Анри Лот - Туареги Ахаггара

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Туареги Ахаггара"
Описание и краткое содержание "Туареги Ахаггара" читать бесплатно онлайн.
Новая работа французского этнографа и археолога Анри Лота, хорошо известного советскому читателю по книгам «В поисках фресок Тассили» (1982), «В поисках фресок Тассилин-Аджера» (1973) и «К другим Тассили» (1984), посвящена описанию нравов и обычаев туарегов. Этот народ, живущий в Сахаре, отличается своеобразным, выработанным веками и не принятым у его соседей стилем жизни. В книге описаны все стороны материального и духовного бытия туарегов — от одежды, жилищ, способов ведения хозяйства до религиозных обрядов и устной литературы.
Существует свидетельство того, что в Ахаггаре когда-то работа по дереву была женской; женщины, принадлежащие к высшей знати, ради собственного удовольствия с помощью тесла изготовляют деревянные миски, воронки, лопатки для подметания и т. п. Они оставляют их себе или дарят женам своих имрадов, которых очень трогают подобные подарки. Я видел на ахаггарских стоянках множество такой утвари (отдельным предметам было до ста лет и более), сделанной руками знатных, благородных женщин («таменокалин»), их имена благоговейно хранят в памяти, а сделанные ими предметы берегут и боготворят. Это тем более примечательно, что хорошо известно, какое презрение туареги питают к ручному труду.
Из дерева изготовляют сосуды для хранения пищи, подойники, миски, ступки, пестики, колья, опоры и поперечины для палаток, поперечины и планки для седел (что касается самих седел, то их делают знадены).
В Ахаггаре растет не более пяти-шести пород деревьев, годных для обработки; основные — тамариск и тальха. Деревянные изделия очень просты по форме и менее разнообразны, чем в сахельских племенах.
Огромную роль в хозяйстве играет кожа. Известно, что раньше кроме главного объекта изготовления — тента для палатки — из кожи шилась вся одежда, мужская и женская. Эту работу выполняют все женщины из благородной касты имрадов. Все они умеют дубить кожи, выделывать их, мять, шить, украшать, в том числе и вышивкой. Трудно найти еще народ, владеющий этим искусством на столь высоком уровне. Они шьют большой тент для палатки, седельные сумки разнообразных форм с великолепной отделкой, верблюжьи уздечки, бесчисленное множество чехольчиков для хранения мелких предметов, бурдюки для воды и масла, подголовники, шнурки для амулетов, сандалии имерке-ден и т. д. Для выполнения всех этих работ в их распоряжении находятся лишь маленький ножик, который точат о камень, шило и несколько деревянных гладил. Плетение у туарегов развито не сильно по той простой причине, что для этого здесь недостаточно растительного материала. Лишь стеблям дикорастущего злака Раnicum turgidum нашлось применение благодаря изобретательности туарегских женщин; они плетут из этих жестких стеблей большие циновки-щиты, которыми окружают палатку, циновки-постели и циновки-крышки для мисок. Стебли соединяются маленькими полосками кожи. Это сочетание стеблей и кожи — одна из самых удачных находок — позволяет делать орнамент из геометрических узоров, и в то же время достигается высокая прочность. Плетеные веялки приобретаются в основном на юге или изготовляются женщинами-харратинками из земледельческих центров; для них используют тростник дисс и пальмовые листья; последними пользуются и туарегские женщины, делая себе шляпы с широкими полями для защиты от солнца, а также кошельки для хранения мелких предметов.
Прядением занимаются все туарегские женщины; прядут любую шерсть: и козью, и верблюжью, и муфлоновую, вычесываемую у животных с колен и шеи. Из козьей шерсти делаются седельные подпруги, очень прочные веревки для крепления вьючного багажа, палаток, бурдюков и т. д. Из шерсти муфлона плетут веревки, которыми мужчины привязывают попоны к спине своих мехари, и поводки для охотничьих собак. Из верблюжьей шерсти, довольно редкой, поскольку эти животные в Ахаггаре короткошерстные, плетут короткие веревки для верблюжьих пут и защитные сетки для вымени верблюдиц в период кормления.
Ткачество у туарегских женщин ограничивается изготовлением сумок из козьей, реже верблюжьей шерсти. Техника его весьма примитивна, и ремеслом это назвать нельзя; впрочем, ткачество постепенно исчезает в Ахаггаре, лишь несколько благородных женщин еще занимаются этим делом; в сахельских же племенах его уже еет.
К этим ремеслам можно прибавить еще резьбу по камню при изготовлении наручных браслетов. Некогда в Асексеме, Херахарте, Тин-Алулаге, Тин-Биланбиле разрабатывались залежи змеевика или сланца. Ныне техника обработки, применяемая в эпоху неолита, почти не используется. Сланцы обрабатывались ножом и пемзой и обтесывались теслом. На юге Силета, на берегах уэда Таманрассет, существовало одно месторождение сланца, где при помощи специального сверла из него изготовлялись браслеты.
Обработка металлов — железа, серебра, меди — народится исключительно в руках энаденов. Этих металлов, за исключением железа, нет ни в Ахаггаре, ни в его окрестностях. В некоторых скалах вулканического происхождения встречается железная руда, но ее содержится там так мало, что усилия по ее добыче были бы неадекватны добытому количеству железа. Кузнецам была известна техника выплавки металла; не имея для этого специального приспособления, они использовали одновременно несколько кузнечных мехов. Они рыли в земле яму, закладывали туда древесный уголь и руду и с помощью двух мехов, расположенных по бокам, раздували огонь; у основания такого очага делался желоб, по которому оттуда стекал расплавленный металл и попадал в небольшое углубление, где и остывал.
В основном железо, медь и серебро привозили караваны, шедшие с севера или из Сахеля.
Теперь необходимое железо можно добыть на свалках, устраиваемых европейцами: это остатки стары автомобилей, рессоры от машин, листовое железо, консервные банки и т. д.
Серебро получают из монет. До появления французских монет у туарегов имели хождение турецкие деньги, особенно серебряные талеры Марии-Терезии; они долгое время служили основной монетой во всей Центральной Африке. Талер Марии-Терезии был завезен в Африку в начале XIX века моряками и торговцами, посещавшими Гвинейский залив. Как и железный брусок, он стал основой торговых обменов и имел стабильный курс в Западной Африке и Эфиопии.
Обнаружив, что население Центральной Африки отдает предпочтение этой монете, англичане и итальянцы тоже стали ее чеканить; вот почему на рынке в Кано еще и сейчас можно встретить совсем новые монеть: помеченные 1777 годом. Они все еще в почете у местного населения и ценятся выше других монет.
Алюминий, недавно появившийся в районе Нигер, используется ремесленниками Ахаггара лишь для отделки оружия, изготовляемого на продажу туристам: так как он не нашел признания у местных жителей; только женщины-харратинки делают из него больше серьги, так как цены на серебряные изделия им не по карману. Одно время алюминиевые трубки и расчалки из подбитых самолетов находили применение у туарегов в качестве подпорок в палатках.
Из серебра делают кулоны, подвески к головному убору, браслеты, перстни, серьги, амулеты и т. д., причем цена этих изделий зависит только от стоимости затраченного металла.
Медь в настоящее время добывают из патронных гильз. Она используется при изготовлении большого количества наиважнейших и самых ходовых вещей: седельных атрибутов, уздечек для верблюдов, замысловатых замков, пинцетов для вытаскивания заноз, ножей для волос и т.д. Этот металл легче поддается обработке, чем серебро: на изделиях из меди нередко делается чеканка, гравировка, насечка узоров оловом, техника которой напоминает дамасскую. Различные железные предметы, ножички, монгаши (набор, включающий лезвие, пинцет и шило) имеют насечку медью.
Медь и серебро плавятся в небольших углублениях в земле, выложенных обожженной глиной; высокая температура достигается с помощью горна (с двумя или одним мехом) такой конструкции, которая распространена у всех сахарских кочевников. Изделия из этих металлов обрабатываются на наковальнях.
Энадены Ахаггара делают оружие лишь в исключительных случаях, в основном же они занимаются его починкой. Клинки для палашей большей частью привозятся из Европы и монтируются ремесленниками; тем не менее есть немало палашей и местного производства,, особенно у иуллеммеденов, но низкого качества.
Цельнометаллические копья обычно изготовляются ремесленниками племени кель-грес из района Тессауа, где находятся железорудная шахта и доменные печи. Кинжалы делают везде, самые знаменитые — ремесленников Агадеса, часто использующих при их изготовлении клинки старых мечей. Раньше кель-ахаггар покупали такие кинжалы в основном в Айн-Салахе и в Гате.
Настоящий обзор технологии производства у туарегов кель-ахаггар говорит о скудости ремесел. Кроме обработки кожи, изготовления изделий из дерева и плетения здесь трудно говорить о каком-то присущем им искусстве. Ведь, за некоторым исключением, все мотивы на изделиях из металла заимствованы у сахельских племен, а все модели драгоценных украшений взяты из Аира, Адрар-Ифораса, и это объясняется тем фактом, что все кузнецы — уроженцы Адрар-Ифораса.
Согласно преданию, кель-ахаггар не имели своих; кузнецов до правления султана Гомы, которому их подарил султан Марокко. В правление аменокаля Ахитареля во время одного сражения было убито очень много кузнецов, в результате у Ахитареля осталось всего два-три ремесленника, способных лишь чинить оружие. Тогда он решил предпринять реззу против людей племени кунта клана даг-эш-шейх, где их было много. Взятых в плен кузнецов Ахитарель доставил в Ахаггар, они стали работать под присмотром кузнеца Алами-на. Именно от них и произошли теперешние кузнецы Ахаггара.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Туареги Ахаггара"
Книги похожие на "Туареги Ахаггара" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анри Лот - Туареги Ахаггара"
Отзывы читателей о книге "Туареги Ахаггара", комментарии и мнения людей о произведении.