Айтеч Хагуров - Жизнь коротка, как журавлиный крик

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жизнь коротка, как журавлиный крик"
Описание и краткое содержание "Жизнь коротка, как журавлиный крик" читать бесплатно онлайн.
— Как тебя зовут? — спросил я.
— Юрра, — протяжно отметил он ударение на последнем слоге.
Я вспомнил, что где‑то в Прибалтике так называют море.
— А куда ты идешь?
— На встречу. С тобой. С собой. Он помолчал и как бы про себя грустно сказал:
— Да… Ты меня не помнишь… Ты себя не помнишь. Мне показалось, что передо мной стоит и заговаривается сумасшедший.
— Знаешь что, иди своей дорогой, я пойду своей — предложил я. — Так было до сих пор. Но вряд ли ты от этого выиграл, — ответил он.
Я понял, что он меня так просто не отпустит.
— Тогда пойдем вместе.
— Если б это было возможно, — помечтал он и добавил: — Мы ведь уже были вместе.
При этих словах лицо Великана показалось мне очень знакомым.
Конечно, я его знаю! Это лицо… Настолько знакомо — и не могу вспомнить…
— Мы расстались в детстве, — он помогал мне вспомнить что‑то очень знакомое. Смотрел на меня спокойно — с высоты своего огромного роста.
— Детство… Одним из увлечений были кони.
— А ты на конях много катался? — спросил я. Он кивнул, дав знать, что одобряет мою попытку. У моего дяди было две лошади. Одна считалась моей. — А твоя лошадь была та, что худая, резвая. Лицо Великана еще более просветлело:
— Ты тайком подкармливал ее хлебом и яблоками, чтобы у нее было больше сил. Потом тебя отвезли к тетке. Ты долго не мог привыкнуть. Прятался и плакал по маме, друзьям, лошадям…
Дальше можно было не продолжать. Меня осенила догадка. Однако я понял по его глазам, что было излишней откровенностью признаться, что в нем я узнал себя. Я вспомнил свои детские фотографии и сказал:
— Ты почти не изменился.
— Аты изменился сильно. Ты почти другой, — не жалел он меня.
— Да, но столько лет прошло. — Пытаясь оправдаться, вспомнил я греков: старому коню и бежать осталось меньше.
— Дело не только в этом. Он помолчал и, понизив голос, как будто сообщая секрет, сказал: — Ты заблудился.
— Это не беда. Туман… Я говорил товарищу, чтобы не отрывался.
Но великан меня не слушал. — Я сейчас найду дорогу. Эти ме-. ста мне знакомы…
— Сомневаюсь, — мрачно отрезал Великан. — Своей дороги ты уже не найдешь.
— А это почему?
— Ты ходишь не в том пространстве.
— А в каком пространстве мне ходить? Я живу на Земле. Я не марсианин. И не космонавт. Я простой человек.
— Это пространство и искалечило твой ум.
— Это как же?
— Ты забыл, что существует простор, в котором нет никакого центра. Простор… — Он мечтательно посмотрел вдаль и, вздохнув, продолжал: — Когда нет центра, тогда хорошо: свобода… добро… красота.
Мне показалось, что он заговаривается. Чтоб вернуть его внимание, я спросил:
— Что за центр? Вот у меня он есть?
— У вас центр один. — Со мной он объединял всех взрослых. — Это вы сами, по своим представлениям о себе. Каждый из вас старается творить его.
— Так, по — твоему, мне забыть себя?
Он не обратил внимания на мои слова:
— Ваш образ создает пространство вокруг себя. В своих взаимоотношениях с людьми, с вещами, с идеями. Этот центр творит вокруг себя одиночество. И все потому, что знает только один путь удовлетворения себя — через желание и владение. А им сопутствует тревога.
Он усмехнулся и, покачав головой, закончил как‑то коряво:
— Как смешна эта деятельность самозащиты!
Пока я старался осмыслить его слова, он повернул разговор в другую сторону.
— И со временем у тебя нелады, — заявил он. — Да, времени у нас всегда не хватает, — старался я оправдаться.
— Вы рассчитываете на время, чтобы водворить порядок. А время только порождает беспорядок… Нельзя стремиться и к удовольствию, и к миру одновременно.
— Всему свое время. Все должно совершаться в свое время, — умничал я в свою очередь.
— Дело не в этом, — упрямо поправил он меня. — Откуда происходит ваше представление о длительности? Вы испытывали какое-то наслаждение, вам хочется, чтобы оно продолжалось, а ваш ум, питая это воспоминание, дает ему новую жизнь, то есть возможность длиться. У нас, когда мы были вместе, этого не было.
Я решил его поймать на большом противоречии: он против удовольствия, против наслаждения. А разве дети не к ним тянутся постоянно?
— Когда мы были вместе, мы не были аскетами. Все мое детство — беготня за удовольствиями.
— Э — э нет, — прервал он меня. Было видно, что я задел его за живое. — Та наша чистая бескорыстная радость — это одно. Тогда было неведомое. То была радость естественная, непосредственная, здоровая. А теперь у тебя, благодаря твоей памяти, радость превратилась в потребность наслаждения. И возишься ты с ней, как собака с костью. Ах, если бы ты смог очистить свой ум от всего прошлого, если бы ты мог вычистить весь этот сор!
— Что бы это мне дало? — спросил я.
— Ты бы снова увидел красоту. Нету, которая возбуждает. Красота, о которой я говорю, не содержит никакого стимула.
Мне всегда казались рассуждения о красоте туманными, и я решил вопросом вернуть его на путь логики:
— Что за сор ты мне советуешь выкинуть?
— Все, что заимствовано тобой. Все, что не произошло с тобой. Заимствованное знание — обман. Человек обладающий заимствованными знаниями, теряет связь со своим сердцем. Истинно только то, что происходит с нами. Когда мы были вместе, истина была в нас без доказательств. Она цвела, — закончил он очередным упреком.
— Можно подумать, что мы тогда много знали! — воскликнул я. — Только и знали слушать все, что нам говорили взрослые, — и правду, и сказки.
— Тогда у нас была вера.
— А сейчас у нас — убежденность! — гордо заявил я.
— Сейчас у вас убежденность и сомнение, — поправил он. — Но это почти одно и то же.
Он снова говорил о всех взрослых.
— Что же общего ты находишь между убежденностью и сомнением? — поинтересовался я.
— Убежденный ум — это как бы поставленный вверх ногами ум сомневающийся. Вы говорите все время о развитии. Так вот, развитие убежденного ума приводит к сомнению, а развитие сомневающегося ума — к убежденности.
— Правильно, — прервал я его, — так и происходит познание и постигается истина.
— Нет, — возразил он, — истина случается. Она не постигается какими‑то приемами.
— Особенно, когда веришь, — съязвил я. Не обращая внимания на мой тон, он ответил:
— Жаль, что ты променял веру на убежденность и сомнение. Вера — доверие, глубокое доверие, рождающее любовь. Мы это хорошо знали, когда были вместе. А потому знали красоту.
Я решил действовать его приемом и говорить о слабостях детей.
— Конечно, — сказал я, — у детей одно представление об истине. Но нельзя же взрослым навязывать его. У детей нет логики, точнее
— своя логика. А взрослые доказывают истину, мыслят. «Маленький треугольник подобен большому, маленькая лошадь подобна большой лошади; но маленький ум не подобен большому уму», — напомнил я ему любимое изречение нашего дедушки.
— Конечно, не подобен, — подхватил он, — только эту разницу вы, взрослые, понимаете в свою пользу. И продолжал: — Ваши мысли — словно облака. Облака движутся: приходят и уходят. Они бывают такими плотными, что за ними не увидишь неба. И эти облатка, свои плывущие мысли, вы принимаете за истину. Но почему вы не замечаете беспредельной голубизны неба, что мельком показывается за облаками? Как вы не поймете, что мысли приходят и уходят, как посетители. Вы приближаете хорошую мысль к себе и отталкиваете плохую. Постепенно вы теряете дистанцию, отождествляете себя с хорошей мыслью. Ведь это бездомные бродяги. Во всех сказках выигрывает Иванушка — дурачок. Почему? Да потому, что он не хватается за мысли и не гонится за ними. Когда мы были вместе, мы все это хорошо понимали.
Что можно было ответить ему на это? Я, правда, не знал. Я вспомнил, как Сократ в «Облаках» Аристофана хвалил облака: «Это дети небес, облака, а для нас, для мыслителей — боги. Величайшие, разум дающие нам, мысли острые, силу суждения, красноречия жар, убеждения дар, говорливость и в речи сноровку». Но не стал я Великану напоминать эти строки. Мало ли было нападок на человеческий рассудок? На всякий случай спросил:
— А что плохого в мыслях?
На это он с некоторым негодованием ответил:
— А то плохо, что вы можете ударить кого попало по голове мыслью, как предметом, можете убить человека мыслью, как кин — жалом, можете отдать свою мысль, как заразу. Знаю я, чем вы, взрослые, занимаетесь! Они, мысли, мучают и своего носителя, когда они, как сцепившиеся змеи, проходят в его сознании. Как вы не понимаете, что эти приходящие и уходящие мысли, как плывущие облака на небе, невысоки. Они проявление Малого ума. А Большой ум за ними, в той глубине, что дальше, за облаками.
— Зачем же они, эти малые плывущие мысли, нам даны, если у нас еще есть и большой ум?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жизнь коротка, как журавлиный крик"
Книги похожие на "Жизнь коротка, как журавлиный крик" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Айтеч Хагуров - Жизнь коротка, как журавлиный крик"
Отзывы читателей о книге "Жизнь коротка, как журавлиный крик", комментарии и мнения людей о произведении.