еще в 1639-м отряд из Якутска по рекам Алдан и Мая достиг побережья Тихого океана . А в 1646 году Семен Шелковников основал первое русское поселение на океанском побережье — Охотск. Южнее казаки Ерофея Хабарова свободно занимали территории за Амуром, которые несколько лет назад покинули маньчжуры. Другая партия первопроходцев во главе с Семеном Дежневым в 1648 году в поисках моржовой кости вышла в Северный Ледовитый океан и, обогнув Чукотку, впервые обнаружила северный выход в Тихий океан. Попытки Дежнева подчинить воинственные племена чукчей окончились неудачей (они потом еще целый век отстаивали свою независимость). Не были еще присоединены и оставались практически неизвестными Камчатка, Сахалин, Курилы, Приморье.

Эрнст Лисснер. Соляной бунт в Москве. Фото: РИА «НОВОСТИ»

Проблемы, которые создавало для России присоединение Сибири, с лихвой покрывались новыми приобретениями. На драгоценную сибирскую пушнину наложили царскую монополию, поступление пушного ясака («мягкой рухляди») резко повысило товарооборот со странами Запада, Османской империей и Персией, позволило значительно укрепить слабую государственную казну.

Проблема приумножения бюджета была в то время основной для российской власти. Экономика еще не оправилась от последствий Смутного времени, численность населения не достигла уровня даже столетней давности. Из экономического оцепенения вышли лишь северо-восточные торговые города между Москвой и Архангельском (главным морским портом страны), а также районы, находившиеся на Волжском торговом пути — между Нижним Новгородом и Астраханью. В 1646 году с целью пополнения казны правительство во главе с боярином Борисом Морозовым осуществило серьезную бюджетную реформу — ввело налог на соль (тогда стратегическое значение этого продукта было более важным, чем сейчас: консервация пищевых продуктов осуществлялась при помощи соли). Идея Морозова — наставника и любимца восемнадцатилетнего царя Алексея Михайловича — не встретила понимания среди населения, а его женитьба на царевой свойственнице стала последней каплей, переполнившей чашу народного гнева.

В 1648-м в Москве начался знаменитый Соляной бунт, и царь по требованию народа сослал Морозова. Все слои населения, от городских низов до дворян, требовали прекратить злоупотребления государственных органов — приказов, ввести правый суд. Срочно созданная комиссия из пяти бояр и приказных дьяков в течение двух месяцев (почувствуйте мобилизационные способности русской бюрократии!) осуществила кодификацию законов и подготовила их единый свод. Созванный земский собор, на котором присутствовали представители всех сословий, включая крестьян, принял в 1649 году новый свод законов, вошедший в историю под именем Соборного уложения. Уложение было отпечатано гигантским для того времени тиражом в 2400 экземпляров. Оно оказалось первым с римских времен сводом государственных законов в европейской истории (тогда своды законов существовали только в мусульманских странах — на основе шариата, а также в Китае и Японии).

Уложение утверждало отличный как от европейских, так и от азиатских стран принцип российского суда: он провозглашался равным для всех категорий населения. Одновременно по требованию «народных масс» Уложение вводило прикрепление податного населения к месту проживания (то есть постоянную прописку, или, как тогда говорили, крепостное право) и бессрочный сыск беглых, чтобы от подати никто не уклонялся.

Двуглавый орел на взлете

Потребность России в восстановлении экономики и обороноспособности неизбежно вела к заимствованию западных технических новшеств. Появились полки «нового строя», организованные на манер европейских наемных армий, но они большей частью формировались не из иностранцев, а из российских «контрактников» и «призывников». Эта армия еще не являлась регулярной, государство не смогло бы ее прокормить, и после походов солдаты, драгуны и рейтары распускались по домам. Однако боеспособность такого войска была выше, чем у стрельцов. Уже в середине века полки «нового строя» составляли больше половины российских вооруженных сил, а в 1647 году в государстве был издан первый воинский устав — «Учение и хитрость ратного строя пехотных людей». Пытались организовать и собственное оружейное производство. Еще в 1630-е годы голландец Андреас (Андрей Денисьевич) Виниус, поселившийся в России и принявший православие, построил в Туле чугуноплавильный и железоделательный заводы. Так возникли первые русские мануфактуры.

Присутствие иностранцев имело и иные последствия — распространение пороков, охлаждение к православной вере. Конечно, «иностранная зараза» могла распространиться только в условиях собственного духовного оскудения, но оно-то как раз и наступило. Как реакция на происходившее при царском дворе возник Кружок ревнителей благочестия, или Кружок боголюбцев, объединивший нескольких весьма образованных и ярких людей — царского духовника Стефана Вонифатьева, протопопа Аввакума Петрова и ряд иных. Близок к ним был и будущий патриарх Никон. Боголюбцы хотели проведения церковных реформ с целью укрепления религиозности и нравственности в народе. Первыми результатами их влияния стали строжайший запрет на употребление и продажу табака (за курение ослушникам железными щипцами рвали ноздри), на игру на гуслях. Ревнители благочестия добились того, что даже царская свадьба прошла без обычного веселья, в чинном спокойствии (что, кстати, явно противоречило характеру Алексея Михайловича, который любил забаву, шутки и светские развлечения).

К вящей радости боголюбцев и русских купцов, царь, узнав о казни английского короля Карла I, всех его соотечественников немедленно изгнал за пределы России. Теперь никакие иностранцы не могли торговать внутри страны и должны были продавать свои товары русским купцам на границе. Все бы ничего, да только вот дальнейшие пути достижения своих задач боголюбцы видели по-разному. Одни считали необходимым вернуться к «древнему московскому благочестию», другие выступали за сближение с единоверцами-греками. Наиболее активным сторонником первого варианта оказался Аввакум, а второго — Никон. Сильная и властная натура, Никон в это время уже имел большое влияние на юного царя и стал его «собинным другом». В 1648 году его возвели в сан новгородского митрополита, а вскоре — патриарха, и Никон начал реформы. Его политика станет причиной отпадения от Русской церкви примерно трети всей паствы — печально известный и до сих пор существующий старообрядческий раскол.

Внутренние проблемы страны были тесно переплетены с внешними. Состояние западных и южных границ Московского государства требовало от него постоянного напряжения. Набеги крымских татар, хоть не столь серьезные, как век назад, происходили почти ежегодно. Переговоры с поляками о военном союзе против крымцев закончились ничем: Речь Посполитая была отвлечена событиями Тридцатилетней войны, да и не желала ссориться с высоким покровителем крымцев — Османской империей. Запорожские казаки — польские подданные — оказались крайне недовольны таким поворотом событий, а Москва вынуждена была заняться строительством новой засечной черты против крымских агрессоров в районе Воронежа.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Журнал «Вокруг Света» №08 за 2008 год"

Книги похожие на "Журнал «Вокруг Света» №08 за 2008 год" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вокруг Света

Вокруг Света - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Вокруг Света - Журнал «Вокруг Света» №08 за 2008 год"

Отзывы читателей о книге "Журнал «Вокруг Света» №08 за 2008 год", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.