Геннадий Куртик - АСТРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "АСТРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА"
Описание и краткое содержание "АСТРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА" читать бесплатно онлайн.
АСТРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
* Источники и публикации * Календари * Ранний лунный календарь * Наблюдения Сириуса и его связь с календарем * Схематический гражданский календарь * Поздний лунный календарь * Измерение времени ночью. Деканы. Звездные часы * Диагональные календари * Кульминирующие деканы * Положение деканов на небе * Часы Рамессидов * Водяные и солнечные часы * Введение 24-часового деления суток * Планеты * Созвездия * Примечания * Список литературы *
Астрономия как целостная система взглядов, элементы которой взаимообусловливают друг друга, в Древнем Египте никогда не существовала. То, что мы называем астрономией, представляет, скорее, мозаичное соединение не связанных между собой фрагментов древнеегипетской жизни, для которых имело значение наблюдение небесных светил. Погребальный обряд и храмовые службы, архитектура и ремесленно-художественная традиция, административное управление и литература включали элементы астрономических знаний. Эта мозаичность древнеегипетской астрономии носила объективный характер, но для нас она усиливается еще в большей степени из-за фрагментарности, неполноты и сложности источников. По этой причине астрономические представления египтян зачастую нельзя реконструировать во всей полноте, и в ряде случаев нам приходится довольствоваться гипотезой, которая со временем будет уточнена или целиком отвергнута.
Знания о движениях небесных светил играли немаловажную роль в Древнем Египте, возможно, уже в додинастический период1, но определенно об этом ничего не известно. В дальнейшем в III — I тыс. до н. э. развитие древнеегипетской астрономии шло по следующим основным направлениям: а) создание календарей; б) разработка методов для измерения времени ночью; в) конструирование систем водяных и солнечных часов; г) выделение деканальных и других небесных созвездий; д) наблюдения планет как особой разновидности звезд; е) развитие космологических и астрологических представлений. Особое значение в истории древнеегипетской астрономии имели первые два направления, непосредственно связанные с практической жизнью египтян и их религиозными верованиями.
В настоящей работе рассмотрены все указанные направления, за исключением космологии и астрологии2. Хронологически изложение ограничивается династическим периодом, конечным пунктом которого считается завоевание Египта Александром Македонским в 332 г. до н. э. Астрономия более позднего периода затрагивается лишь в той мере, в какой она отражает древнеегипетскую традицию. Автор настоящей статьи не египтолог. При ее написании не использовались оригинальные древнеегипетские тексты, а только их переводы и соответствующая историко-астрономическая литература.
Источники и публикации
Наиболее ранние упоминания названий светил встречаются в «Текстах пирамид», датируемых XXV—XXIII в. до н. э., — религиозном памятнике, во многом еще до конца не понятом (Faulkner, 1969; Mercer, 1952). Сами пирамиды представляют также интерес с точки зрения истории астрономии. Их точная ориентировка .по странам света предполагает наличие особых методов ориентирования, основанных на наблюдениях небесных светил3. Следующий по времени важный источник — это звездные календари на внутренней стороне крышек ряда гробов4 из Асьюта, датируемых I Переходным периодом.
Тексты астрономического содержания сохранились на многих памятниках эпохи Среднего и Нового царств и более позднего времени. Они встречаются на стенах и потолках гробниц и храмов, в кенотафах (ложных гробницах, в которых не производились захоронения), на водяных и солнечных часах и других инструментах. Известно несколько демотических папирусов греко-римского периода, содержание которых относится к истории древнеегипетской астрономии. Особенно важны в этой связи папирусы № 1 и № 9 из Карлсбергской коллекции Копенгагенского университета.
Астрономические тексты включают обычно названия деканов, символические обозначения деканальных божеств, названия планет и их божеств, имена созвездий, располагавшихся к северу и к югу от эклиптики, и их символические изображения, календари и связанную с ними религиозную символику, списки часов дня и ночи и изображения божеств-покровителей часов, с эллинистического времени — зодиак; на памятниках постоянно изображали также древнеегипетские космические божества и т. п. Конечно, ни один памятник не содержит все перечисленные элементы, а только часть из них.
По характеру и назначению эти тексты относятся скорее к разряду религиозной, магической литературы. Зафиксированные в них астрономические представления не всегда легко выделить из общего религиозного содержания текста. Существовала ли в Египте астрономическая литература другого типа, неизвестно. Во всяком случае, об этом нет свидетельств более ранних, чем эпоха эллинизма (Waerden, 1974, с. 37—39).
Важным дополнительным источником служат сочинения античных авторов, в которых приведены сведения об астрономии египтян Позднего периода. Однако египетская астрономия в них описывается с использованием терминов и понятий, свойственных античному ареалу. Во многих подобных описаниях, особенно в астрологической литературе, под именем «египтяне» фигурируют греческие астрономы, работавшие в Египте (Neugebauer, 1975, с. 561— 562).
По истории древнеегипетской астрономии существует обширная историко-научная литература. Известные к началу 60-х годов древнеегипетские тексты астрономического содержания, за исключением космологических, календарных и астрологических, включены в фундаментальное трехтомное издание О. Нейгебауэра и Р. Паркера (Neugebauer, Parker, 1960, 1964, 1969), в дальнейшем обозначаемое сокращенно как EAT с указанием тома и страницы. Первый том этого издания посвящен исследованию ранних деканальных календарей, второй том — исследованию звездных часов в гробницах Рамессидов (XII в. до н.э.)5, в третьем томе приведены описания астрономических памятников, анализ поздней истории деканов, сведения о планетах, северных и южных созвездиях и другие материалы. По истории древнеегипетского календаря особое значение имеет исследование Р. Паркера (Parker, 1950), обозначаемое сокращенно как САЕ, в котором решены многие проблемы, дискутировавшиеся в предшествующий период. По вопросам измерения времени, конструирования водяных и солнечных часов в Египте не потеряла значения работа Л. Борхардта (Borchardt, 1920), а также статьи Р. Слолея (Sloley, 1924; 1931). Отметим также несколько кратких очерков квалифицированных историков науки, в которых обобщены результаты последних исследований (см. Нейгебауэр, 1968, с. 92—105; Parker, 1971; 1974; 1978; Toomer, 1971; Waerden, 1974, с. 8—45)6.
В отечественной литературе история древнеегипетской астрономии освещается главным образом в работах по истории календаря и хронологии (Идельсон, 1975; Климишин, 1985 и др.), а также в общих исследованиях по истории культуры и науки Древнего Египта (Коростовцев, 1982; Стучевский, 1976 и др.). Имеется ряд оригинальных исследований, затрагивающих вопросы истории астрономии (см. Шолпо, 1939; Лурье, 1947; Веселовский, 1948; 1969).
Календари
Древнеегипетскую календарную традицию характеризуют три особенности. Во-первых, параллельное сосуществование нескольких календарных систем, применявшихся в разных областях жизни; во-вторых, соединение двух противоположных начал, нашедших выражение в разных системах, — стремления привязать календарь к сезонам солнечного года и полностью освободиться от какой-либо связи с сезонами; в-третьих, определение периодической структуры календаря не только по движениям небесных светил, но схематически, руководствуясь требованиями практического удобства и математической простоты.
Природные условия Египта характеризуются сменой трех сезонов, связанных с повторяющимися разливами Нила. После подъема воды в середине — второй половине лета, когда почти вся обрабатываемая поверхность земли в долине Нила затоплена водой, наступает время сева, выращивания и сбора урожая. Вслед за этим наступает период засухи, характеризуемый самым низким уровнем воды в Ниле. Засуха продолжается вплоть до начала очередного подъема воды. На древнеегипетском языке сезоны имели особые названия, первый сезон — ахет (половодье), второй — перет («выхождение» земли из-под воды), третий — шему (отсутствие, низкая вода). Три сезона повторяются регулярно из года в год, в среднем составляя каждый по 4 месяца. Однако продолжительность сезонов может колебаться из-за непостоянства времени и высоты подъема воды в Ниле. В обычный год при среднем подъеме воды самый низкий уровень у первого порога у Асуана наблюдается примерно в конце мая, а в дельте — две недели спустя. Подъем воды происходит сначала медленно, а потом быстрее и достигает наивысшей отметки у первого порога примерно 1 сентября, а в дельте — приблизительно через месяц. Самые высокие участки воды в дельте появляются из-под воды только в середине или в конце октября, после чего вода спадает, достигая постепенно наименьшего уровня (Winlock, 1940, с. 452).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "АСТРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА"
Книги похожие на "АСТРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Геннадий Куртик - АСТРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА"
Отзывы читателей о книге "АСТРОНОМИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА", комментарии и мнения людей о произведении.