» » » » Анри Лот - Туареги Ахаггара


Авторские права

Анри Лот - Туареги Ахаггара

Здесь можно скачать бесплатно "Анри Лот - Туареги Ахаггара" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Наука, год 1989. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анри Лот - Туареги Ахаггара
Рейтинг:
Название:
Туареги Ахаггара
Автор:
Издательство:
Наука
Год:
1989
ISBN:
5-02-016591-3
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Туареги Ахаггара"

Описание и краткое содержание "Туареги Ахаггара" читать бесплатно онлайн.



Новая работа французского этнографа и археолога Анри Лота, хорошо известного советскому читателю по книгам «В поисках фресок Тассили» (1982), «В поисках фресок Тассилин-Аджера» (1973) и «К другим Тассили» (1984), посвящена описанию нравов и обычаев туарегов. Этот народ, живущий в Сахаре, отличается своеобразным, выработанным веками и не принятым у его соседей стилем жизни. В книге описаны все стороны материального и духовного бытия туарегов — от одежды, жилищ, способов ведения хозяйства до религиозных обрядов и устной литературы.






— Тинерт («антилопа») — якобы прародительница инемба;

— Тахенкот («газель») — якобы прародительница кель-рела;

— Тамеруэльт («крольчиха») — прародительница ибогланов.

Своим правом на тобол кель-рела (якобы искаженное от «келла») обязаны Келле, правнучке Тахенкот, вышедшей замуж за Сиди аг Мохаммеда эль-Хира.

Дювейрье, в свою очередь, собрал о кель-рела такие сведения: «Это эбна-сид, то есть „сыновья своих отцов“, которые имели прародителем султана эль-Алауа; среди них одни — сыновья Хатиты (Катиты у ибогланов), другие — сыновья эль-Махука, тарги с примесью шерифской крови». Это предание, весьма короткое, говорит о шерифском происхождении кель-рела, на что многие из них и претендуют.

Кель-рела хранят в памяти своих аменокалей, начиная от Сиди аг Мохаммеда эль-Хира, но не помнят ни имананских султанов — предшественников Гомы, ни правителей предыдущего периода, кроме Келлы, правнучки Тахенкот — дочери Ти-н-Хинан.

По-видимому, между 1650 годом, датой смерти Гомы, и примерно 1750 годом, годом смерти Сиди аг Мохаммеда эль-Хира, царила анархия, вызванная разделом имрадских племен и соперничеством из-за титула аменокаля. Это соперничество длилось долго, поскольку лишь в 1775 году таитоки и теджехе-меллет добились нового раздела имрадов.

Вот так выглядела преемственность аменокалей, начиная от Сиди аг Мохаммеда эль-Хира:

— Юнес аг Сиди (ум. около 1790)

— аг Мама аг Сиди (ум. около 1830)

— эль-Хадж Ахмед аг эль-Хадж эль-Бекри (1830–1877)

— Ахитарель аг Мохаммед Биска (1877–1900)

— Аттиси аг Амеллаль, назначенный в то же время, что и:

— Мохаммед аг Урзиг (1900–1905)

— Муса аг Амастан (1905–1920)

— Ахамук аг Ихемма (1920–1941)

— Меслах аг Амайас (1941–1950)

— Баи аг Ахамук (1950–1977)

Сиди аг Мохаммед эль-Хир аг Салах состоял в браке с Келлой, правнучкой Тахенкот — дочери Ти-н-Хинан (приход Ти-н-Хинан в Ахаггар в таком случае имел место в начале XVII века, что мало вероятно). У него было девять детей, из них шесть дочерей, ставших родоначальницами всех нынешних больших кланов, из которых впоследствии избирались все аменокали. Праотец племени теджехе-н-у-сиди, умерший около 1750 года, уступил, по-видимому, всем требованиям таитоков и теджехе-меллет относительно раздела имрадов. Против племени таитоков ему пришлось вести войну; она окончилась его победой, и в результате был заключен мир. В его правление люди кунта ежегодно поставляли ахаггарам восемь верблюдов вплоть до французской оккупации. Два его сына взяли в жены женщин из племени таитоков.

Юнес аг Сиди, старший сын Сиди аг Мохаммеда эль-Хира, стал его преемником. Он вступил в брак с женщиной племени таитоков и имел от нее сына, который путем наследования по линии матери стал амраром племени таитоков. Он присоединил к себе племя агух-н-техле.

Аг Мама аг Сиди — брат Юнеса, второй сын Сиди аг Мохаммеда эль-Хира. Как и брат, он вступил в брак с женщиной племени таитоков; его сын Мохаммед впоследствии также стал амраром таитоков. Аг Мама умер в возрасте ста лет.

Эль-Хадж Ахмед аг эль-Хадж эль-Бекри — внук Сиди аг Мохаммеда эль-Хира от его дочери Захры, вышедшей замуж за эль-Хадж эль-Бекри из племени ифорас. Он был племянником предыдущего аменокаля, старшим сыном его старшей сестры. Ему пришлось бороться за власть с племенем таитоков, представитель которого Мохаммед аг Мама, сын предыдущего аменокаля, также хотел получить этот титул. В его правление началась продолжительная война с аджерами, когда ахаггары приняли сторону потомков имананского султана. В ходе борьбы он был убит. Его могила находиться в Кудье, близ уэда Иламан.

Ахитарель аг Мохаммед Биска — внук Сиди аг Мохаммеда эль-Хира от третьей дочери последнего — Аменены, вышедшей замуж за Мохаммеда Биску из племени теджехе-меллет, двоюродный брат предыдущего аменокаля, старший сын сестры его отца. Он прожил очень бурную жизнь, боролся против аджеров и одержал над ними крупную победу при Угмидане, подвергался нападениям таитоков. При его правлении была вырезана миссия Флаттерса; это убийство вменяется ему в вину. Умер он в 1900 году, оставив одну дочь, которая вышла замуж за Аманаса аг Хальби. Их сын Меслах был аменокалем с 1941 по 1950 годы.

Аттиси аг Амеллаль — племянник Ахитареля, старший сын его второй сестры. Он был назван кандидатом на тобол одновременно со своим двоюродным братом Мохаммедом аг Урзигом, старшим сыном старшей сестры Ахитареля, к которому тобол должен был отойти естественным путем, однако последний не смог отстоять свои права на него ввиду преклонного возраста и пассивности. Аттиси принимал участие в расправе над миссией Флаттерса. При нем долго царила анархия, последствия которой испытали на себе имрады; с приходом французов и выдвижением ими на должность аменокаля Мусы аг Амастана анархии был положен конец.

Муса аг Амастан — двоюродный брат Аттиси, правнук Сиди аг Мохаммеда эль-Хира от его младшей дочери Тар’ауссит и по линии своей прабабки Тигент; родился около 1865 года от матери кель-рела и отца икерремойена. Будучи еще молодым и от природы неглупым, он отговаривал всех от расправы с миссией Флаттерса, хотя, как доподлинно известно, когда она состоялась, принял в ней участие.

Муса был еще совсем молодым, когда умер его отец, поэтому он воспитывался у своего дяди Амдера. Поскольку последний жил в племени ифорас в Адраре, молодой человек познакомился там с марабутом кунта Баи эль-Беккай (его религиозный центр был расположен в Телейе), пользовавшимся большой известностью и оказавшим на Мусу сильное влияние.

Позднее Муса постоянно жил в Адраре, что позволило ему совершать набеги на иуллеммеденов, ифорас, иднанов, кунта, берабиш; последние, чтобы их оставили в покое, согласились в конце концов платить ему дань. Когда таитоки подверглись реззу со стороны кель-таделе, племени из Аира, они обвинили во всем Мусу, и с того момента между ними началась вражда. Во время одного набега иуллеммедены убили его брата, а ему самому пронзили копьем ногу, буквально пригвоздив его к коню. Тогда он поднял против них на реззу кель-таде-ле, таитоков и ифорас, однако по дороге таитоки захватили стада кель-таделе. Глубоко возмущенный этим, Муса, не колеблясь ни минуты, напал на таитоков, чтобы наказать их, и забрал добычу себе. Ахаггары, в свою очередь, возмутились таким поступком и потребовали от Мусы вернуть скот. Тот отказался сделать это и укрылся у Фирхуна, аменокаля иуллеммеденов, где занялся установлением мира между приютившими его иуллемме-денами и ахаггарами. Муса добился мира также и с кель-аир, что позволило исеккемарен и имрадам ходить с караванами в Мали. Его авторитет в результате сильно возрос. Покинув Адрар-Ифорас, Муса примирился с ахаггарами и внимательно следил за всеми событиями, происходившими в племенах.

Ахитарель, видимо, своим преемником назначил Мусу, но из-за царившей в Ахаггаре анархии тот отказался взять правление в свои руки и не стал соперничать с Аттиси, который и был избран аменокалем. Когда французы оккупировали Айн-Салах, Муса вел переговоры о подчинении ахаггаров с одним из арабов Айн-Са-лаха — каидом Билу (1903 год). История Мусы тесно связана с историей подчинения туарегов и их завоеванием.

Муса вступил в брак поздно; до 1910 года он сожительствовал с черной женщиной, которая родила ему дочь. Женился он на дочери Ибеди аг Басси-Тихит, из таитоков, вдове знаменитого таитокского вождя Азюэля аг Серады, погибшего во время реззу; она тоже подарила ему дочь. Затем по приглашению генерала Лаперрина он отправился во Францию. Год спустя за свою миротворческую деятельность он был награжден орденом Почетного легиона. После восстания 1916–1918 годов, в ходе которого Муса аг Амастан оказывался порой в очень трудных ситуациях, он по-прежнему радел за установление мира, однако самому ему не пришлось попользоваться плодами своего труда: 20 декабря 1920 года он умер при довольно загадочных обстоятельствах.

Муса никогда не отличался здоровьем (говорили, что был сифилитиком и астматиком). Однажды он почувствовал недомогание и решил, что это результат его падения с лошади. Он слег, а на шестой день, когда уже казалось — ему лучше, он вдруг попросил приготовить себя к смерти. В ту пору он жил на стоянке поблизости от Таманрассета и велел известить обо всем офицера-резидента, но, когда тот прибыл, Муса уже был мертв. Его семья была ошеломлена столь внезапной смертью. Заподозрили одного человека из племени аджкеров, что он отравил аменокаля, когда приезжал на стоянку за двенадцать дней до его смерти; аджера заставили поклясться на Коране, что он не виновен в смерти Мусы, и отпустили.

При кончине Мусы присутствовал Сиди Мохаммед бен Бади Мокадем — марабут из мусульманского учебного заведения (завийи) в Телейе, присланный известным религиозным главой племени кунта Баи эль-Беккай. Он объявил, что Баи видел смерть Мусы во сне. Это обстоятельство положило конец «брожению умов» и, кроме того, стало еще одним свидетельстдом святости главного марабута Телейи.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Туареги Ахаггара"

Книги похожие на "Туареги Ахаггара" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анри Лот

Анри Лот - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анри Лот - Туареги Ахаггара"

Отзывы читателей о книге "Туареги Ахаггара", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.