Анри Лот - Туареги Ахаггара

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Туареги Ахаггара"
Описание и краткое содержание "Туареги Ахаггара" читать бесплатно онлайн.
Новая работа французского этнографа и археолога Анри Лота, хорошо известного советскому читателю по книгам «В поисках фресок Тассили» (1982), «В поисках фресок Тассилин-Аджера» (1973) и «К другим Тассили» (1984), посвящена описанию нравов и обычаев туарегов. Этот народ, живущий в Сахаре, отличается своеобразным, выработанным веками и не принятым у его соседей стилем жизни. В книге описаны все стороны материального и духовного бытия туарегов — от одежды, жилищ, способов ведения хозяйства до религиозных обрядов и устной литературы.
Кель-и-н-тунин, имрады таитоков, воспользовались царившей анархией, чтобы избавиться от хозяев. Они причислили себя к урарен, благородному племени аджеров. У них-то и решил обосноваться Сиди. Это произошло как раз в тот момент, когда Азюэль аг Серада, претендент на титул, пытался завладеть тоболом.
Азюэль был типичным представителем таитоков — грубый, с необузданными инстинктами. «Человек, прекрасно владевший саблей, славившийся своими глупыми выходками, к тому же грабитель и предатель» — так отзывался о нем капитан Метуа, бывший начальник округа Тидикельт — Ахаггар. Он не только не способствовал, но даже препятствовал тому, чтобы уладить миром дела со своими сородичами из кель-рела. Он вел переговоры и о подчинении таитоков, стремясь, не без задней мысли, конечно, извлечь из этого выгоду, и прежде всего не допустить власти Мусы аг Амастана. Однако, к его великой досаде, держателем тобола стал Сиди аг Кераджи.
Несмотря на запрет на реззу, Азюэль, побуждаемый своими разбойничьими наклонностями, совершил в 1905 году крупнейший набег в Земур, но это была игра с огнем: отброшенный берберами, он был убит в очень жестокой схватке в Землет-улд-Декаме. После этого Сиди аг Кераджи был отстранен от предводительства из-за того, что не сумел предотвратить реззу, а также по причине преклонного возраста. Его заменил Амри аг Сиди Мохаммед.
В 1887 году, после трагических событий у колодца Инифель, когда шаамба-муади перерезали таитоков, у них осталось лишь сорок человек. В ходе восстания 1915–1918 годов Амри аг Сиди Мохаммед, который вначале не принял в нем участия, присоединился к повстанцам и ушел, увлекаемый своими имрадами кель-и-н-тунин, к Каосене — руководителю восстания. Амри занимался грабежами в Аире, однако он ни разу не поднял оружия против французов. Он был захвачен в плен в Агадесе суданскими отрядами, пришедшими на помощь осажденному там французскому посту. Предводителем таитоков стал Мохаммед аг Мохаммед, который взял себе в жены дочь Мусы аг Амастана.
Малоимущие таитоки, как и большинство имхаров, живут за счет своих имрадов — ирешшумем, кель-ахнет, теджехе-н-эфис, кель-и-н-тунин, юаруарен, икутиссен и икешшемаден. Некогда они еще взимали дань с арабов, кочевавших между Ахнетом и Акабли (с племен сека-ха и мазиль), а также с асуджи и фергумуссен из Ад-рар-Ифораса, теджехе-н-эфис и исокнатен из Аира. Они владели пальмовой рощей в Силете, где работали имрады, однако она была отобрана у них генералам Лаперрином в наказание за участие в восстании и отдана Мусе аг Амастану.
Дань, выплачиваемая имрадами, распределяется между всеми имхарами. Индивидуального права на нее больше не существует, как это еще имеет место в тоболах у кель-рела и теджехе-меллет.
Таитоки сумели заключить союзы с племенами тарат-меллет, кель-буджбиха, кель-арауан, таджакант, ариб, кель-таудени с целью получить надежные дороги, которые позволят им осуществлять свои реззу в отдаленных местах и обеспечить себе базы на обратном пути, чтобы быстро переправлять свою добычу в случае преследования. С такой предусмотрительностью разбойничьи акции не готовились никем и никогда.
Вождь племени таитоков носит титул амрара, а не амекокаля. Его назначение происходит по материнской линии, а избрание должно быть одобрено вождями имрадских племен. Однако, начиная с амрара Салаха, титул вождя не раз переходил от отца к сыну. В начале оккупации французы из политических соображений дали титул аменокаля и вождю Сиди аг Кераджи, но после их участия в восстании отняли эту привилегию у тантокюв. Власть амрара в племени относительна. Каждый благородный действует по своему усмотрению, и этот дух независимости настолько силен, что в немалой степени способствовал ослаблению племени.
В 1938 году таитоки насчитывали человек тридцать, способных носить оружие; в сражениях у них участвуют даже двенадцатилетние мальчики. Они имели 300–400 верблюдов и 1000 коз.
Таитоки живут в согласии со своими вассалами; последние, гордясь тем, что зовутся таитоками, участвуют во всех делах своих господ. Браки между людьми разных каст здесь не редкость: многие благородные женятся на имрадских женщинах, из-за чего их дети теряют политические права на тобол. Однако все более широкое распространение этого нововведения неизбежно приведет к изменениям и в правах наследования — кончится тем, что матриархат уступит место патриархату. Подобные союзы, весьма редкие в других группировках туарегов, вызваны у таитоков необходимостью, во-первых, сохранять численность племени, постоянно сокращавшуюся из-за военных действий, а во-вторых, способствовать росту привязанности к сюзеренам у имрадов, в частности, у кель-ахнет.
Свою группировку таитоки называют иногда «ар’рерф ахнет» — по названию района, где они, а также их имады, кочуют чаще всего.
После восстания 1915–1918 годов и возвращения Ахаггара к мирной жизни разногласия между таитоками и кель-рела не прекратились, происходили столкновения, часто довольно ожесточенные. Одно из них — в 1930 году, в бордже[4] Таманрассета — обошлось без кровопролития только благодаря вмешательству находившихся там французов. Имрады и пальмовая роща в Силете — вот постоянный повод для выступлений таитоков и причина их распрей с аменокалем. Чувствуя, что здесь французские власти не примут их сторону, таитоки потихоньку перебрались к Нигеру. Окончательно они закрепились в районе Ин-Галл-Тегидда-н-Тёссум, куда раньше приходили лишь изредка, кочуя в направлении Ин-Абангарита, Тамайи и Тазерзаит-Кебира.
Однажды, в 1935 году, несколько палаток таитоков кочевали близ колодца Алауа, в это же время невдалеке от них стояли палатки кель-рела и их имрадов агух-эн-техле. Между детьми обеих фракций, среди которых был и тринадцатилетний сын таитокского вождя Мохаммеда аг Мохаммеда, началась ссора. Посыпались взаимные оскорбления, в которых отразилась исконная вражда взрослых. Сын Мохаммеда, получивший удар плетью, сбегал за ружьем отца и стал прицеливаться. Увидев это, один из кель-рела, Икадо аг Сури, метнул в мальчика копье и пронзил его насквозь. Завязалась всеобщая драка. Икядо получил пять ударов такубой, но убил налетевшего на него Бешурена аг Букрейду. Вождь агух-эн-техле Сама аг Мансури получил удар такубой, был ранен и один из имрадов — Акмаклук аг Ажергеду. Чтобы вытащить копье, застрявшее в теле сына вождя, понадобился кузнец, однако несчастный вскоре скончался. За это происшествие власти заставили амрара таитоков Мохаммеда аг Мохаммеда безвыездно находиться в Таманрассете. Оскорбленные этой мерой наказания и посчитав ее несправедливой, таитоки все больше начали сближаться с властями Агадеса. 4 мая 1945 года они добились причисления их к этому округу и с тех пор стали подчиняться администрации Нигера.
Их имрады — юаруарен, кель-ахнет, икутнссен, тед-жехе-н-эфис — остались приписанными к алжирской администрации, поскольку их удерживали там пастбища. А небольшая группа благородных таитоков из клана амри, уже давно жившая обособленно от племени и кочевавшая в районе Абалессы, так и осталась в Ахаггаре.
Ирешшумен
Ирешшумен (от Арешшум — названия провинции, находящейся к северу от Кудьи, куда они некогда приходили) называются еще ирадженатен («смешанная кровь»). Это небольшое древнее благородное племя, потерявшее свои права на тобол в результате смешанных браков. Претендовать на привилегии благородных они больше не могут, но свободны от повинностей, распространяющихся на имрадов. Обычно они разбивают стоянки в Ахнете и кочуют со стадами до Аулефа.
Вождем клана был Ибеди аг Басен; он женился на девушке из улед-зенан (арабского племени Аулефа), а его зятья — таитоки Азуэль и Ташу аг Сераду — погибли во время реззу 1905 года. Ирешшумен связаны многочисленными браками с таитоками, а также с кель-ах-нет. Они берут в жены и арабских женщин Туата, чем объясняется другое их название — ирадженатен, или ирегенатен.
Согласно преданию, записанному Дювейрье, иреш-шумен — выходцы из Эс-Сука. Одна часть племени считается потомками Идрисидов, другая происходила от икадейенов. Происхождение от Идрисидов вполне вероятно: многие арабы Аулефа, из чьей среды они часто брали жен, могли похвастать шерифским званием.
В 1938 году их насчитывалось около шестидесяти человек и у них была дюжина палаток.
Кель-ахнет
Кель-ахнет — племя того же происхождения, что и даг-рали, с которым они некогда составляли одну фракцию имессилитен. Разделение произошло при аменокале Сиди аг Мохаммеде эль-Хире, в момент раздела имрадов между благородными племенами. Их отдали таи-токам. Кель-ахнет претендуют на берберское происхождение — от Такамат, служанки Ти-н-Хинан. Однако таитоки не знают, откуда они взялись, разве что жили в Ахаггаре задолго до прихода Ти-н-Хинан.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Туареги Ахаггара"
Книги похожие на "Туареги Ахаггара" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анри Лот - Туареги Ахаггара"
Отзывы читателей о книге "Туареги Ахаггара", комментарии и мнения людей о произведении.