Игорь Липовский - Библейский Израиль. История двух народов

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Библейский Израиль. История двух народов"
Описание и краткое содержание "Библейский Израиль. История двух народов" читать бесплатно онлайн.
Книга известного востоковеда, профессора Бостонского университета И. П. Липовского посвящена наиболее загадочным и дискуссионным событиям библейской истории. На основе тщательного анализа ветхозаветных и древневосточных источников автор делает вывод о значительных культурно-исторических различиях между двумя группами древнееврейских племен — северными и южными коленами, что позволяет ему представить совершенно новый взгляд на происхождение древнего Израиля, эпоху патриархов, пребывание евреев в Египте, Исход, а также на завоевание евреями Ханаана.
Охватывая в своем фундаментальном исследовании период почти в полторы тысячи лет — от патриарха Авраама до разрушения первого Иерусалимского Храма, И. П. Липовский находит подтверждение многим фактам, изложенным в Библии, и в то же время его труд лишний раз доказывает, что подлинная история всегда оказывается несравненно богаче и многограннее, чем ее отражение даже в самых великих литературных памятниках.
Написанная живым, увлекательным языком книга адресована как специалистам — историкам, востоковедам, религиоведам, культурологам, так и всем интересующимся древней историей.
Таким образом, патриархи оказываются вождями целых племенных объединений, а библейская «семья» на самом деле представляет собой группу близкородственных народов. Авраам не просто глава своей семьи, он лидер большой группы племен, которая со временем разделяется на отдельные и независимые друг от друга народы. Передвижения библейской «семьи» из Ура в Харан, из Харана в Ханаан, уход на время в Египет являются в действительности передвижениями западносемитских кочевых народов. В перепетиях личной жизни Авраама и Лота, Исаака и Ишмаэля, Иакова и Эсава скрыта история их народов, которые периодически ТО вступали в конфликты друг с другом, то объединялись против общих врагов.
Уход Лота от Авраама, затем Ишмаэля от Исаака, и, наконец, Эсава от Иакова представляет собой не «разъезд родственников», а разделение родственных племен, которые постепенно становятся самостоятельными народами. Кочевое скотоводство, являвшееся главным занятием этих племен, не позволяло большой группе соплеменников концентрироваться на какой-то одной территории и заставляло их постоянно искать новые земли с достаточным количеством пастбищ и источников воды для их скота. В этом заключалась экономическая подоплека разделений библейской «семьи». Уход Авраама на юг Палестины был связан не с высокой плотностью населения в центральной части этой страны, а с недостатком свободных пастбищ. Там, в южном Ханаане, его потомки по линии Исаака — Иаков и Эсав — нашли новую родину для себя и своих племен.
Израиль и Иаков — родоначальники северных и южных колен
С возвращением Иакова в Ханаан связаны два необычайно важных момента в библейской истории, которые касаются его наречения вторым именем — Израиль. Первый эпизод произошел в ночь перед встречей с Эсавом и его воинами возле притока Иордана — Яббок. Библия повествует об этом так: «И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; И, увидев, что не одолевает его, коснулся сустава бедра его и повредил сустав бедра Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал Тот: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал ему Тот: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал Тот: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и людей одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: зачем ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пниэль; ибо, [говорил он], я видел Бога лицом к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32:24–30).
Второй эпизод произошел позднее, когда Иаков вместе со своими людьми пришел в Бейт-Эль, где находилось святилище племен хабиру. Там он молился еще по пути в Харан, когда бежал от своего брата Эсава. В этот раз «сказал ему Бог: имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль. И нарек ему имя: Израиль» (Быт. 35:10). Одновременно Бог повторил обещание, данное прежде Аврааму и Исааку, — отдать ему и его потомству страну Ханаан.
Таким образом, Бог дважды дает Иакову новое имя — Израиль. Наречение новым именем, обещание произвести от Иакова великий народ и отдать его потомству страну Ханаан очень напоминают заключение завета с Авраамом в Элоней Мамрэ. Возможно, изначально речь шла об обновлении союза между Иаковом и Богом его отцов — традиционный ритуал, распространенный в Ханаане того времени. Однако первые составители Библии придали ему совсем иной характер. Иакову не просто изменили его же собственное имя, как в случае с Авраамом, ему дали второе, совершенно новое имя. Причем это произошло не при рождении и не при принятии новой веры, и даже не в период драматических военных событий, а в обычное мирное время. В прямом переводе с древнееврейского имя Израиль означает «богоборец»; разумеется, тогда имелись в виду языческие боги, с которыми приходилось бороться людям-героям. Но известный нам по Библии жизненный путь Иакова не был сопряжен ни с войнами, ни с религиозными реформами. Библия не сообщает ни о каких событиях, которые могли бы оправдать присвоение ему этого имени или титула. Совершенно неожиданно возникшая сцена борьбы с неизвестным (посланником Бога) ничего не объясняет, а лишь создает впечатление, что устное предание об Иакове дополнили задним числом вставкой из другого предания о другом человеке, и что все это было продиктовано соображениями более поздних времен.
С того времени, когда Аврам получил от Господа новое имя — Авраам, оно полностью вытеснило прежнее, и повсюду в библейских текстах стал использоваться только тот, последний его вариант. Однако совершенно иное происходит со вторым именем Иакова. Несмотря на слова Бога: «отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль», оба имени используются в библейских текстах наравне друг с другом. Более того, составители книги Бытие подозрительно часто подчеркивают единство Иакова и Израиля, словно хотят доказать, что это был именно один общий предок, а не два родоначальника двух различных племенных групп.
Не менее интересна и ситуация с женами патриархов. У праотца Авраама была лишь одна главная жена — Сарра, то же самое и у Исаака — Ревекка. Но у Иакова одновременно две жены, причем с одинаковым статусом, чего никогда не было у его предшественников. Не здесь ли произошло искусственное соединение родословных двух групп древнееврейских племен — северных и южных хабиру? Сначала Иакову добавили жену и сыновей родоначальника северных племен, а потом и его имя — Израиль. Нет сомнения, что в официальный библейский канон вошли далеко не все ветви родства от Авраама. Упомянуты только те из них, которые не подвергают сомнению главенство линии Авраам-Исаак-Иаков. Вероятно, в устном эпосе кочевых амореев существовало немало преданий, связанных с историей северной группы древнееврейских племен, известных позднее как «Израиль», однако лишь немногие из них были вплетены в родословную южной древнееврейской группы «Иаков». Противостояние Иакова посланнику Бога в ночь перед встречей с Эсавом — это, безусловно, эпизод, взятый из эпоса об Израиле — родоначальнике северных колен. Вторая жена Иакова, Рахель, и сыновья от нее, Иосиф и Биньямин, тоже относятся к родословной северян. Вероятнее всего, северная группа пришла в Ханаан из северо-западной Месопотамии еще до Авраама, приблизительно в XXIII в. до н. э. И заняла свободные земли в северной и центральной Палестине. Лишь позднее, около XX в. до н. э., в Ханаан приходит Авраам со своей группой племен. В отличие от своих сородичей из северной группы племена Авраама или часть из них уже успели побывать в южной Месопотамии, поэтому, появившись в Ханаане позднее, вынуждены были довольствоваться более засушливыми южными и восточными районами Палестины.
Таким образом, к началу II тыс. до н. э. в Ханаане обосновались пять групп кочевых амореев. Две из них — в западной части этой страны. Именно из этих групп в дальнейшем выделились северные древнееврейские племена (Израиль) и южные (Иаков). Восточную часть Ханаана, Заиорданье, заняли два других племенных союза — Аммон и Моав, которые пришли вместе с Авраамом; и, наконец, на юго-востоке обособился Эдом. У соседних оседлых народов первые две племенные группы впоследствии были больше известны под именем «хабиру», а остальные три — как «суту» или «шасу» (так их называли египтяне). Все они были близкородственными, имели общих предков и говорили на одном языке. Но они разделились в разное время, и поэтому были в разной степени близки друг к другу.
Если попытаться выстроить модель родственных отношений между этими пятью группами кочевых амореев, то мы получим следующую картину. Ближе всех группе «Иаков» приходилась другая южная группа — Эдом. Затем, по мере удаления от них, шли два заиорданских племенных союза — Моав и Аммон, которые между собой были также близки как и обе южные группы. И, наконец, как это ни парадоксально, дальше всех от них стояли северные племена, известные впоследствии как Израиль. Таким образом, эта модель полностью переворачивает традиционные представления о степени родства и близости между южными и северными древнееврейскими племенами. Согласно ей Моав и Аммон, не говоря уже об Эдоме, оказываются куда ближе к южной группе древнееврейских племен, чем северные. Южная группа (Иаков) состояла не более чем из четырех племен: Йеуда, Реувен, Шимон и Леви. Самым крупным из них было колено Йеуда, а самым маленьким — Леви. Поэтому вряд ли будет ошибкой идентифицировать эту южную древнееврейскую группу как «Иаков-Йеуда», тем более что Южное царство Получило свое название также от имени этого самого большого племени.
К сожалению, мы вплоть до XII в. до н. э. ничего не знаем о северных древнееврейских племенах, так как вся известная нам до этого времени библейская история представляет на самом деле лишь историю южной древнееврейской группы «Иаков-Йеуда», в которую позднее вписали родословие северных племен. Совместная история этих двух групп началась только в XII в. до н. э., когда южная группа вернулась из Египта и часть ее присоединилась к племенному союзу Израиль, уже существовавшему в центральном Ханаане. Основа известного нам сегодня библейского канона о семье Авраама-Исаака-Иакова и 12 сыновьях Иакова-Израиля, вероятнее всего, была написана в эпоху объединенного царства, в период правления царей Давида и Соломона. Именно тогда, руководствуясь политическими интересами объединенного Израильско-Иудейского государства, носители традиции — левиты и аарониды — создали единое родословие двух различных древнееврейских групп. Так, северные племена оказались вписаны задним числом в библейское повествование о южной группе «Иаков-Йеуда». А между тем северные племена, видимо, имели историю даже более интересную и драматичную, чем южные. Именно их прошлое может помочь нам лучше понять, что же происходило в Ханаане и Египте в XVIII–XIII вв. до н. э., то есть в период, представляющий сплошные белые пятна в Библии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Библейский Израиль. История двух народов"
Книги похожие на "Библейский Израиль. История двух народов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Липовский - Библейский Израиль. История двух народов"
Отзывы читателей о книге "Библейский Израиль. История двух народов", комментарии и мнения людей о произведении.