» » » » Владимир Лобзин - Аутогенная тренировка


Авторские права

Владимир Лобзин - Аутогенная тренировка

Здесь можно скачать бесплатно "Владимир Лобзин - Аутогенная тренировка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Медицина, год 1986. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Лобзин - Аутогенная тренировка
Рейтинг:
Название:
Аутогенная тренировка
Издательство:
Медицина
Год:
1986
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Аутогенная тренировка"

Описание и краткое содержание "Аутогенная тренировка" читать бесплатно онлайн.



Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей). — Л.: Медицина, 1986. — 280 с. ил.

В. С. Лобзин — зав. кафедрой нервных болезней ЛенГИДУВ, д-р мед. наук, проф., засл. деят. науки РСФСР; М. М. Решетников — канд. мед. наук, ст. науч. сотр. ВМедА им. С. М. Кирова.

В справочном пособии излагаются история создания и развития аутогенной тренировки, особенности других методов нервно-психической саморегуляции; рассматриваются их теоретические основы, нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы, освещаются вопросы клинического, психогигиенического и психопрофилактического применения аутогенной тренировки, показания и противопоказания к использованию метода в клинической практике и у здоровых лиц.

Издание рассчитано на врачей, нейрофизиологов и психологов.

В книге 18 рисунков, 3 схемы, 5 таблиц и библиографический указатель из 96 наименований.

Р е ц е н з е н т ы: Б. А. Лебедев — д-р мед. наук проф., зав. кафедрой психиатрии и медицинской психологии І ЛМИ им. И. П. Павлова.

С. С. Либих — д-р мед. наук проф., зав. кафедрой психотерапии и медицинской психологии ЛенГИДУВ.






Н. Benson, J. Beary и М. Carol (1974) провели интересное исследование сравнительной эффективности медикаментозного лечения (преимущественно диуретиками), аутогенной тренировки и терапии обратной связью при гипертонической болезни. Результаты исследований показали, что при коротких сроках лечения (2 — 8 нед) применение обратной связи является более эффективным, чем техника релаксации, но в ряде случаев не таким успешным, как медикаментозное воздействие. Анализируя эти данные, R. Surwit R. Williams и D. Shapiro (1982) отмечают, что, хотя медикаментозное лечение и является часто достаточно эффективным, аутогенная тренировка с обратной связью может быть также полезной в целях снижения артериального давления «у некоторых, если не у всех, пациентов (без медикаментов)». На основании собственных исследований авторы делают заключение, что «обратная связь и техника релаксации приводят в большинстве случаев к эквивалентному снижению давления крови, а меньшая стоимость и простота релаксирующих процедур делают их методом выбора».

G. Schwartz в работе «Клиническое применение обратной связи» приводит данные об эффективности метода (самовнушение повышения температуры рук и ног) при болезни Рейно, основным клиническим синдромом при которой является нарушение периферического кровообращения. Т. Weiss и В. Engle показали, что обучение регуляции сердечной деятельности с помощью обратной связи оказывает позитивное действие при некоторых видах аритмий. В целом, по-видимому, следует сделать вывод, что сочетанное применение аутогенной тренировки и обратной связи является одним из перспективных направлений как в психоневрологии, так и в клинике соматических заболеваний. Современные данные о практическом применении аутогенной тренировки и обратной связи еще раз подтверждают верность обоснованной нами концепции опроизволивания, сущность которой состоит в том, что нет функций, не подвластных сознательному контролю; есть функции, задача целенаправленного опроизволивания которых не ставилась или с учетом современных технических достижений пока не может быть решена.

Следует признать, что результаты применения биологической обратной связи (БОС) в мировой практике пока чрезвычайно противоречивы. В. Brown (1977) объясняет это тем, что «БОС пока не является наукой, а только лишь началом науки». Успехи и неудачи применения этого метода как в качестве самостоятельного, так и в сочетании с аутогенной тренировкой во многом зависят от опытности, энтузиазма и установки экспериментатора, поскольку БОС требует совершенно новых навыков и знаний при ее применении [Sipos К., 1980]. При этом основную трудность составляет как объяснить больному, что именно он должен делать, чтобы достичь желаемых эффектов? (Вспомним уже приведенный нами случай из практики D. Shapiro). Наша внутренняя физиологическая деятельность, пока описываемая в категориях внешней деятельности, чрезвычайно трудно вербализуется и коммуницируется даже самими исследователями. Развитие методики и техники БОС потребует образования новых или физиологической экстраполяции существующих понятий.

Несмотря на существенные различия в понимании тонких механизмов, участвующих в реализации терапевтического самовоздействия с помощью БОС и аутогенной тренировки, следует подчеркнуть тренирующий и обучающий характер обоих методов, их связь с целенаправленной активацией и стимуляцией резервных возможностей нервной системы. Применение биологической обратной связи в сочетании с аутогенной тренировкой нами рекомендуется осуществлять в 4 этапа.

На первом этапе проводится обучение базисным упражнениям аутогенной тренировки с использованием специальной аппаратуры, для получения информации о динамике физиологических показателей в процессе сеансов. С этой целью могут использоваться электромиограф, чувствительный контактный электротермометр, пульсотахометр, пневмотахометр, а также аппараты для регистрации артериального давления, ЭКГ, ЭЭГ, КГР, плетизмограммы и др. Естественно, что в тех случаях, когда не решаются комплексные исследовательские задачи, нет нужды использовать все перечисленные приборы (и, соответственно, физиологические показатели) одновременно, а лишь те из них, которые позволяют опосредовать значимую для данного конкретного случая физиологическую информацию.

На втором этапе под контролем приборной информации осуществляется постепенный переход к замене сигналов обратной связи собственными ощущениями обучаемых.

На третьем этапе проводится контроль усвоения приемов саморегуляции, которые выполняются самостоятельно. В этом случае применение приборов ограничивается контрольным замером физиологических показателей до и после сеанса саморегуляции, абсолютные значения которых могут сообщаться или не сообщаться обучаемым.

На четвертом этапе использование лечебных приемов саморегуляции проводится только под контролем собственных ощущений больного.

В заключение данного раздела следует отметить, что применение технических средств, позволяющих предъявлять информацию о физиологических функциях, не является единственным направлением инструментальных способов обучения приемам саморегуляции. Так, Л. Н. Мельниковым (1979) предложен прибор «Релаксатор», реализация терапевтического воздействия которого основана на принципах «навязывания» ритма. Принцип работы прибора достаточно прост. На экране перед испытуемым создается ритмическое сужение и расширение светового пятна, имитирующее экскурсии грудной клетки при дыхании. Одновременно через наушники с помощью электронной схемы синхронно имитируется шум прибоя. Программа действия прибора является динамической и позволяет постепенно замедлять скорость подачи раздражителей до ритма дыхания глубокоспящего человека (от 20 до 4 циклов в минуту). Экспериментальная апробация прибора на больных и здоровых людях позволяет сделать вывод о позитивном релаксирующем эффекте, сопровождающемся снижением артериального давления и замедлением частоты сердечных сокращений.

В целом, можно сделать заключение, что проблема использования технических средств в целях психопрофилактики и психотерапии еще очень молода, но, бесспорно, представляет собой одно из перспективных направлений современной клинической медицины.

Заключение

Проблема лечебной саморегуляции физиологических и высших психических функций чрезвычайно сложна и не может быть решена без дальнейших системных исследований как в клиническом, так и в экспериментальном плане. За свое полувековое существование аутогенная тренировка вышла далеко за рамки первоначальной схемы, предложенной И. Шульцем. Тем не менее, заслуга Шульца, столетие со дня рождения которого совпало с завершением подготовки рукописи этой книги к изданию, не может быть ни приуменьшена, ни оспорена: именно он впервые создал систему упражнений, которая позволила существенно расширить показания и области применения психотерапевтического воздействия на основе активного вовлечения больного в процесс лечения. Эти же принципы лежат в основе и всех современных модификаций аутогенной тренировки.

Все аспекты проблемы саморегуляции тесным образом связаны между собой, так как направлены на решение одной главной задачи: познать законы функционирования саморегулирующейся системы, каковой является человек, и научиться управлять этой системой. Е. К. Краснушкин в свое время писал: «Роль врача любой специальности — всегда в известной степени и роль психотерапевта, так как в любой соматической болезни человеческий организм участвует как целое, участвует и своей психической функцией... Как бы теперь ни казалась ясной эта простая мысль, однако научная разработка методов психического лечения или психотерапия — завоевание недавнего времени».

За свою тысячелетнюю историю медицина превратилась в самостоятельную науку, ряд достижений которой ошеломляет и достоин восхищения. Только за последнее столетие побеждены многие заболевания, ранее уносившие тысячи жизней, сделаны сотни фундаментальных открытий, получено множество новых препаратов. Но в области психотерапии по-прежнему еще остается много неизвестного, гипотетичного и эмпирического. И в этой области более, чем в любой другой, медицина еще остается искусством. И, как в любом искусстве, настойчивость, выдержка, увлеченность, глубокие знания и интуиция составляют непременное условие успеха.

Список рекомендуемой литературы [60]

Агаджанян Н. А., Катков А. Ю. Резервы нашего организма.— М.: Знание, 1979.— 144 с.

Айрапетянц М. Г., Вейн А. М. Неврозы в эксперименте и в клинике.— М.: Наука. 1982.— 241 с.

Алексеев А. В. Себя преодолеть— М.: Физкультура и спорт, 1978.— 144 с.

Алексеев А. В. Психомышечная тренировка. — М.: ЦОЛИУВ, 1979.— 28 с.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Аутогенная тренировка"

Книги похожие на "Аутогенная тренировка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Лобзин

Владимир Лобзин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Лобзин - Аутогенная тренировка"

Отзывы читателей о книге "Аутогенная тренировка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.