С. А. Левицкий - Трагедия свободы

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Трагедия свободы"
Описание и краткое содержание "Трагедия свободы" читать бесплатно онлайн.
С. А. Левицкий (1908—1983) принадлежит к видным философа русского зарубежья, он был учеником и последователем Н. О. Лоского. В своей книге, которая впервые издается в России, он всесторонне исследовал проблему свободы. В приложении публикуют статьи разных лет, в которых Левицкий показал себя талантливы публицистом и тонким литературным критиком.
263
Индоктринация — знакомство с каким–либо учением, теорией, принципами.
264
Существующий порядок вещей (пат.).
265
Название книги Ф. Ницше.
266
Парафраз изречения Заратустры: «В человеке важно то, что он мост, а не цель…» (Ницше Ф. Сочинения в 2–х тт. М., 1980, т. 2, с. 9).
267
Цитата из Овидия («Метаморфозы», 1,89): Первым век золотой народился (Овидий. Собрание сочинений. СПб., 1994, т. II, с. 11).
268
Заключительная строка стихотворения А.С. Пушкина «Если жизнь тебя обманет» (1825):
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
(Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10–ти тт.
М., 1981, т. II, с. 51).
Ср. с высказыванием А.П. Чехова из повести «Степь»: «Русский человек любит вспоминать, но не любит жить…» (Чехов А.П. Собрание сочинений в 12–ти тт. М., 1962, т. 6, с. 71).
269
Цитата из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» (1837) (Лермонтов М.Ю. Собрание сочинений в 4–х тт. М., 1986, т. 1, с. 43).
270
Афоризм 68 из 4–го отдела книга Ф. Ницше «По ту сторону добра и зла». Ср. перевод Н. Полилова: «“Я это сделал”, — говорит моя память. “Я не мог этого сделать”, — говорит мне моя гордость и остается непреклонной. В конце концов память уступает» (Ницше Ф. Сочинения в 2–х тт. М., 1990, т, 2, с. 291).
271
См.: Франк С. Ересь утопизма. Новый журнал, 1944. [Франк С.Л. По ту сторону правого и левого. Париж, 1972; Родник. 1989, № 6; Квинтэссенция. Философский альманах. 1991. М., 1992, с. 378–395; Социс. 1994, № 1, с. 126–134].
272
По определению (лат.).
273
См. прим. 55 на с. 894.
274
Противоречие в определении (лат.).
275
Слова героя «Записок из подполья»: «Свету ли провалиться, или вот мне чаю не пить? Я скажу, что свету провалиться, а чтоб мне чай всегда пить» (Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 12–ти тт. М., 1982, т. 2, с. 497).
276
См. прим. 228 на с. 908.
277
С точки зрения вечности (лат.).
278
«Тимей», 37d (Платон. Собрание сочинений в 4–х тт. М., 1994, т. 3, с. 439–440).
279
Т. е. превращение свободы в идол, божество (от фр. idol§trie —-идолопоклонство).
280
Применительно к человеку Р. Тагор ограничивал действие причинности пределами физической сущности человека, его тела. Что касается духовной сущности человека (личности), то здесь уже имеет место индетерминизм: «Этого человека–личность нужно искать в области полной свободы от необходимости…» (Тагор Р. Личное. М., 1922, с. 10). Тагор развивал мысль о возможности достижения «полной свободы» в духовном мире, где нет «ослепляющих повязок природы», где утверждается мистическая связь с Богом посредством «высшей любви». Такая свобода, по мнению Р. Тагора, несовместима с необходимостью, они взаимно исключают друг друга: «…та сторона нашей жизни, которая направлена к бесконечности, ищет не обогащения, но свободы и радости. Тут кончается господство необходимостей…» (Тагор Р. Творчество жизни (Сидхна). М., 1917, с. 200). См. также: Питман А.Д. Современная индийская философия. М., 1985, с. 171.
281
Цитата из стихотворения «Дух» (1914) из сборника «Звезда» (Пг., 1922). См.: Белый А. Собрание сочинений. Стихотворения и поэмы. М., 1994, с. 305.
282
Ср. с тем, что писал М. Хайдеггер в «Письме о гуманизме»: «Человек не господин сущего. Человек — пастух бытия… Человек — сосед бытия» (Проблема человека в западной философии. Сборник переводов. М., 1988, с. 338). См. также: Габитова RM. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972.
283
Стихотворение из «Вильгельма Мейстера»: «Кто хочет миру чуждым быть…»~(Тютчев Ф.Я. Сочинения в 2–х тт. М., 1980, т. 1, с. 248).
284
Книга Льва Шестова «Киркегор и экзистенциальная философия» посвящена Киркегору, а не современному экзистенциализму.
Из богатейшей литературы об экзистенциализме, перечислять которую здесь нет никакого смысла, упомянем следующие, наиболее ценные, по нашему мнению, труды: Barett W. What is existencialism? New York, 1947; Fritz E. Theolo–gie ohne Gott. Zurich, 1946; Hubben W Four prophets of our destiny. New York, 1952; Muller /. Existenzphilosophie und katholische Theologie. Wahl /. A short history of existentialism. New York, 1949; Wild /. The challenge of existentialism. Indiana Un. Press, 1955; Kuhn H. Encounter with Nothingness. 1949.
Особенно рекомендуем книги Wahl’a, Wild’a, Kuhna.
Резко отрицательное отношение к экзистенциализму дано в книге: Ruggiero G. Existencialism: desintegration of man’s soul. New York, 1948.
[Нелишним будет указать несколько книг, изданных в России в советский период, но и по сей день не утративших своего научного значения: Гайденко Я.Я. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики Серена Киркегора. М., 1970; Тавризян ГМ. Проблема человека во французском экзистенциализме. М., 1977; Стрельцова ГЯ. Критика экзистенциалистской концепции диалектики. Анализ философских взглядов Ж.П. Сартра. М., 1974; Филиппов Л.И Философская антропология Ж.П. Сартра. М., 1977; Гайденко Я.Я. Экзистенциализм и проблема культуры (Критика философии М. Хайдеггера). М., 1963; Типсина AM. Философия религии К. Ясперса: Критический анализ. Л„ 1982; Давыдов Ю.Н. Этика любви и метафизика своеволия (Проблемы нравенной философии). М., 1989; Великовский С. Грани «несчастного сознания». Театр, проза, философская эссеистика, эстетика Альбера Камю. М., 1973; Кос–сцкЕ. Экзистенциализм в философии и литературе. М., 1980.]
285
На русском языке изданы произведения С. Кьеркегора:
Афоризмы эстетика // Вестник Европы. 1886, № 5;
Несчастнейший И Северные сборники. Кн. 1. СПб., 1908;
Наслаждение и долг. СПб., 1908 (Переиздание: М., 1994);
Эстетические и этические начала в развитии личности // Северный вестник. 1885, №1, 3,4;
Страх и трепет. М., 1993 (в сборник вошли: «Страх и трепет», «Понятие страха», «Болезнь к смерти»);
О понятии иронии // Логос. Философско–литературный журнал. 1993, № 4.
286
См.: Малинин В.А. Диалектика Гегеля и антигегельянство. М., 1983, с 179–185.
287
Имеется в виду письмо В.Г. Белинского к В.П. Боткину от 1 марта 1841 г., где он писал: «Ты — я знаю —будешь надо мною смеяться, о лысый! — но смейся как хочешь, а я свое: судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира и здравия китайского императора (т. е. гегелевской Allge–meinheit [Всеобщность]). Мне говорят: развивай все сокровища своего духа для свободного самонаслаждения духом, плачь, дабы утешиться, скорби, дабы возрадоваться, стремись к совершенству, лезь на верхнюю ступень лестницы развития — а споткнешься — падай — черт с тобой — таковский и был сукин сын. Благодарю покорно, Егор Федорович (имеется в виду Гегель. — B.C.), — кланяюсь вашему философскому колпаку; но со всем подобающим вашему философскому филистерству уважением честь имею донести вам, что если бы мне и удалось влезть на верхнюю ступень лестницы развития — я и там попросил бы вас отдать мне отчет во всех жертвах условий жизни и истории, во всех жертвах случайностей, суеверий, инквизиции, Филиппа II, и пр., и пр.: иначе я с верхней ступени бросаюсь вниз головою. Я не хочу счастья и даром, если не буду спокоен насчет каждого из моих братии по крови — костей от костей моих и плоти от плоти моея» (Белинский В.Г. Избранные письма. М., 1955, т. 2, с. 141–142).
О влиянии В.Г. Белинского на творчество Ф.М. Достоевского см.: Кирпо–тин В.Я. Достоевский и Белинский. М., 1976, с. 228–247.
288
Верю, ибо абсурдно (лат.) — см. прим. 181 на с. 882.
289
Верю, чтобы понимать (лат.) — изречение Августина, воспринятое Ансельмом Кентерберийским. (Подробнее см.: Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979, с. 228; Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979, с. 137–145).
290
Августин. Монологи. 1, 2, 7 (см.: Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979, с. 71).
291
Паскаль Б. Мысли. М., 1994, с. 65,115.
292
Цитата из стихотворения Ф.И. Тютчева:
О вещая душа моя,
О сердце, полное тревоги —
О, как ты бьешься на пороге Как бы двойного бытия!
(Тютчев Ф. И. Сочинения в 2–х тт. М., 1980, т. 1, с. 143).
293
См. прим. 134 на с. 900.
294
Слова из «Амулета» («Мемориала») Паскаля. См.: Паскаль Б. Мысли. М., 1994, с. 61–62.
295
Лк. 9,24: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трагедия свободы"
Книги похожие на "Трагедия свободы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. А. Левицкий - Трагедия свободы"
Отзывы читателей о книге "Трагедия свободы", комментарии и мнения людей о произведении.