Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Энциклопедия йоги"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия йоги" читать бесплатно онлайн.
Автор книги, Георг Фёрштайн, известный, в широких кругах, своими научными трудами и произведениями, посвященными йоге. Книга "Энциклопедия йоги" - результат почти тридцатилетней научной-исследовательской и практической работы автора в данной области. Структурное и целостное изложение основ йоги, научных исследований и открытий, связанных с ее традицией большой вклад в популяризацию йоги. В книге рассматривается развитие практики йоги начиная с ведийской (Ведической) эпохи и заканчивая временами тантры и хатха-йоги, иллюстрируя повествование отрывками из основополагающих трудов по йоге автор раскрывает все тонкости практики. Материал изложен доступно и просто, сочетая научный подход и духовное восприятие, что позволяет рекомендовать эту книгу преподавателям йоги и телесно-ориентированных психотехник, специалистам в области истории религий, философии, психологии, теологии и культурологии, и менее подготовленным читателям, ищущим свой путь к самопознанию.
Карма-йога, однако, стремится к преодолению всякой судьбы в обусловленных мирах многомерного мироздания. Карма-йогин жаждет Необусловленного, что по ту сторону добра и зла, боли и наслаждения, вне кармической необходимости и телесного воплощения. Ибо когда познается Я, остается лишь блаженство, и с этого момента юдоль (machine) природы не в состоянии затронуть наше истинное существо.
Самоосуществившийся йогин может все еще претерпевать всевозможные превратности судьбы — Шри Рамана Махариши, один из величайших мудрецов современной Индии, умер от рака, — но он знает, что пребывает бесконечно выше обусловленного существования. Просветленный адепт есть вечная Сущность вне всяких качеств — желательных либо нежелательных, — что воздействуют на физическое тело или связанную с ним личность. В этом и заключается его торжество над телом, умом и всеми иными конечными сторонами человеческой природы.
Исторически карма-йогу можно рассматривать как своеобразный ответ консервативных сил в Древней Индии на ширящееся социальное движение ухода от мира. В духовном плане, однако, она скорее является компромиссным решением между выбором обычной жизни (религиозной либо светской) и жизни лесного отшельника или странствующего нищего аскета. Это объединяющее учение, которое преодолевает и обмирщение, и отрешенность от мира. Таким образом, Бхагавадгита с ее сплавом карма-йоги, бхакти-йоги и джняна-йоги несет по-настоящему новаторские идеи [110]. Ее учения оказали заметное воздействие на многие другие индуистские традиции. Это замечательное сочинение более подробно обсуждается в восьмой главе.
Другим трудом, который следует упомянуть в этом контексте, является Йога-васиштха, составленная более тысячи лет спустя после беседы между Кришной и Арджу ной. Хотя здесь и проповедуется крайняя форма монизма, когда мир представляется совершенно иллюзорным, тем не менее в се рамках находит поддержку взгляд, защищающий мирское существование. Ибо в данном произведении йогина поощряют всемерно участвовать в делах своей семьи и общества. Мудрость (джняна) и действие (карма) сравниваются с двумя крылами птицы: они оба нужны ей для полета. Избавление, говорится там, достигается соразмерным развитием этих средств. Подробнее об этом будет сказано в четырнадцатой главе.
Схожее учение можно отыскать в Три-шикхи-брахмана-упанишаде, позднем средневековом сочинении:
Йогу полагают двоякой: джняна-йога и карма-йога. Итак, о лучшие из брахманов. внемлите йоге действия (крия-йога). Привязывание нерассеянного сознания (читти) к предмету, о лучшие среди дважды рожденных, [то есть брахманы] есть союз (самйога). Оно достигается двояко: постоянное привязывание ума (лишае) к предписанному действию — поскольку действие следует выполнять — именуется карма-йогой. Непрерывное привязывание сознания к высшему Предмету [то есть Я] следует знать как джняна-йогу, которая благостна и дарует все достоинства. Тот, чей ум непеременчив, даже если преследуется представленная здесь двоякая йога, приходит к высшему Благу, которое и есть по сути избавление. (2.23–28)
Карма-йога наиболее приземлена из всех йогических подходов. Ее великий идеал недеяния в действии (найшкармья-карман) применим ко всем остальным духовным дисциплинам и столь же насущен сегодня, как и в то время, когда индийские мудрецы впервые определили его более двух тысяч лет назад.
VII. МАНТРА-ЙОГА — ЗВУК КАК СРЕДСТВО ПЕРЕПРАВЫ К ЗАПРЕДЕЛЬНОМУ
Звук — это форма колебания, вибрации, что было известно йогам и Древней и средневековой Индии. Согласно преобладающей теории, в учении о священном звуке- известном как мантра-видья или мантра-шастра — вселенная находится в состоянии колебания (спанда или спандана). Открытие того, что звук, особенно повторяющийся звук, влияет на сознание, было сделано очень давно, возможно, еще в каменном веке. Есть все основания полагать, что некоторая форма простого пения или барабанного боя, возможно, посредством костей животных в качестве барабанных палочек, была связана с ритуалами палеолита. Поэтому неудивительно, что ко времени расцвета ведийской цивилизации в Индии звук (и как ритуальная речь или пение, и как музыка) стал достаточно изощренным средством религиозного выражения и духовного преображения.
Гимны Вед традиционно относятся к мантрам. В английском языке отсутствует соответствующий синоним слова мантра. Оно производится от корня ман(«думать» или «намереваться»), который также встречается в сло
вах манман («тщательно обдумывать»), манас («ум»), маниша («понимание»), ману («мудрый» или «человек»), мана («ярость»), манью («настроение» или «ум»), манту («советник»), и манус, манушья («человеческое существо»). Суффикс тра в мантре чисто инструментальный. Однако, согласно эзотерическому толкованию, он стоит вместо слова трана, означающего «спасение». Поэтому мантра — то, что спасает ум от себя самого, или что ведет к спасению посредством концентрации ума.
Мантра предстает священным высказыванием, таинственным звуком, или звуком, который заряжен психодуховной силой. Мантра — это звук, который облекает властью ум или которого облекает властью ум. Это орудие созерцательного преображения человеческого ума-тела, как полагают, наделено магической силой. Эрнест Вуд (именуемый Свами Саттвикаграганья), давний западный последователь йоги, писал:
Можно сказать, что божественное и его сила наличествуют во всех вещественных формах — в тех, что взывают к слуху, как и в тех, что воздействуют на зрение. Все воздействует на нас в соответствии со своей формой. Например, если вы входите в помещение, составленное из прямых линий, вы обнаружите, что это стимулирует ваши умственное способности; но если вы попадаете туда, где полно изогнутых и подобных цветам форм, выяснится, что это будоражит эмоции. Когда посредством любой из этих форм мы ловим проблеск божественного, мы называем подобное красотой. Красота — это сила Бога, окружающая нас непосредственно в материальных вещах. …Мантры в таком случае предстают формами звука, предназначенными для повторения, рассчитанными на то, чтобы связать человека с божественным, помогая ему в эмоциональных и умственных устремлениях. Вся хорошая поэзия в какой-то мере является мантрой, поскольку несет нечто большее, чем просто смысл составляющих се слов. Всякая красота воздействует на нас мантрически, но сила производимых ею впечатлений часто теряется из-за наличия слишком большого многообразия и сложности, и быстрых перемен [111].
В своей Тантра-алоке (7.3–5) подвижник и наставник десятого века Абхинава Гупта (Абхинавагупта) разъясняет назначение мантр с помощью следующего сравнения: единственное водное колесо, вращающееся безостановочно под действием силы текущей реки, может приводить в движение ряд присоединенных к нему механических приспособлений. Схожим образом и единственная мантра, повторяемая непрестанно, может расшевелить богов (девата), связанных с ней, которые затем — без дальнейших усилий со стороны практика — становятся благотворной силой в преображении его сознания.
Это, похоже, в полной мере понимали уже в ведийские времена. Санскритские гимны Вед, «визуа лизированные» высокоодаренными провидцами, составлялись в пятнадцати различных размерах, которые подходили для скрупулезного твержения в условиях ритуала и требовали тщательно отлаженного дыхания для обеспечения нужной точности произношения. Именно здесь можно усматривать истоки позднейшей йогической техники управления дыханием (пранаяма) и мантра-йоги. Один из четырех ведийских сводов гимнов, Самаведа, содержит много гимнов, которые пели особые жрецы [санскр. удгатар, то есть исполнитель напевов] во время больших жертвенных обрядов; песни, которые поют и сегодня, звучат несколько схоже со средневековыми григорианскими хоралами.
Общеизвестно, что длительное и сосредоточенное пение ведет к изменениям в сознании. Когда это воздействие сочетается с «пьянящим» напитком сома. используемым в ежедневных ритуалах, без труда понимаешь, почему ведийские провидцы были сведущи в измененных состояниях сознания. Неизвестно, из какого растения выдавливался сок сомы. Одни знатоки полагают, что это была Asclepia acida, тогда как другие отождествляют его с грибом мухомором [112], но последнее предположение не согласуется с ведийскими описаниями растения и способа выдавливания сока. То, что напиток сома своим воздействием изменял сознание, видно из самих гимнов, хотя вместе с тем «настоящая» сома была не растением, которое давили и чей сок разливали во время ритуала, но божественным напитком бессмертия. Эту потаенную сому, заявляет
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия йоги"
Книги похожие на "Энциклопедия йоги" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Георг Ферштайн - Энциклопедия йоги"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия йоги", комментарии и мнения людей о произведении.