Зоя Кох - Вся жизнь в цирке

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Вся жизнь в цирке"
Описание и краткое содержание "Вся жизнь в цирке" читать бесплатно онлайн.
В настоящем издании, автором которого стала советская цирковая артистка Зоя Болеславовна Кох (1915–1981), рассказана история знаменитого акробатического трио — сестер Кох — гордости советского цирка. Из этой книжки читатель узнает, какой трудный путь прошли артистки, поднимаясь к славе.
Издание иллюстрированное.
Композиция номера «Колесо» не была похожа на «Семафор-гигант». Если в «Колесе» мы в финале делали труднейшую колонну и этим замедляли темп номера, то в «Семафоре» финал является наиболее стремительной частью номера. «Семафор» начинался с медленной проходки по ребру аппарата, а «Колесо» — со стремительного взлета под купол к мостику. Делалось это так: Марта и Клара становились по бокам верхней части колеса на специальные узкие пластины из плексигласа, а я делала стойку на их головах, ногами изображая стрелу. В это время колесо быстро поднималось к куполу, гаснул свет, и луч прожектора освещал нас. Затем колесо вращалось медленнее, и мы проделывали различные трюки.
Одним из наиболее эффектных был трюк на трех лопастях, стянутых тончайшими тросами (мы называли этот аппарат «пропеллер»). Лопасти состояли из металлических пластин, каждая длиной в два метра и шириной в пять сантиметров. Это приспособление устанавливали над верхней частью колеса, на специальную подставку, которая прикреплялась зажимами к аппарату, а на ее верхнем стержне держался так называемый пропеллер. Мы становились в центре пропеллера и шли, держа в руках легкие тонкие шестики, пока не достигали конца рейки, после этого переходили на тонкий, слабо натянутый трос и шли по нему от одной лопасти к другой. Все это происходило при двойном вращении — колесо катилось по тросу вверх и одновременно вращался пропеллер. Вибрация троса создавала большие трудности для баланса.
Впоследствии мы отказались от этого трюка, так как в номере «Колесо» было и без того достаточно интересных трюковых положений.
Я уже писала о том, что цирковой номер смотрится с интересом, если зрители не чувствуют трудности работы артистов. К сожалению, мы не смогли преодолеть сосредоточенность и напряжение при исполнении трюков на колесе. Вот почему мы редко выступали с этим номером. Основным у нас считался «Семафор-гигант».
После четырех лет работы с номером «Колесо» было решено передать аппаратуру другим артистам, работавшим в близком нам жанре. Но Управление цирками не смогло подыскать другой тройки женщин для этого номера. Так и лежит эта аппаратура в Саратовском цирке. Мне это обидно. В «Колесе» скрыто еще много возможностей для талантливых акробатов и эквилибристов. Подобного номера ни в наших цирках, ни за границей нет.
Наши самые яркие воспоминания в период подготовки к всесоюзным смотрам циркового искусства связаны с Ивановом. Здесь мы репетировали и делали новые аппараты. В годы войны с материалами было очень трудно, и мы использовали для «Колеса» и «Семафора» части от разбитых трофейных орудий. В цирке и сейчас еще рассказывают анекдот о том, как Кох из старой пушки сделал новый «семафор». Признаюсь, есть в этом небольшая доля правды. Недаром говорится в пословице: «голь на выдумки хитра».
Цирк в Иваново всегда считался у артистов неуютным и неудобным для работы. Теперь его перестроили, он очень красив и даже изящен. И оркестр в этом цирке прямо-таки замечательный. Сквер возле цирка полностью очищен от трофейных орудий. Об этом очень жалеет Папазов: в нашей аппаратуре есть много деталей, снятых с орудий.
Вместе с нами к смотру новых номеров в Иваново готовились и другие артисты.
Мне хочется рассказать о Волжанских. Владимир Волжанский считается одним из лучших эквилибристов-стоечников (так называются цирковые артисты, строящие свои номера на демонстрации стоек на одной и двух руках). Как соло-эквилибрист Волжанский выступил на Втором Всесоюзном смотре цирковых номеров и в 1945 году продемонстрировал некоторые новые приемы в области эквилибристики. Например, артист становился руками на ходули и ходил на них по пьедесталу.
До Великой Отечественной войны Волжанский работал с группой партнеров. В последние годы он опять создал групповой номер, в котором выступает вся его семья: жена, дочь, сын, жена сына и брат. Аппарат для этого номера состоит из наклонного комбинированного каната с подъемным пьедесталом. В номере есть несколько рекордных трюков. Новизна аппаратуры и артистичность исполнителей подкупают зрительный зал. Волжанские безусловно выделяются из массы артистов жанра эквилибристики.
Отчетливо запечатлелись в моей памяти репетиции группы Александрова-Серж. Он набрал в Иваново около шестидесяти ребятишек в возрасте от девяти до четырнадцати лет. Через несколько дней после испытаний в группе осталось двенадцать детей — четыре девочки и восемь мальчиков. Обучение начиналось с того, что ребята ходили по манежу под музыку. Затем в течение получаса они занимались у балетного станка. Станок в порядке общественной нагрузки преподавала им я. Очень трудно было доказать мальчикам, что занятия у балетного станка так же необходимы им, как и девочкам. Им хотелось поскорее сесть на лошадь, а не выполнять какие-то «девчоночьи» движения. Иногда даже приходилось звать на помощь Александра Сергеевича, применявшего угрозу: кто не будет заниматься у балетного станка, тот не будет ездить на лошади. В конце концов мальчики примирились, и им даже понравился балет. Позже они сами поняли, как важно для циркового артиста музыкальное и балетное развитие.
Группа малолетних ивановцев прекрасно проявила себя на втором смотре новых номеров. Номер молодых жокеев начинался у пионерского костра. Дети были очаровательны в пионерских костюмах, даже известная неуклюжесть прощалась им. Тогда трудно было себе представить, что четверо из них — Зоя Хохлова, Владимир Теплов, Виктор Логинов и Геннадий Утехин — станут подлинными мастерами-наездниками и своим искусством будут поражать зрителей Англии, Франции, Бельгии, Польши, где советский цирк и, конечно, группа Александрова-Серж были признаны лучшими в мире.
Но, конечно, новые номера готовились не в одном Ивановском цирке. Так, в Москве на Втором Всесоюзном смотре показал свою новую работу и Б. А. Эдер, выдрессировавший в необычно короткий срок красавцев тигров. Московские зрители, многие годы не видевшие тигриной группы хищников, по достоинству оценили труд Бориса Афанасьевича.
Интересной была и другая работа Бориса и Тамары Эдер — «Медведи-канатоходцы под куполом цирка». Этот номер был комедийного характера: проходы больших и маленьких мишек по канату, кульбиты медведей на канате. Трюк, в котором большой медведь нес на спине маленького, двигаясь на задних лапах и неся в передних балансовый шест, вызывал смех в зале.
За всю мою работу в цирке я не встречала более неутомимого дрессировщика, чем Эдер. Кого он только не дрессировал: львов, тигров, леопардов, пум, белых медведей, бурых медведей, зебр, страусов, лам и еще многих представителей животного царства.
Новым для советского цирка был аттракцион «Слоны и танцовщицы», руководимый А. Н. Корниловым. Сначала в номере принимали участие шесть девушек, три слона и, конечно, сам Корнилов. Номер состоял из трех частей: обычная дрессировка слонов, выступление акробаток на слонах и музыкально-балетная сценка. Эффектным было начало номера: на арене появлялись слоны в красных бархатных попонах, на спине одного из великанов восседал Корнилов в черном фраке, а по обеим его сторонам — девушки-блондинки в вечерних туалетах. Слоны проделывали несколько движений, девушки убегали и снова появлялись в новых костюмах и демонстрировали на спинах слонов акробатические трюки. В финале номера девушки исполняли вальс, заставляя кружиться и слонов. Большая заслуга в создании этого аттракциона принадлежала режиссерам-постановщикам — заслуженному деятелю искусств Е. М. Кузнецову и заслуженному артисту РСФСР Б. А. Шахету.
Впервые в истории цирка артист И. П. Боргунов создал номер с дрессированными сибирскими белками, а позже и серебристыми чернобурыми лисицами.
Поразил зрителей и начинающий тогда артист И. Ф. Рубан, в прошлом донецкий шахтер, выступивший с медведем-великаном Потапом. Впоследствии, встречаясь с Рубаном в различных цирках страны, мы наблюдали, как из угловатого, неумело двигавшегося по манежу паренька вырос настоящий артист. Сейчас заслуженный артист РСФСР И. Ф. Рубан успешно выступает в лучших цирках страны с большой группой различных животных.
На первом смотре новых номеров блеснули своим мастерством Елена и Алексей Бараненко. До 1941 года Алексей Бараненко был известен как ловитор в воздушном полете «Амос». Позднее он создал новый воздушный номер. На маленьком серебристом самолете артисты в костюмах пилотов взлетали под купол и кружились над манежем. Елена Бараненко сидела в кабине и управляла скоростью движения, а Л. Тряпицын и А. Бараненко под фюзеляжем самолета проделывали различные гимнастические трюки. Некоторое время спустя этот же номер, но в новом оформлении, был показан в Московском цирке. Артисты в русских костюмах летали, подобно сказочным героям, на крыльях жар-птицы. Идея этого оформления принадлежала Б. А. Шахету.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Вся жизнь в цирке"
Книги похожие на "Вся жизнь в цирке" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Зоя Кох - Вся жизнь в цирке"
Отзывы читателей о книге "Вся жизнь в цирке", комментарии и мнения людей о произведении.