Г. Муравьева - Францисканская харизма

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Францисканская харизма"
Описание и краткое содержание "Францисканская харизма" читать бесплатно онлайн.
Францисканская харизма - это форма жизни и евангельского свидетельства, явленная исключительно по дару Святого Духа Франциском ассизским в лоне Церкви, переданная основанному им ордену, развиваемая и обновляемая орденом, верно и творчески осуществляемая орденом в настоящее время.
На пожертвования городских властей и населения в городах началось строительство просторных церквей и монастырей для братьев.[23] Их возникновение в самом сердце больших городов отвечало растущим потребностям людей в пастырском попечении, не всегда достаточно усердном со стороны секулярных клириков. Нельзя при этом забывать, что возведенные здания служили и общественно-полезным целям, когда, следуя идеалу бедности и невладения имуществом, Орден францисканцев отдавал монастыри под собрания, заседания советов и судов, прием городских гостей. Построенные в готическом стиле, с характерными для каждого региона особенностями, эти церкви находились в распоряжении города, в отличие от приходских церквей, нередко принадлежавших иноземным прелатам и подолгу остававшихся закрытыми. Францисканские обители строились по образцу монастырей цистерцианцев, наиболее близких францисканцам по простоте и бедности. В них появились внутренние дворики, залы Капитулов, сад, внешнее ограждение.
Буллой Папы Иннокентия IV от 5 апреля 1250 года церкви Ордена, вокруг которых образовались конвенты, где жили не менее тринадцати братьев, были объявлены «монастырскими церквями» (ecclesiae conventuales). Эти церкви имели привилегии «коллегиальных» церквей, в которых священники-францисканцы имели право совершать богослужения, исповеди и отпевание усопших. Одновременно было позволено расширять существующие церкви и строить новые, более просторные. Орден приобретал конвентуальный облик, что отразилось на наименовании братьев и мест их общежития. После упомянутой буллы Папы Иннокентия (1250) и в Нарбонских конституциях (1260) места проживания общин стали называть «конвентуальными местами» (loca conventualia), а малые обители, чаще всего сельские и используемые для уединения, — «неконвентуальными местами» (loca non conventualia). Братьев, образовавших в «конвентуальном месте» общину числом не менее 13 членов, также стали именовать «конвентуалами» (conventuales), их гвардиана — «конвентуальным», тогда как братья, жившие уединенно, именовались «не конвентуалами» (non conventuales). Одновременно «конвентуальное» ядро ордена, куда вошли практически все его члены, назвали «Общиной ордена», а конвентуалов — «братьями Общины».
Тем не менее, в ордене всегда оставались и охотно им поддерживались братья, живущие в полном уединении или в малых обителях вне населенных мест. Это следует уже из Нарбонских конституций св. Бонавентуры (1260), который, однако, полагал более полезным, «промыслительным и оправданным» проживание братьев большими конвентами в городах, где была нужда в пастырском попечении верных и можно было получить образование, а также для соблюдения дисциплины и правил общинной жизни. Св. Бонавентура, прославленный как Серафический доктор, видел в конвентуальном развитии ордена прекрасную аналогию с развитием Церкви, которая, отойдя от первоначальной суровой простоты в Галилее, осталась верна себе, распространилась по всему миру и породила людей великой святости во славу Божию и на благо верных.
Своей деятельностью орден подвел положительный итог конвентуальной перестройки в жизни и деятельности Общины, которая совершилась под бдительным оком Церкви, поручившейся за верность ордена харизме Основателя и первоначального Братства.
IV. Новые измерения францисканской харизмы
1. Следовать за Христом. Уже на этом историческом этапе францисканское Братство в своем подавляющем большинстве приняло конвентуальный образ жизни и, тем не менее, не отказалось от жизненной установки Основателя и первоначального Братства — следовать за Иисусом Христом, прежде всего, в Его смирении, уничижении и бедности, вплоть до принятия креста. По вышеназванным церковным, историческим и общественным причинам, Братство избрало в сложившихся новых условиях оседлый, упорядоченный общинный образ жизни и посвятило себя преимущественно апостольской пастырской деятельности, в частности, совершению богослужений, христианскому наставлению народа и евангельскому просвещению в школах, которые постепенно строились вместе с монастырями. На этом историческом этапе францисканцы стремились в изменившихся условиях осуществить свой евангельский идеал.
2. Связь с Богом. Ежедневное созерцание Божественных тайн было и осталось важнейшей частью и главной обязанностью жизни конвентуального Братства. Орден ввел более упорядоченную дисциплину и жесткий дневной распорядок в молитве, как средство и орудие организации братской жизни. Все в большей мере молитва братьев проникалась богословским и литургическим содержанием, что было важно для пастырской и интеллектуальной деятельности, которая преобладала в ордене с конца 30-х годов XIII в., когда в нем произошло клерикальное преобразование. Общинная молитва в конвентуальных церквях, во время литургии и вне ее, стала наивысшим выражением и орудием братской жизни, свидетельствуемой в христианском народе.
3. Евангельские заповеди блаженства, особенно простота и радость, ярко выраженные в духовности Франциска и первоначального Братства, утратили свою прежнюю непосредственность на новом этапе, когда утвердился принцип жизни в обителях. Жизнь братии стала более обособленной и сокрытой от глаз людей. Тем не менее, францисканское Братство сохранило верность этой первоначальной непосредственности и напоминало о ней людям уже и после того, как усвоило новые формы общения с народом. Два жития Основателя, написанные Фомой Челанским, «Легенда» св. Бонавентуры (1263) и другие писания, вышедшие из лона ордена в тот период, показывают, какой духовный источник питал братию и каким духом были проникнуты ее сознание и деяния в том общественном контексте, в который ее погружало конвентуальное устройство и образ жизни.
4. Братская жизнь. Организация повседневной братской жизни значительно изменилась с принятием конвентуального устройства. Братское общение теперь не ограничивалось встречей странствующих братьев в каком-нибудь месте. Они перестали сходиться на собрания от случая к случаю и постоянно находились в определенных местах, в которых жили общинами. Это совершенно не означало перехода к монашескому принципу «постоянства местонахождения», ибо генеральные и провинциальные настоятели были вправе перемещать их в другие места для исполнения пастырского и апостольского служения. Теперь время молитвы было упорядочено, внутри общины установился порядок в распределении ежедневных занятий, все чаще заключавшихся в пастырской и интеллектуальной деятельности.
Неверно утверждение, что конвентуальная организация францисканской жизни в тот период была копированием обычной монастырской жизни. Следует признать, что определенные стороны последней повлияли на устройство ордена и монастырей францисканцев, тем не менее, их братская общинная жизнь вдохновлялась другими идеалами, прежде всего, духом евангельского братства в единстве и равенстве, что не было свойственно древним монашеским орденам. Такое братство было завещано Основателем и глубоко вошло в жизнь основанного им ордена. Постепенно утвердившееся конвентуальное устройство францисканского Братства дало ему возможность выработать новые формы и образцы братской евангельской жизни, которых не знала прежняя монашеская традиция и которые не могли воплотиться в первые годы его жизни, когда она была скорее бродячей, чем оседлой.
Радикальная клерикализация ордена оставляла в это время мало места братьям-мирянам, которые практически не имели возможности выбирать образ жизни. Справедливо и то, что развернувшаяся пастырская деятельность и обучение привели к тому, что некоторым членам Братства были предоставлены преимущества, льготы и послабления, не согласующиеся с идеей братства равных и меньших. Их цель была одна — облегчить ученые занятия наставникам и учащимся, дать возможность братьям выполнять возложенные на них обязанности капелланов, послов и т.д. Связанные с поблажками отрицательные явления не имели таких широких масштабов, чтобы можно было говорить об извращении сущности евангельского идеала братской жизни, завещанного Франциском.
5. Меньшесть. Говоря о меньшести и ее проявлении в жизни ордена в заключительный период перехода к конвентуальному устройству, нельзя обойти вопрос, поднимаемый и в наши дни: следует ли считать францисканское Братство общиной нищих и меньших, если в его владении оказались церкви и монастыри? Осталось ли Братство верным главной отличительной черте харизмы Франциска, столь очевидной в его замысле?
При ближайшем рассмотрении истории ордена мы заметим, что он был вынужден решиться на такой поворот в своем развитии. Братья приняли, точнее, выработали конвентуальный образ жизни, чтобы харизма Франциска и первоначального Братства могла отвечать, новым настоятельным требованиям церковной, пастырской, культурной и общественной жизни. И хотя тем самым в социально-экономическом плане они значительно отошли от прежних форм жизни, они вовсе не предали свою миссию, напротив, сохранили ей верность, развили ее, творчески и продуктивно претворили в жизнь во имя Церкви и общества. С другой стороны, это привело не только к смягчению первоначальной меньшести и строгости жизни, с одобрения Церковных властей, но также и к поблажкам, отступлениям и нарушениям. Важно, однако, что конвентуальный образ жизни бережно хранил идеалы меньшести, бедности и смирения, завещанные Франциском. Доказательство этого — одобрительное отношение со стороны церковных властей и верующих, которые требовали присутствия францисканцев в обществе и в Церкви.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Францисканская харизма"
Книги похожие на "Францисканская харизма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Г. Муравьева - Францисканская харизма"
Отзывы читателей о книге "Францисканская харизма", комментарии и мнения людей о произведении.