Владимир Сурдин - Астрология и наука

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Астрология и наука"
Описание и краткое содержание "Астрология и наука" читать бесплатно онлайн.
Существует ли связь между астрологией и наукой? Некоторые утверждают, что астрология сама является наукой, другие же уверены, что астрология — это не более чем гадание по звездам. В книге рассказано, как ученые относятся к астрологии, как они проверяют астрологические прогнозы и кто из великих астрономов и в какой степени был астрологом.
На обложке: На картине голландского художника Яна Вермеера (1632–1675), ныне хранящейся в Лувре (Париж), изображен астроном. Или астролог?
Этот пример с Грабовым ясно иллюстрирует сказанное, и нельзя одновременно ругать Грабового и популяризировать астрологию. Вот на это я и хочу вновь обратить Ваше внимание.
С уважением,
Лауреат Нобелевской премии
академик РАН В. Л. Гинзбург
Наконец, получил такой ответ:
Уважаемый Виталий Лазаревич!
Разделяю Ваши взгляды на астрологию. Передал все письма главному редактору «Известий» Владимиру Бородину. По его мнению, астрологические прогнозы в газете могут иметь место.
Согласно Уставу акционерного общества «Редакция газеты «Известия», главный редактор вправе сам определять содержание газеты. Таким образом, гарантируется творческая независимость редакции.
В связи с этим не могу выполнить Вашу просьбу — убрать с полос издания астрологические прогнозы.
27 октября 2005 г.
Генеральный директор ОАО «Редакция газеты «Известия» Петр Годлевский
Так прогнозы и продолжают украшать последнюю страницу «Известий». За это время, как сообщалось в прессе, В. Бородина на посту главного редактора «Известий» сменил В. Мамонтов, разделяющий, очевидно, взгляды В. Бородина. Это меня не удивляет, ибо я читал также заявление руководителя организации «Газпром — медиа», которой принадлежат «Известия». Означенный руководитель провозглашает, что главное — это доход, деньги. А как и за что получают эти деньги, неважно. Как известно, такого же мнения придерживался и один из римских императоров, сказавший, что «от денег не пахнет». К сожалению, эта древняя сентенция стала у нас, особенно в СМИ, главенствующей. Факт тот, что отмена цензуры привела буквально к вспышке, потоку всякой лженауки, в частности, астрологии в прессе и на телевидении, да и везде, где только удается. Это, несомненно, приносит стране огромный вред, и мне совершенно непонятно, почему власти равнодушно взирают на такое безобразие. Примеров много, они приведены, например, в книгах [5–7], и мне не кажется уместным их здесь обсуждать помимо уже сказанного.
Почему наши власти заботятся даже о том, как торговать на рынках, но не обращают внимания на необходимость борьбы с лженаукой и ее пропагандой? Свобода слова и отмена цензуры, как уже было сказано, это огромное завоевание, но его нужно охранять от тех, кто злоупотребляет этой свободой.
Я прожил большую часть своей жизни, 70 лет, при большевистско — сталинском режиме. Хорошо помню все эти ярлыки (лишенец, враг народа, безродный космополит и т. п.), которые навешивались на неугодных. И ни в коем случае не предлагаю вернуться к такой практике. Но должен быть создан какой-то орган, открыто обсуждающий злоупотребления свободой слова и имеющий право избавлять население от пропаганды лженауки, знахарства, оккультизма и т. д. Быть может, этим могла бы заняться Общественная палата.
Как я уже писал в приведенном выше втором письме генеральному директору «Известий», речь не идет, вообще говоря, об уголовных преследованиях, а только о пресечении вредной деятельности. И нет оснований беспокоиться о трудоустройстве этих людей. Сейчас в России нет безработицы и, напротив, во многих областях, в частности для торговли на рынках, нужны продавцы. Квалификация астрологов и их покровителей, думаю, вполне достаточна для торговли, скажем, фруктами или свининой вместо гороскопов.
4 февраля 2007 г.
Литература
1. Е. Л. Фейнберг. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М.: Наука, 1992; Фрязино: «Век 2», 2004.
2. В. Л. Гинзбург. О науке, о себе и о других. 3–е изд. М.: Физматлит, 2004.
3. Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Человечность человека. Основы современного гуманизма. М., Российское Гуманистическое Общество (РГО), 2005; «Светский союз». Альманах, Издание РГО, вып. 6, 2007.
4. Э. П. Кругляков. Ученые с большой дороги. М.: Наука, 2001.
5. Э. П. Кругляков. Ученые с большой дороги — 2. М.: Наука, 2005.
6. В защиту науки. Бюллетень 1. М.: Наука, 2006.
7. Журнал «Здравый смысл». Орган Российского Гуманистического Общества (РГО), М., №№ 1-41, 1997–2006.
Примечания
1
Dc Hobertis М. М., Delaney P. A. Mercury, 1994, № 5, р. 23.
2
Гурев Г. А. Астрология и религия. М. 1940.
3
Юдина И. Г., 1999. Астрология. Библиографический указатель отечественной литературы 1960–1992 гг. http://www.prometeus.nsc.ru:8080/biblio/cards/astro.ssi
4
Козенко А. В. Артур Стенли Эддингтон. 1882–1944. М.: Наука, с. 35.
5
Сурдин В. Г. Глупая дочь мудрой астрономии. Вестник АН СССР. 1990. № 11.
6
Владимирский Б. М., Темурьянц Н. Л., МартынюкB. C. Космическая погода и наша жизнь. Фрязино: Век 2. 2004.
7
Gauquelin М. Dreams and illusions of astrology. Prometheus Books, 1979.
8
Саплин А. Ю. Астрологический энциклопедический словарь. Под общей редакцией Г. Е. Куртика. Тула: Русская историческая энциклопедия, М.: Внешсигма, 1994.
9
CowlingT. G. Astrology, Religion and Science. Quarterly Journal of the Roy. Astron. Soc., vol. 23, № 4, p. 515–526.
10
Ильин В. В. Астрология: роль и место в системе древней культуры. Историко-астрономические исследования. Вып. XIX. М.: Наука, 1987, с. 123–138.
11
Аристотель. О небе. Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1981, ТД с. 307.
12
Цезарь Германии. Небесные явления, по Арату. Историко-астрономические исследования. Вып. XX. М.: Наука, 1988, с. 336–372.
13
Марк Манилий. Астрономика (Наука о гороскопах). М.: Из-во Московского ун-та. 1993.
14
Паннекук А. История астрономии. М.: Наука, 1966.
15
Гурев Г. А. Астрология и религия. М. 1940.
16
Белый Ю. А. Тихо Браге. М.: Наука, 1982.
17
Beer A, Beer P. (Eds.) Kepler: four hundred years. Vistas in Astronomy. 1975. Vol. 18. Oxford: Pergamon Press.
18
Белый Ю. А. Иоганн Кеплер. М.: Наука, 1971.
19
Мейер М. В. Мироздание. СПб: Просвещение, 1902.
20
Идельсон Н. И. Галилей в истории астрономии. В сб. Галилео Галилей. Под ред. ак. А. М. Деборина. М. — Л.: Из — во АН СССР., 1943.
21
Галилео Галилей. Диалог о двух главнейших системах мира. М. — Л: Гостехиздат, 1948.
22
Клейн. Астрономические вечера. М.: Издание М. В. Клюкина, 1897.
23
Куталев Д. Р., 2000: Новая астрологическая энциклопедия. http:// encyclopedia.astrologer.ru.
24
Cowling T. G. Isaac Newton and Astrology. 1977. Leeds: Leeds University Press.
25
Van Gent R. H. Isaac Newton and Astrology. Witness for the Defence or for the Prosecution? 1993. Correlation: Journal of Research into Astrology, vol. 12, № 1, p. 33–37.
26
Карцев В. Ньютон. М.: Молодая гвардия, 1987.
27
ВеличкоФ. К. Астрология конца XX века. Астрология: за и против. М.: Знание, 1990.
28
Lieber A. The lunar effect: biological tides and human emotions. Anchor Press, 1978.
29
Не могу не отметить «практическую», так сказать, пользу от понимания ложности теории теплорода. Представьте себе, что вы находитесь в каком-то холодном зале ожидания, скажем, привокзальном. Имеются места для сидения, но все они заняты. И вот одно место освобождается, и вы можете сесть. Однако, если на освободившемся месте сидела какая-то несимпатичная личность, нагревшая сиденье, то возникает неприятное чувство. В таких случаях мне помогает понимание того, что теплорода не существует и никакая жидкость, оставленная предшественником, в меня не вливается.
30
Для удобства напомню, что, согласно энциклопедическому словарю, теизм (теус — по-гречески бог) — это религиозное мировоззрение, исходящее из понимания Бога как абсолютной личности, пребывающей вне мира, свободно создающей его и действующей в нем. Признание потусторонности Бога отличает теизм от пантеизма, признание непрерывной активности Бога — от деизма. Наиболее характерен для генетически связанных между собой религий — иудаизма, христианства и ислама.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Астрология и наука"
Книги похожие на "Астрология и наука" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Сурдин - Астрология и наука"
Отзывы читателей о книге "Астрология и наука", комментарии и мнения людей о произведении.