Владимир Лобзин - Аутогенная тренировка
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Аутогенная тренировка"
Описание и краткое содержание "Аутогенная тренировка" читать бесплатно онлайн.
Лобзин В. С., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей). — Л.: Медицина, 1986. — 280 с. ил.
В. С. Лобзин — зав. кафедрой нервных болезней ЛенГИДУВ, д-р мед. наук, проф., засл. деят. науки РСФСР; М. М. Решетников — канд. мед. наук, ст. науч. сотр. ВМедА им. С. М. Кирова.
В справочном пособии излагаются история создания и развития аутогенной тренировки, особенности других методов нервно-психической саморегуляции; рассматриваются их теоретические основы, нейрофизиологические и нейропсихологические механизмы, освещаются вопросы клинического, психогигиенического и психопрофилактического применения аутогенной тренировки, показания и противопоказания к использованию метода в клинической практике и у здоровых лиц.
Издание рассчитано на врачей, нейрофизиологов и психологов.
В книге 18 рисунков, 3 схемы, 5 таблиц и библиографический указатель из 96 наименований.
Р е ц е н з е н т ы: Б. А. Лебедев — д-р мед. наук проф., зав. кафедрой психиатрии и медицинской психологии І ЛМИ им. И. П. Павлова.
С. С. Либих — д-р мед. наук проф., зав. кафедрой психотерапии и медицинской психологии ЛенГИДУВ.
Перед началом занятий пациентам в доступной форме сообщают о роли психической деятельности и коры головного мозга в регуляции деятельности мышц, сердечно-сосудистой, дыхательной и других (в зависимости от нозологической представленности в группе) систем организма, после чего объясняют физиологические и психологические основы метода и его направленность в соответствии с решаемыми задачами клинического или профилактического применения. С учетом чистого «лекционного» времени и обычно следующих за этим многочисленных вопросов вводная лекция (беседа) длится 1 — 1 ½ ч.
После небольшого перерыва, в зависимости от качественного состава группы, условий проведения тренировки и времени суток, обучаемым предлагается принять одно из следующих положений (рис. 12):
1. Положение сидя — поза «кучера на дрожках». Обучаемый сидит на стуле, голова слегка опущена, предплечья свободно лежат на передней поверхности бедер, кисти свешены и расслаблены, ноги удобно расставлены.
2. «Пассивная поза» (поза «полусна в кресле», поза «полулежа в кресле») — пациент сидит в мягком кресле с прямой или (лучше) слегка отклоненной высокой спинкой. Затылок и спина удобно и мягко опираются о спинку кресла, руки расслаблены, лежат на подлокотниках, ноги немного расставлены.
3. Положение лежа на спине — пациент лежит на спине на мягкой кушетке или на постели, голова слегка приподнята на низкой подушке, руки свободно лежат вдоль туловища, несколько согнуты в локтевых суставах, ладонями вниз, ноги вытянуты и немного разведены носками кнаружи. Иногда для удобства под колени подкладывается мягкий валик. В условиях стационара упражнения можно выполнять лежа и на обычной больничной койке.
Во время всего обучающего курса на групповых занятиях целесообразно использовать какую-то одну из предложенных поз, так как со стандартным исходным положением аутогенных упражнений «рефлекторно связывается и весь заучиваемый процесс». В дальнейшем, после того, как обучающий курс закончен, можно выполнять самостоятельные упражнения и в иных позах, адекватных обстановке. В частности, при трехразовых ежедневных упражнениях работающие пациенты могут использовать в обеденное время позу сидя, а утром и вечером — лежа.
Общая схема и этапность групповых занятий.
Наиболее часто обучающий курс проводится в форме гетеротренинга, осуществляемого под руководством владеющего методом врача. Коллективные, обучающие гетерогенные тренировки проводятся, как правило, через день, желательно в одно и то же, лучше вечернее, время, в специально оборудованном помещении. Самостоятельное повторение занятий (собственно аутотренинг) в процессе обучающего курса рекомендуется проводить ежедневно не менее 3 раз в день. Таким образом, обучающий курс является коллективно-индивидуальным. Основная задача обучающего курса состоит в постепенном развитии у пациентов навыков самовоздействия. Обучение по нашей методике осуществляется в течение 24 — 30 дней, при условии проведения трех-четырех гетерогенных тренировок в неделю (общий курс — 12 занятий).
В процессе коллективных занятий осваиваются базисные упражнения аутогенной тренировки и формируются основные навыки самовоздействия, преимущественно на эмоционально-вегетативную и мышечную сферы. Этим целям служат, прежде всего, упражнения в тренированной мышечной релаксации и упражнения вызывания тепла в конечностях с последующей генерализацией ощущений. Являясь базисными, эти упражнения применяются с первого занятия до последнего при постепенном сокращении формул гетеро- и аутосуггестии. Например, если на первом занятии (и последующих трех) упражнения общего успокоения содержат пять развернутых формул самовнушения [35] с суггестивным подкреплением, то, начиная с пятого занятия, опускается суггестивное подкрепление и остается пять «задающих» формул, а с девятого — необходимые ощущения вызываются с помощью только одной («ключевой») формулы самовнушения. Для наглядности продемонстрируем трансформацию формул самовнушения общего успокоения:
Упражнения, направленные на общее успокоение:
1 — 4-е занятия:
1. Я совершенно спокоен...
Вспомните чувство приятного покоя, когда-либо Вами испытанное.
2. Меня ничто не тревожит...
Вспомните чувство приятного, безмятежного покоя, когда после напряженной работы Вы приходите домой и ложитесь отдыхать.
3. Все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха...
Почувствуйте это расслабление. Сделать это легко. Удобная поза сама по себе приводит к расслаблению мышц. Почувствуйте это расслабление.
4. Все мое тело полностью отдыхает...
Вспомните чувство приятного отдыха и расслабления, когда Вы лежите в теплой ванне.
5. Я совершенно спокоен...
Думайте о покое, отдыхе.
5 — 8-е занятия:
1. Я совершенно спокоен...
2. Меня никто не тревожит...
3. Все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха...
4. Все мое тело полностью отдыхает...
5. Я совершенно спокоен.
9— 12-е занятия:
1. Я совершенно спокоен.
Примечание. Нумерация ключевых формул выделена полужирным шрифтом.
Общая схема комплексной методики и план-график проведения гетерогенных тренировок приведены ниже.
КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА АУТОГЕННОЙ ТРЕНИРОВКИ:
I. Обучающий курс аутогенной тренировки:
Вводная лекция.
Последовательность основных комплексов упражнений :
1. Общее успокоение.
2. Достижение тренированной мышечной релаксации.
Варианты: а) самовнушение ощущений тяжести;
б) идеомоторные релаксирующие упражнения;
в) последовательное применение вариантов б) и а) [36].
3. Вызывание ощущений тепла в конечностях.
4. Вызывание ощущений тепла в солнечном сплетении.
5. Овладение регуляцией ритма и частоты дыхания.
6. Овладение регуляцией ритма и частоты сердечной деятельности.
7. Мобилизующие упражнения.
8. Общее укрепление эмоционально-волевой сферы.
II. Специальные упражнения и психотерапевтические приемы на базе аутогенной тренировки:
1. Метод десенсибилизации.
2. Метод отвлечения.
3. Метод самовоспитания.
4. Идеомоторные тренировки.
Варианты: а) «движение»;
б) «поведение».
5. Аутогенная терапия памяти.
6. Сюжетные развертки седативного характера.
7. Группа узкоспециализированных и вспомогательных приемов.
План-график и этапность проведения гетерогенного обучающего курса аутогенной тренировки [37]
Техника гетерогенных тренировок.
После того, как пациенты приняли одно из исходных положений и с выдохом закрыли глаза, врачом дается следующая «установка: «Итак, принятое положение удобно, ничто Вам не мешает, не тревожит, не беспокоит. Приступаем к тренировке».
Основные словесные формулы излагаются врачом в спокойной естественной форме; суггестивное подкрепление дается несколько пониженным тоном. После каждой формулы выдерживается пауза 5 —7 с, во время которой обучаемые мысленно повторяют сказанное врачом и вызывают у себя яркие образные представления о сказанном.
Структура 1— 4-го занятия гетерогенного курса:
1) упражнение;
2) упражнение;
3) упражнение.
I. Упражнения, направленные на общее успокоение:
1. Я совершенно спокоен...
Вспомните чувство приятного покоя, когда-либо Вами испытанного.
2. Меня ничто не тревожит...
Вспомните чувство приятного, безмятежного покоя, когда после напряженной работы Вы приходите домой и ложитесь отдыхать.
3. Все мои мышцы приятно расслаблены для отдыха...
Почувствуйте это расслабление. Сделать это легко. Удобная поза сама по себе приводит к расслаблению мышц. Почувствуйте это расслабление.
4. Все мое тело полностью отдыхает...
Вспомните чувство приятного отдыха и расслабления, когда Ваше тело лежит в теплой ванне.
5. Я совершенно спокоен...
Думайте о покое, отдыхе.
II. Упражнения, направленные на достижение тренированной мышечной релаксации [38]
Вариант а). Переносим все внимание и внутренний взор на правую руку и приступаем к самовнушению.
1. Я чувствую приятную тяжесть в правой руке...
Образно представьте, что Ваша правая рука, как полый сосуд, наполняется (наливается) свинцом, тяжелея все больше и больше.
2. Чувство тяжести в моей правой руке все больше и больше нарастает...
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Аутогенная тренировка"
Книги похожие на "Аутогенная тренировка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Лобзин - Аутогенная тренировка"
Отзывы читателей о книге "Аутогенная тренировка", комментарии и мнения людей о произведении.


























