Александр Зимин - Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории).

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории)."
Описание и краткое содержание "Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории)." читать бесплатно онлайн.
В книге автор прослеживает изменения экономической жизни, классовой борьбы, общественно-политической мысли, происшедшие в России после ее освобождения от иноземного ига. Используя большой фактический материал, автор исследует героические страницы истории Российского государства периода становления его на путь самостоятельного экономического и политического развития, когда ненавистное иго было уже сброшено. Большое внимание в книге уделено международной деятельности русского правительства, роли окрепшего государства в европейской политике.
260
Лурье. Борьба, с. 127–134.
261
См. рец. на кн.: Лурье. Борьба (Fine J. — Kritika, 1965, v. I, N 3, p. 14), а также ответ Я. С. Лурье (Kritika, 1966, у. II, N 2, р. 42–44). Ср.: Ettinger S. Jewish Influence in the Religious Fermaent in Eastern Europe at the End of Fifteenth Century. — Pryitzhak F. Baer. Jubilee volume. Jerusalem, 1960, p. 228–242 (критику статьи см.: Luria J. L'hérésie dite des judaïsants et ses sources historiques. — Revue des etudes slaves, 1966, t. 65, p. 49–67; idem. Problems of Source Criticism. — Slavic Review, 1968, v. XXVII, N 1, p. 14).
262
В послании Геннадия митрополиту Зосиме (октябрь 1490 г.) говорится: «…коли был в Новеграде князь Михаиле Оленкович, а с ним был жидовин еретик, да от того жидовина распростерлась ересь в Ноутородцкой земли, а держали ее тайно, да потом почали урекатися въпиани» (АЕД, с. 375). По мнению Я. С. Лурье, именно этот текст и был толчком к появлению Схарии в сочинениях Иосифа Волоцкого (Лурье. Борьба, с. 134), но из этого не следует, что Геннадий говорил о ком-то другом, а не о Схарии.
263
Сб. РИО, т. 41. СПб., 1884, с. 41, 71–73, 114, 309; Послание инока Саввы на жидов и на еретики 1496 г. — ЧОИДР, 1902, кн. 3, отд. 2, с. 1, 4, 119.
264
Прохоров Г. М. Прение Григория Паламы «с хионы и турки» и проблема «жидовская мудръствующих». — ТОДРЛ, т. XXVII. Л., 1972, с. 354. По Лурье, Гвизольфи называли «жидовином» по ошибке (заблуждался и Савва), что и дало основание Иосифу назвать в своем «Сказании» «жидовина» Схарией (Лурье. Борьба, с. 133–134). Построение это очень искусственно. Знакомство Иосифа с посланиями Саввы Лурье не удалось установить.
265
См. рец. М. Hoepfner (ZSPh, 1947, Bd XIX, Hf. 2, S. 463–468) на кн.: Чижевський Д. История украiнськоï литератури, кн. 2. Прага, 1942.
266
Bogdan D. Pomelnicul dela Bistrita şj rudeniile dela Kiev şi dela Moscova ale lui Stefan eel Mare. Bucureşti, 1940, p. 14–19.
267
АЕД, c. 375, 471.
268
АЕД, с. 310, 313, 314–315, 375, 380, 383, 385, 469.
269
Ю. К. Бегунов, пользуясь поздним анафемствованием, называет 33 еретика: добавляет сына протопопа Алексея — Ивана, попа Павла, дьяков Кузьму, Степана и дьякона Обашку (Бегунов Ю. К. Соборные приговоры как источник по истории новгородско-московской ереси. — ТОДРЛ, т. XIII. М.-Л., 1957, с. 222–223). Однако источник этот весьма неясный (см. Лурье. Борьба, с. 179). Бегунов включает в свой список и попа Фому, которого как еретика упоминает Иосиф в 15-м Слове «Просветителя» (Просветитель. Казань, 1903, с. 520).
270
ГБЛ, Волок. № 437, л. 237 об.; Клибанов А. И. Указ. соч., с. 180; АЕД, с. 317; ПИВ, с. 162, 170.
271
Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 352.
272
АЕД, с. 309–320, 382–386; Клибанов А. И. Указ. соч., с. 202–203.
273
Зимин А. А. Основные проблемы реформационно-гуманистического движения в России XIV–XVI вв. — История, культура, этнография и фольклор славянских народов. М., 1973, с. 95–99.
274
Лурье. Борьба, с. 122.
275
АЕД, с. 309–313.
276
ПСРЛ, т. 8, с. 199–200; т. 24, с. 197; ПИВ, с. 191; Черепнин. Архивы, ч. 2, с. 191–194; Лурье. Борьба, с. 54–57; АЕД, с. 375.
277
ПСРЛ, т. 6, с. 238; т. 8, с. 218; т. 20, пол. 1, с. 353; АЕД, с. 471.
278
АЕД, с. 315–320, 375; ПСРЛ, т. 6, с. 232–234, 238; т. 8, с. 218; т. 23, с. 186; т. 24, с. 237.
279
АЕД, с. 320–373, 380–381; Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV–XVI в.), с. 58–59, 62. В послании Санина использовано «Беседование Григория Паламы «с хионы и турки»» (Прохоров Г. М. Указ. соч., с. 349–350).
280
ПСРЛ, т. 6, с. 27, 239 (канун Вознесенья); т. 4, ч. I, вып. 2, с. 459, 468, 527, 529, 610; т. 27, с. 288 (28 мая); т. 28, с. 154; УЛС, с. 96.
281
Зимин А. А. Крупная феодальная вотчина…, с. 58. Иосиф Волоцкий писал, что Алексей «подойде дръжавнаго да поставит на великом престоле… Зосиму» (АЕД, с. 472). Сведение весьма темное: к октябрю 1490 г. Алексей умер (АЕД, с. 376), а Зосима стал митрополитом в сентябре того же года.
282
ПСРЛ, т. 4, ч. I, вып. 2, с. 528–529 (16 октября); т. 6, с. 38 (17 октября); т. 8, с. 220–221; т. 24, с. 207; т. 25, с. 331–332; т. 26, с. 281–282; т. 27, с. 290 (27 октября); т. 28, с. 155, 320 (27 октября); т. 30, с. 200; т. 33, с. 125–128.
283
АЕД, с. 373–382.
284
ПСРЛ, т. 12, с. 225; т. 21, пол. 2, с. 568; Каштанов. Социально-политическая история, с. 35–36; АЕД, с. 385, 375.
285
АЕД, с. 378, 384–388; Седельников А. Д. Рассказ 1490 г. об инквизиции. — ТКДРЛ, т. I. Л., 1932, с. 33–37.
286
АЕД, с. 472–473; НЛ, с. 141, 311.
287
АЕД, с. 316; Сперанский М. Н. Псалтырь жидовствующих в переводе Феодора-еврея. — ЧОИДР, 1907, кн. 2, отд. 2, с. 1–79. Связь Псалтыри крещеного еврея Федора с литературой новгородских еретиков отрицает Я. С. Лурье (Лурье. Борьба, с. 190–192).
288
Синицына Н. В. Послание константинопольского патриарха Фотия князю Михаилу Болгарскому в списках XVI в. — ТОДРЛ, т. XXI. М.-Л., 1965, с. 96–125; Бегунов Ю. К. Болгарский писатель X в. Козма Пресвитер в русской письменности конца XV — начала XVI в. — ТОДРЛ, т. XIX. М.-Л., 1963, с. 289–302; Сперанский М. Н. Переводные сборники изречений в славяно-русской письменности. М., 1904, с. 471–504; Памятники древней письменности, вып. 88. СПб., 1892.
289
Коковцев П. К вопросу о «Логике Авиасафа». — ЖМНП, 1912, № 5, с. 114–133 и сл.; Зубов В. П. Вопрос о «неделимых» и бесконечном в древнерусском литературном памятнике XV в. — Историко-математические исследования, вып. 3. М., 1950, с. 409–427; Лурье. Борьба, с. 194–195.
290
Соболевский А. И. Переводная литература Московской Руси XVI–XVII вв. СПб., 1903, с. 412–417; Святский Д. О. Астрономическая книга «Шестокрыл» на Руси XV в. — Мироведение, 1927, т. XVI, № 2, с. 63–78. Соболевский и другие исследователи связывали с кругом еретиков апокрифическое сочинение «Тайная тайных» (Соболевский А. И. Указ. соч., с. 409–413, 419–428; Сперанский М. Н. «Аристотелевы врата», или «Тайная тайных». — Памятники древней письменности, т. CLXXI. СПб., 1908, с. 15 и сл.). Я. С. Лурье такую связь отрицает на том основании, что Геннадий не упоминает о «Тайная тайных» (Лурье. Борьба, с. 195). Но сочинения Геннадия — не каталог еретических библиотек, поэтому не стоит делать столь категоричных выводов. См. также: Ryan W. F. Russian Version of the Secreta Secretorum in Bodleian Library. — Oxford Slavonic Papers, 1965, vol. XII, p. 40–48; Райен В. Древнерусский перевод жизнеописания Аристотеля Диогена Лаэртского. — Slavia, 1968, vol. XXXVII, N 2, с. 349–355; Хорошкевич А.Л. Русско-славянские связи конца XV — начала XVI в. и их роль в становлении национального самосознания России. — История, культура, этнография и фольклор славянских народов, с. 411–412.
291
Базилевич, с. 245.
292
Грушевський М. С. Iсторiя Украiни-Pyci, т. IV. Киïв, 1907, с. 324–325, 328.
293
Базилевич, с. 239.
294
ПСРЛ, т. 32, с. 163, ср. 93–94; СМЛ, с. 52–53.
295
РИБ, т. 27, стлб. 465–467; ГВНП, № 70, с. 115–116; Зимин А. А. О хронологии договорных грамот Великого Новгорода с князьями XIII–XV вв. — ПИ. Сб. V. М., 1956, с. 320–321; Сб. РИО, т. 35, с. 1–3, 16–20, 35.
296
Сб. РИО, т. 35, с. 3, 48, 51, 136; ДДГ, № 53, с. 162.
297
Сб. РИО, т. 35, с. 3, 6-12, 14–17, 19–31, 34–39.
298
ПСРЛ, т. 6, с. 239; Сб. РИО, т. 35, с. 35, 39.
299
Зимин А. А. Служилые князья в Русском государстве конца XV — первой трети XVI в. — ДКСР, с. 34–35, 37.
300
ПСРЛ, т. 6, с. 37; т. 8, с. 219; Сб. РИО, т. 35, с. 39–40; РК, с. 22. Летописи говорят и о переходе тогда И. М. Перемышльского, но он находился на русской службе с 1487 г. По летописям, все три брата Белевские перешли на сторону Ивана III одновременно, в 1489 г., но послы Казимира еще в июне 1490 и в ноябре 1491 г. говорили о переходе на русскую службу одного кн. И. В. Белевского, а в мае, ссылаясь на кн. Андрея, заявляли, что кн. Иван силой привел к крестному целованию брата Василия и при бегстве в Москву захватил вотчину Андрея. В январе 1493 г. и русские представители говорят о службе Ивану III и Василия, и Андрея (Сб. РИО, т. 35, с. 48, 53, 60, 67). Служба всех князей Белевских была закреплена договором 1494 г. (ДДГ, № 83, с. 330).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории)."
Книги похожие на "Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории)." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Зимин - Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории)."
Отзывы читателей о книге "Россия на рубеже XV-XVI столетий (Очерки социально-политической истории).", комментарии и мнения людей о произведении.