» » » » Геннадий Осипов - Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР


Авторские права

Геннадий Осипов - Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР

Здесь можно скачать бесплатно "Геннадий Осипов - Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Политика, издательство Книжный дом «ЛИБРОКОМ», год 2012. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Геннадий Осипов - Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР
Рейтинг:
Название:
Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР
Издательство:
Книжный дом «ЛИБРОКОМ»
Жанр:
Год:
2012
ISBN:
978-5-397-01410-6
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР"

Описание и краткое содержание "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР" читать бесплатно онлайн.



Выздоровление, укрепление и подъем отечественной науки, образования, массовой культуры мышления — условие перехода России на инновационный путь развития, а точнее — условие самого существования России. В настоящий момент эта идея оформилась как строительство так называемого общества знания. По своей глубине и масштабу это проблема цивилизационного порядка. Она предполагает изменения во всей системе жизнеустройства страны и народа — создание новой многомерной ткани общественных отношений, нового языка и нового типа рациональности.

Данная книга — первый том единого труда. В ее первом разделе рассмотрены основные положения социологии и экономики «общества знания», которые вырабатывались в ходе проектирования и практической реализации программы Запада — ив апологетической, и в критической ветви общественной мысли. К началу XXI века накопилось достаточно сигналов, позволяющих скорректировать тот проект постиндустриального «общества знания», который был разработан в 70-90-е годы XX века в обстановке технократических иллюзий. Второй раздел посвящен истории дореформенного (российского и, в основном, советского) «общества знания», а также кризису этой системы в поздний советский период. Этот кризис был «стёрт» мощным системным кризисом в ходе демонтажа советского строя в 90-е годы.

Авторы приходят к выводу, что для работы над проектом будущего российского «общества знания» надо трезво оценить главные утраты от ликвидации СССР и советского строя и найти способы компенсации этих потерь.

Книга предназначена научным работникам, преподавателям и студентам, а также всем, кто размышляет над новейшей историей России и ее будущим.






Выпускник, а впоследствии профессор Принстонского университета Джордж Кеннан занимал ответственные посты в Госдепартаменте США. Генри Киссинджер с 1954 г. преподавал в Гарварде, в 1969 г. он стал помощником президента Никсона по вопросам национальной безопасности, в 1973–1977 гг. был госсекретарем США в администрациях Никсона и Дж. Форда, в 1977 г. вернулся к преподавательской деятельности. Профессор-физик Гарольд Браун занимал пост министра обороны (1977–1981). Роберт Макнамара, министр обороны при Дж. Кеннеди и Л. Джонсоне (1961–1968), преподавал в Гарварде. Список таких ученых-политиков очень велик. Почти все они обучались, защищали диссертации или преподавали в одном из университетов, входящих в «Лигу плюща», и тесно сотрудничали друг с другом, независимо от места работы [204][50].

В СССР ведущие ученые принадлежали к высшим категориям номенклатуры, их присутствие было очень весомо в ЦК КПСС и в Правительстве. Кем были прежде всего И. В. Курчатов, Е. П. Велихов или Г. И. Марчук — исследователями или политиками, государственными деятелями? Сейчас в РФ положение иное, страна переживает переходный период, и конфигурация взаимоотношений власти и научного сообщества еще не сложилась.

Но в любом случае «приручение» высшей научной элиты является важной задачей властей любого индустриально развитого государства. Блага и почести, которые достаются представителям этой элиты, не пропорциональны их заслугам как исследователей, их роль — освящать политические решения. Аналогичным образом, диссидентское идеологическое течение резко усиливает свои позиции, если ему удается вовлечь известных ученых. Например, общественный образ Движения сторонников мира в 50-е годы на Западе во многом определялся участием в нем таких ученых, как Фредерик Жолио-Кюри или Лайнус Полинг. А насколько слабее были бы позиции движения диссидентов в СССР, если бы во главе его не стоял крупный физик, академик А. Д. Сахаров, хотя никакого отношения к ядерной физике его политические идеи не имели.

Таким образом, ценность для идеологии одобрения со стороны ученого не связана с его рациональной (научной) оценкой того или иного утверждения. Одобрение ученого носит харизматический (то есть определяемый не знанием, а ценностями) характер — общественные противоречия вызваны не дефицитом знания, а столкновением идеалов и интересов. И тут точное знание ученого мало чем может помочь, на языке науки ценности не излагаются.

То влияние, которое приобрели в общественной жизни научные специалисты как идеологи, давно тревожит мыслителей как симптом культурной болезни Запада. Испанский философ Ортега-и-Гассет в книге «Восстание масс» пишет: «Специалист служит нам как яркий, конкретный пример „нового человека“ и позволяет нам разглядеть весь радикализм его новизны… Его нельзя назвать образованным, так как он полный невежда во всем, что не входит в его специальность; он и не невежда, так как он все таки „человек науки“ и знает в совершенстве свой крохотный уголок вселенной. Мы должны были бы назвать его „ученым невеждой“, и это очень серьезно, это значит, что во всех вопросах, ему неизвестных, он поведет себя не как человек, незнакомый с делом, но с авторитетом и амбицией, присущими знатоку и специалисту… Достаточно взглянуть, как неумно ведут себя сегодня во всех жизненных вопросах — в политике, в искусстве, в религии — наши „люди науки“, а за ними врачи, инженеры, экономисты, учителя… Как убого и нелепо они мыслят, судят, действуют! Непризнание авторитетов, отказ подчиняться кому бы то ни было — типичные черты человека массы — достигают апогея именно у этих довольно квалифицированных людей. Как раз эти люди символизируют и в значительной степени осуществляют современное господство масс, а их варварство — непосредственная причина деморализации Европы» [198].

Рядовые научные работники на Западе составляют сравнительно однородную группу, ведущую размеренный буржуазный образ жизни. В бывших социалистических стран явный конфликт научного сообщества с политическими режимами во многом был вызван снижением жизненного уровня ученых по сравнению с их коллегами на Западе. Чувствуя себя членами мирового научного сообщества, ученые примеряли к себе стиль и уровень жизни ученых Запада, а сравнительно частые контакты с зарубежными коллегами сводили на нет защитное идеологическое действие «железного занавеса». Видимо, большинство научных работников в СССР и стран Восточной Европы поддержало, часто весьма радикально, антисоциалистический поворот и переход к обществу буржуазного типа. От этого они ожидали «свобод» и лучших материальных условий для продуктивной профессиональной работы, но также удовлетворения и своих потребительских притязаний. Пусть эти ожидания во многом оказались иллюзорны, но эти иллюзии оказывали сильное воздействие на общественное сознание ученых и на их позицию в идеологической и политической борьбе.

Конечно, работу по легитимации (или подрыве легитимности) политического и социального порядка в «обществе знания» ведут не только ученые, а весь слой образованных людей — носителей «кодифицированного теоретического знания». Не вдаваясь в нюансы понятия, этих людей можем считать интеллигенцией. В ряде стран это самый массовый культурный тип среди занятого населения. Так, в США в 1985 г. люди умственного труда («белые воротнички») составили 55 % всей занятой рабочей силы. Но роль интеллигенции определяется даже не ее численностью, а тем, что она обладает авторитетом знания, а также навыками рассуждений, которые в личных контактах с менее образованными людьми придают этим рассуждениям убедительность. Если интеллигенция принимает установки той или иной идеологии, она транслирует их в ту часть общества, в которую погружена как профессиональная группа — инженер в среду рабочих, врач среди медсестер и пациентов, офицер среди солдат.

Вопрос об этой социальной роли интеллигенции поставил Антонио Грамши, основоположник целой обществоведческой парадигмы второй половины XX века. Один из ключевых разделов труда Грамши — учение о культурной гегемонии. Грамши исходит из того, что власть господствующего класса держится не только на силе и согласии. Механизм власти — не только принуждение, но и убеждение. Овладение собственностью как экономическая основа власти недостаточно — господство собственников тем самым автоматически не гарантируется и стабильная власть не обеспечивается («экономика — скелет общества, а идеология — его кожа»).

Положение, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши называет гегемонией. Гегемония — не застывшее, однажды достигнутое состояние, а динамичный непрерывный процесс. Более того, гегемония предполагает не просто согласие, но благожелательное (активное) согласие, при котором граждане желают того, что требуется господствующему классу. Грамши дает такое определение: «Государство — это вся совокупность практической и теоретической деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при этом активного согласия руководимых».

Если главная основа власти гегемония, то вопрос стабильности политического порядка сводится к тому, как достигается или подрывается гегемония. Кто в этом процессе является главным агентом? По Грамши, и установление, и подрыв гегемонии — «молекулярный» процесс. Он протекает не как столкновение классовых сил (Грамши отрицал механистические аналогии исторического материализма), а как невидимое, малыми порциями, изменение мнений и настроений в сознании каждого человека.

Гегемония опирается на «культурное ядро» общества, которое включает в себя совокупность представлений о мире и человеке, о добре и зле, прекрасном и отвратительном, множество символов и образов, традиций и предрассудков, знаний и опыта многих веков. Пока это ядро стабильно, в обществе имеется «устойчивая коллективная воля», направленная на сохранение существующего порядка. Подрыв этого «культурного ядра» и разрушение этой коллективной воли — условие революции. Создание этого условия — «молекулярная» агрессия в культурное ядро. Это — не изречение некой истины, которая совершила бы какое-то озарение и переворот в сознании. Это «огромное количество книг, брошюр, журнальных и газетных статей, разговоров и споров, которые без конца повторяются и в своей гигантской совокупности образуют то длительное усилие, из которого рождается коллективная воля определенной степени однородности, той степени, которая необходима, чтобы получилось действие, координированное и одновременное во времени и географическом пространстве».

Мы помним, как такое длительное гигантское усилие создавала идеологическая машина КПСС в ходе перестройки, прежде чем в массовом сознании было окончательно сломано культурное ядро советского общества и установлена, хотя бы на короткий срок, гегемония «приватизаторов». Эта «революция сверху» (по терминологии Грамши, «пассивная революция») была в спроектирована в соответствии с учением о гегемонии и молекулярной агрессии в культурное ядро[51].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР"

Книги похожие на "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Геннадий Осипов

Геннадий Осипов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Геннадий Осипов - Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР"

Отзывы читателей о книге "Общество знания: История модернизации на Западе и в СССР", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.