Александр Зимин - Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории).

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории)."
Описание и краткое содержание "Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории)." читать бесплатно онлайн.
В книге автор прослеживает изменения экономической жизни, классовой борьбы, общественно-политической мысли, происшедшие в России после ее освобождения от иноземного ига. Используя большой фактический материал, автор исследует героические страницы истории Российского государства периода становления его на путь самостоятельного экономического и политического развития, когда ненавистное иго было уже сброшено. Большое внимание в книге уделено международной деятельности русского правительства, роли окрепшего государства в европейской политике.
423
АСЭИ, т. II, № 161. Веселовский считал, что Ф. Стромилов был в 1488 г. дьяком кн. Ивана Ивановича, и недоумевал, почему он оказался на стороне Василия (Веселовский С. Б. Указ. соч., с. 46). Это недоразумение: Стромилов подписал не грамоту Ивана Молодого, а ее подтверждение кн. Василием.
424
Веселовский С. Б. Указ. соч., с. 47; Черепнин. Архивы, ч. 2, с. 293; ПСРЛ, т. 12, с. 231; Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV–XVI вв. М.-Л., 1938, с. 299.
425
Сербина К. Н. Из истории русского летописания конца XV в. — ПИ, т. XI. М., 1963, с. 391–428; Шахматов А. А. Указ. соч.; Лурье Я. С. Летописи, с. 257–258; ПСРЛ, т. 8, с. 227; т. 12, с. 937; т. 15, стлб. 501; т. 24, с. 212; т. 27, с. 365–366; т. 28, с. 159, 325.
426
ПСРЛ, т. 24, с. 213–214. Начало рассказа и дата (7005) есть в сокращенном своде 1497 г. (ПСРЛ, т. 28, с. 160). Это было вскоре («немного времени подождав») после Дмитриева дня, т. е. 26 октября 1496 г.
427
ГИМ, Синод, № 526, л. 432 об. — 434; Черепнин. Архивы, ч. 2, с. 294.
428
АСЭИ, т. I, № 523; т. II, № 271; т. III, № 181; Fennell J. Op. cit., p. 355; Лихачев Н. П. Инока Фомы Слово похвальное о благоверном великом князе Борисе Александровиче. СПб., 1908, с. 11, 30; Орешников А. В. Русские монеты до 1547 г. М., 1896, с. 52–53.
429
Черепнин. Образование, с. 895. О связи окружения Дмитрия-внука с еретиками именно в 1497 г. точных сведений нет (Fine J. Op. cit., p. 203), но это само по себе ничего не значит.
430
ПСРЛ, т. 24, с. 214; т. 28, с. 160; т. 22, пол. 1, с. 513; Каштанов. Социально-политическая история, с. 99–100; Шмидт С. О. Указ. соч., с. 272.
431
«Шапка Мономаха», согласно «Сказанию о князьях владимирских», была даром византийского императора Константина Мономаха (1042–1055) великому киевскому князю Владимиру Мономаху (1053–1125), что символизировало передачу власти византийских императоров, наследников римского императора Августа (63 г. до н. э. — 14 г, н. э.), русским великим князьям. — Прим. ред.
432
ДДГ, № 1, с. 8; ПСРЛ, т. 4, ч. I, вып. 2, с. 530–531; т. 6, с. 241–242, 279; т. 28, с. 330–331. См. также: Герберштейн, с. 28–32.
433
ЛЗАК, 1864, вып. III. СПб., 1865, прил., с. 7–12; Библиографические материалы, собранные А. Н. Поповым. — ЧОИДР, 1889, кн. III, с. 85; Барсов Е. В. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами. — ЧОИДР, 1883, кн. I, с. 32–38. См. также списки чина венчания Дмитрия-внука: Чуд. (ГИМ, Чудовское собр., № 264); Муз. (ГИМ, Музейное собр., № 3726, л. 40–44 об.); Пог. (ГПБ, Погодинское собр., № 280); Син. (ГИМ, Синодальное собр., № 675); Соф. (ГПБ, Новгородско-Софийское собр., № 1454).
434
ДАИ, т. I, № 39. Ср. чин венчания Бориса Годунова (там же, № 142) и Михаила Федоровича (СГГД, ч. II, № 161). См. также: Барсов Е. В. Указ. соч.; Дьяконов М. А. Власть московских государей. СПб., 1889, с. 110; Лопарев Хр. О чине венчания русских царей. — ЖМНП, 1887, № 10, с. 312–319; Дмитриева Р. П. Сказание о князьях владимирских (далее — Дмитриева), с. 313–317; Лурье. Борьба, с. 384–386; Хорошкевич А. Л. Русско-славянские связи конца XV — начала XVI в. и их роль в становлении национального самосознания России. — История, культура, этнография и фольклор славянских народов, с. 420.
435
Nitsche P. Großfürst und Thronfolger, S. 147.
436
РИБ, т. VI. СПб., 1908, стлб. 796–797.
437
ПСРЛ, т. 28, с. 327. На этот факт обратила наше внимание А. Л. Хорошкевич.
438
ДДГ, № 85, с. 344, 575. Г. Алеф связывает появление русского герба только с имперским, что, на наш взгляд, неверно (Alef G. The Adoption of the Muscovite Two-Headed Eagle: a Discordant View. — Speculum, 1966, vol. 4, N 1, p. 1–21).
439
Дмитриева, с. 109; Гольдберг А. Л. К истории рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха, — ТОДРЛ, т. XXX. Л., 1976, с. 204–216. Возражения см.: Дмитриева Р. П. О текстологической зависимости между разными видами рассказа о потомках Августа и о дарах Мономаха. — Там же, с. 217–230.
440
Дмитриева, с. 165. Непоследовательность А. Л. Гольдберга бросается в глаза. Так, на основании выражения «доныне» из «Сказания» первой редакции он считает, что она возникла в связи с коронацией Ивана IV. Но если прав Спиридон-Савва, то «доныне» может относиться к Василию III.
441
Дмитриева, с. 178, 199.
442
Наиболее ранний текст произведения дает «Родословие великих князей русских» по Архангельскому списку конца 20-х годов XVI в. с «Родословием литовских князей» (БАН, Арханг., № 193, л. 389–393, 410–412 об.; Дмитриева Р. П. К истории создания «Сказания о князьях владимирских». — ТОДРЛ, т. XVII. М.-Л., 1961, с. 342–347). Текст памятника восходит к «Посланию» Спиридона-Саввы. Писан он как будто рукой Михаила Медоварцева (Синицына Н. В. Книжный мастер Михаил Медоварцев. — Древнерусское искусство. М., 1972, с. 313–314).
443
ГИМ, Чудовское собр., № 264. Водяной знак — 1541 г. (Лихачев Н. П. Палеографическое значение водяных знаков… № 2959), последние записи датируются 1539–1540 гг. (л. 747). Повести о родословии по этому списку см.: Библиографические материалы, собранные А. Н. Поповым, с. 69–83. Примечательны и другие тексты, сходные с Чудовским: ГБЛ, Волок., № 627 (сборник принадлежал кн. Дм. Немому и составлен не позднее начала 60-х годов XVI в.), а также ГБЛ, Рум., № 253 (рукопись XVIII в.; в ней помещена летопись, доходящая до 1471 г., со вставками 1537 г.).
444
Позднее взгляды Р. П. Дмитриевой усложнились. В настоящее время она считает Чудовскую повесть сложной контаминацией разных вариантов цикла, сверенной с Хронографом (начало «Повести») и уточненной по летописи (Дмитриева Р. П. О текстологической зависимости…, с. 229).
445
Впрочем, ссылка Р. П. Дмитриевой на то, что в «Послании» упоминается Святослав, а в «Сказании» — ошибочно Всеслав, не точна, ибо в списках Мазурина № 373 и Румянцева № 459 находим верное: «Святослав».
446
Например, «дары и почести» вместо «дары и почтения». Мужи новгородские посылают «мудрых мужей» в «Прусы», а не идут сами в Прусскую землю и неожиданно появляются там «с посланми всех новгородцев» (у Спиридона-Саввы) или оказываются сами «посланцами» (в «Сказании»).
447
См. подробнее: Зимин А. А. Античные мотивы в русской публицистике конца XV в. — Феодальная Россия во всемирно-историческом процессе, с. 128–138.
448
Лурье. Борьба, с. 390–391.
449
В «Послании» Спиридона-Саввы неувязка. Сначала Август (как «стратиг» Юлия Цезаря) побеждает Клеопатру, затем рассказывается о смерти Юлия Цезаря и коронации Августа, который дает Египет своему брату Патрикею, что противоречит реальному ходу событий.
450
Лурье. Борьба, с. 385.
451
Дмитриева Р. П. О некоторых источниках «Послания» Спиридона-Саввы. — ТОДРЛ, т. XIII. М.-Л., 1957, с. 440–445. См. также: Подобедова О. И, Миниатюры русских исторических рукописей. М„1965, с. 96.
452
Известия ОЛЯ, 1956, т. XV, выл. 2, с. 173.
453
Впрочем, этот факт содержится и в московских летописях (ПСРЛ, т. 25, с. 177; т. 18, с. 97; т. 15, вып. I, с. 59). Панегирик Ольгерду из «Сказания» (отсутствует у Спиридона) также восходит к московскому летописанию (ПСРЛ, т. 25, с. 173; т. 18, с. 118). Я. С. Лурье считает, что «Сказание» было отредактировано с учетом летописных материалов.
454
РИБ, т. VI, стлб. 683, прим. 2; стлб. 451, прим. 3; Известия ОЛЯ, 1956, т. XV, вып. 2, с. 176; Лурье. Борьба, с. 388.
455
Гольдберг А. Л. Указ. соч., с. 212.
456
В рукописи 1577–1578 гг. (ГИМ, Музейное собр., № 3726) есть рассказ о Мономаховом венце, сходный с тем, который помещен на Царском месте в Успенском соборе Московского Кремля (Дмитриева, с. 55).
457
С. Герберштейн, побывавший на Руси в 1517 и 1526 гг., в своих «Записках» наряду со «Сказанием» помещает «Чин венчания» Дмитрия-внука и «Родословие литовских князей».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории)."
Книги похожие на "Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории)." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Зимин - Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории)."
Отзывы читателей о книге "Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории).", комментарии и мнения людей о произведении.