» » » » Уильям Истерли - В Поисках Роста


Авторские права

Уильям Истерли - В Поисках Роста

Здесь можно скачать бесплатно "Уильям Истерли - В Поисках Роста" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
В Поисках Роста
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "В Поисках Роста"

Описание и краткое содержание "В Поисках Роста" читать бесплатно онлайн.



Экономический рост — благо для страны, так как он улучшает жизнь простых людей. Но почему одни страны растут быстрее, чем другие? Почему попытки международных организаций и развитых стран стимулировать рост в бедных странах далеко не всегда приводили к успеху? Какие ошибки совершают политики и о чем следует помнить в будущем? Книга, которую вы держите в руках — не учебник по теориям экономического роста. Она скорее представляет собой путеводитель по тем дорогам, которыми шли экономисты в попытках сделать бедные страны богатыми. Поэтому она может быть интересна не только экономистам и политикам, но и всем, кто не оставил надежды понять, где он - путь в экономическое процветание.






В свете этих дифирамбов образованию вас может удивить — как удивил ме­ня тот факт, что экономический рост очень слабо отреагировал на значитель­ные успехи последних четырех десятилетий в области образования. Неудач­ные попытки обеспечить экономический рост при помощи государственных вливаний в образование снова возвращают нас к нашему девизу: люди реаги­руют на стимулы. Если нет стимулов инвестировать в будущее, развитие обра­зования мало что дает. Если правительство заставляет вас ходить в школу, это еще не стимулирует вас инвестировать в будущее. В странах, где единственное прибыльное занятие — это лоббирование правительства с целью получения льгот, обучение высококвалифицированных кадров вряд ли может считаться формулой успеха. Квалификация без технологий, при которых ее можно при­менить, не будет способствовать экономическому росту.

Образовательный взрыв

С 1960-го по 1990 г. хвалы образованию, которые раздавались из уст влия­тельных правительственных деятелей, вылились в значительное расширение образования. Под влиянием Всемирного банка и других доноров, к 1990 г. охват населения начальным образованием в половине стран мира достиг 100 %. А ведь в 1960 г. только в 28 % стран мира все дети ходили в начальные классы. Медианный показатель по охвату начальным образованием по странам мира увеличился с 80 % в 1960 г. до 99 % в 1990 г. За этими цифрами скрываются и такие чудеса образования, как рост охвата населения начальным образованием в Непале с 10 % в 1960 г. до 80 % в 1990 г.

В 1960 г. существовали страны, в которых положение дел со средним обра­зованием было просто ужасным, — например Нигер, где в школу ходил толь­ко один ребенок школьного возраста из двухсот. Что касается среднего образо­вания, то за тридцать лет медианный мировой показатель охвата им увеличил­ся более чем в четыре раза — с 13 % детей школьного возраста в 1960 г. до 45 % в 1990 г.

Университетское образование переживает аналогичный бум. В 1960 г. в 29 странах вообще не было студентов. К 1990 г. таких стран осталось всего три (Коморские острова, Гамбия и Гвинея-Бисау). А медианный мировой показа­тель по охвату высшим образованием с 1960-го по 1990 г. увеличился более чем в семь раз с 1 % до 7,5 %.

Куда подевалось все образование?

Какое же влияние оказал образовательный взрыв на экономический рост? Увы, ответ печален: очень малое или вообще никакого. Отсутствие связи меж­ду развитием образования и ростом ВВП было отмечено в ряде исследований. В частности, отсутствие экономического роста в Африке на фоне бурного рос­та образования заставило автора одного из исследований задаться вопросом: «Куда подевалось все образование?» [5]. В исследовании анализировались дан­ные по развитию человеческого капитала (образования), и в результате не было найдено никакой позитивной связи между ростом уровня образования и рос­том выпуска на одного рабочего. (Более того, по некоторым статистическим параметрам, было продемонстрировано наличие отрицательной и статисти­чески значимой связи между двумя процессами [6].) На рис. 4.1 на основе дан­ных, взятых из этой работы, сравнивается положение в Восточной Азии и в Африке.

Восточная Азия            Африка к югу от Сахары

Рис. 4.1. Куда подевалось все образование? Источник: Притчетт (1999).

Африканские страны с высокими темпами развития человеческого капита­ла за период с 1960-го по 1987 г. — такие, как Ангола, Мозамбик, Гана, Замбия, Мадагаскар, Судан и Сенегал, — с точки зрения экономического роста оказа­лись совершенно несостоятельными. Страны же вроде Японии, где развитие образования было умеренным, продемонстрировали чудеса экономического роста. Другие экономические вундеркинды Восточной Азии, например Синга­пур, Корея, Китай и Индонезия, продемонстрировали быстрый рост челове­ческого капитала, который тем не менее по темпам был равен африканскому или даже отставал от него. Вот лишь одно сравнение: в Замбии рост человечес­кого капитала был несколько выше, чем в Корее, но темпы экономического роста в Замбии оказались на 7 процентных пунктов ниже.

В этом исследовании было также показано, что по количеству времени, ко­торое граждане тратят на образование, страны Восточной Европы и бывшего Советского Союза вполне могут состязаться с Западной Европой и Северной Америкой. Но сейчас мы знаем, что ВВП на одного рабочего в этих странах со­ставляет лишь небольшую долю от достигнутого в Западной Европе и Север­ной Америке. Например, 97-процентный охват населения средним образова­нием в США лишь ненамного выше аналогичного показателя Украины, равно­го 92 %. Однако доход на душу населения в США в девять раз превышает украинский.

Еще один факт также не свидетельствует в пользу положительного влияния образования на экономический рост: медианные темпы роста в бедных стра­нах со временем упали. В 60-е гг. рост выпуска на одного рабочего составлял 3 %, в 70-е — 2,5 %, а в 90-е — 0 %. В упомянутом исследовании отмечается, что падение темпов роста в бедных странах происходило одновременно с массо­вым распространением образования.

Поскольку автор данного исследования пришел к столь неожиданным ре­зультатам, стоит проверить, подтверждаются ли они другими работами [7]. Группа экономистов провела сходный анализ того, как экономический рост реа­гирует на изменение среднего срока обучения рабочей силы в период с 1965-го по 1985 г. [8]. Они также обнаружили отсутствие связи между увеличением ко­личества лет, затраченных на обучение, и ростом ВВП на душу населения. При этом связь не прослеживается даже при учете других детерминант роста. (Зато была отмечена положительная зависимость между исходным уровнем образо­вания и последующим ростом производительности.)

Вы можете подумать, что отсутствие связи, обнаруженное в этих двух ис­следованиях, объясняется включением в анализ стран Африки. Ведь при низ­ком исходном уровне образования процентный показатель роста человеческо­го капитала в Африке окажется весьма высоким. А с экономическим ростом в Африке дела обстоят плохо. Но во втором исследовании отсутствие связи меж­ду ростом образования и ростом ВВП было обнаружено даже тогда, когда аф­риканские страны были исключены из выборки. Кроме того, если вместо про­центных данных брать реальные изменения в количестве лет, потраченных на образование, связь по-прежнему не прослеживается. Да и внутри Африки раз­витие образования имело весьма различные последствия (рис. 4.2).

Темпы роста количества лет, затраченных на обучение

Рис. 4.2. Распространение образования и темпы экономического роста в Африке (1965-1985). Источник: Бенхабиб и Спигел (1994).

При этом исследование показало, что исходный уровень образования имеет положительную связь (корреляцию) с последующим ростом производительно­сти. Таким образом, страна с высоким исходным уровнем человеческого капи­тала будет развиваться быстрее за счет его опосредованного влияния на эконо­мический рост путем повышения производительности труда. Другие эконо­мисты также обнаружили, что рост производительности зависит от исходного уровня образования [9]. Обычно считается, что эта взаимосвязь временная. Де­ло в том, что, когда уровень человеческого капитала высок по сравнению с уров­нем физического капитала, доходность на инвестиции в физический капитал будет большой и, таким образом, рост будет более интенсивным до тех пор, пока физический и человеческий капитал не окажутся сбалансированы [10].

Это закономерно, и концепция роста, предполагающая его зависимость от исходного уровня образования, не кажется оправданной в долгосрочной пер­спективе. Как было отмечено в первом исследовании, рост обычно колеблется вокруг некоторого постоянного среднего значения, в то время как уровень об­разования постоянно растет. Связь между экономическим ростом и исходным уровнем образования предполагает, что и показатели роста в эпоху образова­тельного взрыва должны были стремиться вверх, но этого не произошло. Нап­ример, среднемировые показатели роста с 1960-х по 1990-е гг. упали, несмотря на повышение уровня образования. Как бы хорошо ни влиял исходный уро­вень образования на динамику роста в течение десяти-двадцати лет, в качестве долгосрочной детерминанты роста он не имеет смысла.

Третья группа экономистов также обнаружила, что межстрановые разли­чия в темпах экономического роста в разных странах очень слабо связаны с различиями в темпах роста человеческого капитала. При темпах роста ВВП на душу населения, превышающего средний уровень на 1 процентный пункт, толь­ко 0,06 процентного пункта исследователи объясняют темпами роста человечес­кого капитала, превышающего средний уровень. При этом рост производитель­ности отвечает за 0,91 процентного пункта из каждого процентного пункта роста выпуска, превышающего средний уровень. (Другой фактор, который тоже, как многие считают, является ключом к развитию, — физический капитал — отвеча­ет лишь за 0,03 процентного пункта из каждого процентного пункта темпов рос­та, превышающего средний уровень [11].)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "В Поисках Роста"

Книги похожие на "В Поисках Роста" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Уильям Истерли

Уильям Истерли - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Уильям Истерли - В Поисках Роста"

Отзывы читателей о книге "В Поисках Роста", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.