Василий Носенков - Последние гастроли
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Последние гастроли"
Описание и краткое содержание "Последние гастроли" читать бесплатно онлайн.
Носенков Василий Романович
Последние гастроли
Василий Романович Носенков
ПОСЛЕДНИЕ ГАСТРОЛИ
1
Короток декабрьский день. Еще не рассеялась до конца утренняя мгла, а на смену ей уже спешат вечерние сумерки. Лампы зажигаются в три часа дня.
В небольшом полуподвале мастерской двигаются две тени. Тощая фигура с серым лицом - слесарь Максим.
У него крепкие, как клещи, руки, замедленные, но рассчитанные движения врожденного мастерового. Поверх истертых штанов и полосатой рубахи задубевший от масла и металлических опилок фартук неопределенного цвета, рыжие изношенные ботинки, старая кепка с отвисшим вниз козырьком. Максим склонился над тисками, где зажат тяжелый французский замок. Проверяется работа только что сделанного ключа. От первого оборота ригель плавно выдвигается на сантиметр, от второго - на два. Рывков и заеданий не ощущается..
Другой слесарь, Женька Римус, - полная противоположность Максиму. Он не в меру суетлив и бестолков в движениях, часто бегает без дела из угла в угол. Работая, он успевает смотреть в окно и не пропустит ни одного человека, проходящего по двору мимо мастерской. На мужчин смотрит без особого интереса. Увидев толстяка, лишь изредка буркнет, ни к кому не обращаясь:
- Ух ты, какой сильный барбос!
Зато при виде девушки Женька не утерпит, чтобы не высунуть в приоткрытую дверь свою круглую голову с оттопыренными ушами.
- Эй, чернобровая! Приходи ко мне на ночь, толокно будем толочь! кричит он вслед, бесстыже улыбаясь.
Во дворе мелькнули чьи-то тени. Женька покинул верстак и немедленно подошел к окну. К двери в сопровождении хозяина мастерской Глиновского шел сутулый белобородый старик в черной крытой шубе, с дорогой тростью в руке. Никита Глиновский раболепно выгибался перед ним, что-то доказывал. Не обращая на него внимания, старик остановился перед входом, принялся о железную скобу счищать грязь с подошв бот. Римус безошибочно узнал в этом старике богатого нэпмана-лавочника Кровякова и с необыкновенной поспешностью отскочил от окна. Можно было подумать, что он боится хозяина, хотя на самом деле это было не так. На Никиту Глиновского, как выражался сам Женька, он "чихал с высокой башни".
Пока еще дверь не открылась, Женька переставил лампу со своего верстака на стол, поближе к входу. Сам повернулся спиной к двери и принялся усердно тереть рашпилем какую-то медную трубку. Дверь открылась, и в мастерскую вошли. Кровяков остался стоять у порога.
Слышно было, как он сморкался, нетерпеливо постукивая палкой о холодный цементный пол.
Хозяин, ни слова не говоря, подошел к Максиму и передал ему четырехугольный предмет. Максим вскрыл принятый предмет, оказавшийся коробкой, посмотрел внутрь. Хозяин властно, но тихо заговорил о чем-то.
- Сегодня никак не могу. Устал, а работа тонкая.
Завтра к одиннадцати утра постараюсь сделать, - отвечал Максим.
Глиновский вернулся к лавочнику. Долго и убедительно что-то объяснял. Наконец успокоился.
- Ладно, - сказал старик, поворачиваясь к выходу, а Никита предупредил Максима:
- К одиннадцати чтоб как штык!
Когда хозяин и лавочник ушли, Максим спрятал четырехугольный предмет в шкаф и сел перекурить.
Остаток дня работали молча: Максим по характеру был угрюм и неразговорчив, а Женька считал взгляды своего товарища по работе до того примитивными, что не испытывал никакого удовольствия от бесед с ним. Постепенно за полтора месяца совместной работы он вытянул из Максима всю его биографию и планы на будущее и потерял всякий интерес к этому человеку. Максим, тридцатилетний парень, холостяк, воевал в гражданскую. Отлично владел слесарным инструментом. О таких людях говорят: "золотые руки". Но что проку от этих "золотых рук", если их владелец вечно ходит в старых потертых штанах и грубых ботинках. Мечтал он о работе на заводе, о хороших станках и черт знает еще о чем. Разве это жизнь? Женька не понимал только одного - откуда берутся такие стопроцентные идиоты?
До этого дня Максим не замечал у Римуса особого прилежания в работе, но сегодня парень как с цепи сорвался. Особенно бросилась в глаза эта перемена к концу рабочего дня, после ухода хозяина. Женька стал не в меру старателен, тщательно измерял микрометром толщину деталей и даже ни разу не перекурил.
- Что это, друг, ты под вечер на работу навалился? - не вытерпел Максим.
- Почувствовал в труде моральное удовлетворение, полушутя-полусерьезно объяснил Женька. - Хочу сегодня вот эту собачку закончить, - он покачал на ладони остов французского замка.
В семь часов вечера Максим, как всегда, сложил в шкаф свой инструмент, снял фартук. Потоптался у Женькиного верстака, удивленный, что тот действительно не собирается кончать работу.
- А ты иди, - милостиво разрешил Римус, - у меня, понимаешь, есть желание поработать. Только ключи, пожалуйста, оставь. Мастерскую я закрою сам.
Максим, не торопясь, достал из кармана два нанизанных на кольцо ключа один от шкафа, другой, длинный, от входной двери в мастерскую - и положил их на тумбочку. Уже выходя, крикнул из-за двери:
- Завтра пораньше приди! Я, наоборот, люблю с утра поработать.
- Хорошо, будет сделано.
После ухода Максима Римус некоторое время продолжал с остервенением скрежетать рашпилем по металлу.
Но как только шаги затихли, он, отбросив в сторону инструмент, подошел к низкому окну и пристально всмотрелся в темень двора. Там никого не было видно.
Тогда. Женька плотно задернул полотняную штору, тихо закрыл на внутреннюю задвижку дверь и, осторожно проскользнув к шкафу МаИсима, сунул в замочную скважину короткий ключ.
Железная дверца легко поддалась. На верхней полке, в узких, как пеналы, нишах, лежали испорченные замки , всевозможных систем, размеров и назначений. Тут же рядом в каждой нише находились квитанции с адресами клиентов и описанием заказов. С величайшей осторожностью Римус принялся рассматривать бумажки.
"Сытина Агр. - ключ франц., к 25 дек.".
"Головин Савва - пружина к внутр. замку, к 23 декабря".
"Загребалов Ермолай - два замка навесных, к 22 декабря".
Так он просмотрел десятка полтора всевозможных заказов. Нижняя губа Женьки нервно вздрагивала. Цепкий взгляд быстрых глаз лихорадочно и неотрывно прощупывал содержимое шкафа. Когда дрожащая рука вынула белую бумажку из предпоследней ниши, на угреватом лице Женьки выступил пот. Он поднес к самым глазам плотный, вырванный из записной книжки листок бумаги и прочел:
"Срочно сделать ключ от сейфа г-на Кровякова".
Это было то, что надо. Тут же в нише лежала жестяная коробка из-под монпансье. Римус притронулся к ней сначала одним пальцем, будто убеждаясь, что перед ним действительно коробка. Затем вдруг, отбросив осторожность, с жадностью схватил ее в руки. Внутри коротко лязгнул металлический предмет. Прочно цепляясь ногтями за края крышки, он открыл коробку. На дне, маняще поблескивая отполированной поверхностью, лежал ключ.
Наметанный Женькин глаз безошибочно определил, что ключ этот - от сейфа фирмы Стелькера.
Не теряя времени, Римус достал из кармана пальто карандаш, твердую картонку и кусок желтого воска...
На следующее утро, как договорились, Римус пришел на работу рано, часов в шесть. Приподнятое настроение не покидало его со вчерашнего вечера. Максим появился вскоре после прихода Женьки и заметил перемену в поведении товарища.
- Что это ты посвистываешь, как после аванса? - обратился он, прежде чем пожать крепкую руку Римуса.
- Аванс не аванс, а наследство предвидится. Тетушка концы отдает, улыбаясь, соврал Женька.
- Эгоист ты все-таки, - заключил Максим.
В мрачном помещении мастерской было холодно и оттого еще неуютнее. Не замечая этого, Максим быстро разделся и открыл свой шкаф. В руках у него Римус увидел знакомую коробку.
Чтобы скрыть охватившее его волнение, Женька побежал во двор и нашел на помойке два ломаных стула.
Искромсав крепкое дерево топором, он затопил буржуйку.
Уже от одного треска горящих щепок стало теплее и веселее. Сидя вплотную к печке, Римус исподволь наблюдал ва движением рук Максима, примечая про себя, какими инструментами он пользовался.
Через полтора часа точная копия кровяковского ключа была готова. Максим накинул на себя куртку и вышел, унося срочный заказ хозяину. Не прошло и пяти минут после его ухода, как в мастерскую проскользнул мальчишка лет четырнадцати. До черноты грязные руки и лохмотья, еле прикрывавшие тело, выдавали в нем беспризорника. Мальчишка дважды шмыгнул носом, огляделся и, обращаясь к Риму су, деловито спросил!
- Значит, ты и есть Женька Крестик?
- А ты, шкет, откуда взялся такой шустрый? Кто тебя подослал, говори живо? - растерянно зашипел Римус, с беспокойством поглядывая на дверь.
Но беспризорник не торопился раскрывать карты. Сначала он потоптался у стойки и попросил хлеба. Женька молча вынул из шкафчика завернутый в газету обед и поделился с пришельцем. Ясно, что беспризорник подослан корошами с какой-то вестью, но допрашивать было не в привычке Римуса, и он терпеливо ждал сообщения - пусть мальчишка скажет сам. Словно угадывая его мысли, беспризорник заговорил.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Последние гастроли"
Книги похожие на "Последние гастроли" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Василий Носенков - Последние гастроли"
Отзывы читателей о книге "Последние гастроли", комментарии и мнения людей о произведении.