Александр Мень, Ю. Н. Рейтлингер - Умное Небо

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Умное Небо"
Описание и краткое содержание "Умное Небо" читать бесплатно онлайн.
Но в нашей собственной жизни нам дано и задано реализовать только страсть крестную.
…Конечно, молиться о некрещеных можно и должно, вернее, нельзя не молиться уже потому, что они там проходят путь и …встречают Христа, Которого не приняли в этом мире, и вообще и в частности. «Вообще — потому, что «весь Израиль» спасется и спасается и здесь, и там: тайна, провозвещенная ап. Павлом, и там уже совершается, потому что смерть не покой, и не уход, а жизнь новая и иная. А в частности — молиться можно о том, кого нам вверил Бог в путях нашей жизни и, стало быть, связал с ней. Однако не следует быть дилетантом с духовной сентиментальностью и притязать на то, чего нет. Церковного поминовения на проскомидии, как и служения панихиды, я себе не позволю. Однако это не мешает личному смиренному дерзновению молитвы.
======================================
27 апреля 1943 г.
Христос Воскресе!
Милая Катя![170]
Поздравляю тебя, Алешу и Сашеньку с светлым праздником Воскресения Христова. В этом году мне вспоминались почему-то наши пражские годы и Свободарня. Как далеко это, и как мы молоды были, хотя светлый праздник всегда дает молодость духа, если мы способны и достойны ее... Праздник мы встретили благополучно и в довольстве, конечно, трудами и самоотверженностью с. Иоанны, которая себя жертвоприносит нам, таким уже убогим. Награди ее Бог, а сам я, кроме бесконечной благодарности, испытываю пред этим и такое же смущение. Но что же об этом говорить, когда ничего переменить нет сил? Здесь теперь живут оба Стр., очень трогательные и какие-то дружественные после сравнительно долгих годов нашего какого-то охлаждения. Как раз вчера он у нас был. Ел. Ив. в общем по-прежнему себя чувствует, то есть ни здоровой, ни больной. Близится лето, которое она любила проводить в деревне, а теперь это по разным причинам становится невозможным, и это, конечно, будет создавать особые для нее трудности и скорби. О себе ничего не могу нового сказать. Благодарение Богу, провел страстную седмицу на ногах и в работе духовной, насколько она еще остается для меня доступной (богослужебно- минимальна, почти только присутствие в церкви, но меня нисколько это не тяготит. Благодарю Бога за все. Еще раз поздравляю всех.
Любящий тебя о. С.
------------------------------------------------------
...М. Б-на вчера уехала. Проводил ее с чувством жалости к ней об ее неприкаянности...
Получил большое и дружественное письмо от о. Георгия Флоровского. Если исключить его дипломатичность, все-таки ему радуюсь, — по принципу: аще возможно, со всеми человеки мир имейте. Зандер ходил вчера в твою комнату, а сегодня и Муночка зачем-то. Как-то ты живешь и работаешь? Храни тебя Господь!
Радость есть самая мысль о тебе, не только ты сама.
Да будет над тобой покров Царицы Небесной. Благословляю.
С любовью
о. С. ---------------------------------
======================================
6/19 — I — 44
Кр[ещение] Г[осподн]е. Вечер
…Завтра предстоит еще любимый и чтимый день собора Предтечи. Обычно, во всей многозначности этого дня, выдвигался более всего какой-либо один мотив, и, когда я проповедовал, я обычно особенно его в себе вынашивал. Теперь осталось только внутреннее созерцание, волнение около какого-нибудь одного предмета. Таким в этом году была Встреча Друга Жениха с Женихом, его Другом. Я думал о том, какова была вся предыдущая жизнь величайшего из рожденных женами, «Ангела пред лицом Твоим», посланного в мир, как Предтеча. Я последнее время особенно внимательно и жадно всматриваюсь в образы ветхозаветных пророков, которые, каждый по-своему, Его знали и ждали, порою с ясностью потрясающей (как Второ-Исайя, гл. 53). Но у всех их это не была единственная мысль и любовь, как у Предтечи, у них это соединялось с любовью к своему народу, с заботой и пророчествованием об его судьбах («Утешайте, утешайте народ мой — Исаия 40). И только у него это должна была бы быть и была, конечно, единственная мысль и любовь и единственное пророчество: ждать Грядущего, чтобы его встретить. И какова-то была эта встреча, конечно, невыразимая и не доступная нашему ничтожеству. Как горел он любовью и радостью, как «трепетен бысть Предтеча», когда это совершилось, и он был удостоен того, зачем был послан в мир, зачем жил. И он был принят и признан Грядущим «креститися от Iоанна». Эта встреча уносит мысль в надзвездные сферы… А Он, что для Него это было. Зачем и почему Он пошел, не по произволению, но отдаваясь внутренней необходимости.
Что означает Крещение, как мы говорим в богословии, «христологически». Да то, что в нем, через «богоявление», Иисус из Назарета стал Христом, помазанным Духом Святым, на Него сошедшим. Его Рождество, конечно, есть исполнение воли Отца, Он посылается, но само боговоплощение, совершенное «Духом Святым и силою Вышнего» над Ним, было как бы пассивно, Он умаляется до детского состояния, из которого выходит «растя и крепляясь благодатно», доколе не возрос в человеческий возраст мужа совершенна.
И вот тогда приходит час Его собственного как бы боговоплощения, Он, Второе Лицо Святой Троицы, приемлет путь Свой и, в ознаменование этого приятия, грядет к Iоанну. Крещение есть принятие вочеловечения, как пути к крестному Крещению, о котором Сам говорит ученикам: «Крещением, которым Я буду креститься», как «Чашу, которую Я буду пить». Это есть сыновнее Да Богочеловека на молчаливый вопрос Отца: приемлешь ли. И, в ответ на это Да, на Него нисходит Vпостасная Отчая Любовь, взаимно связующая все три Vпостаси Св. Троицы, Дух Святой. Вот почему и в каком-то смысле это есть богоявление — всей Святой Троицы. Но это сошествие Святого Духа на Иисуса, делающее Его в окончательной мере Христом, означает именно vпостасную встречу и соединение во Христе Сына и Духа Святого, их неизреченной Двоицы, которая есть Христос (позже, в Пятидесятнице, эта же Двоица раскрывается в обратном порядке). Дух Святой сходит на Сына, когда Он приемлет свою жертвенность, как путь сыновний. До богоявления на Нем почивала вся полнота благодати Духа Святого, с этого дня сама его vпостась…
Ты, наверное, знаешь по снимкам знаменитую картину Иванова (в Москве) «Явление Христа народу». Он ее писал долгие годы, начал с верой, — а кончил в неверии. И, тем не менее, картина оказалась верующей. В центре грандиозная фигура Предтечи, окруженная будущими апостолами, мvроносицами и пр., а в дали приближающийся Христос, исполненный неземной простоты, красоты и величия. Почему-то эта картина все звенела в душе у меня эти дни предпразднества, хотя в свое время я не очень любил этот огромный холст. Может быть, «пафос расстояния».
======================================
31/3 44 13/4 44 Св. вл. Четв.
…Сегодня пишу из глубины светлейшего дня Тайны Вечери любви Господней к грешному человечеству и ответной любви к 12 избранным ученикам на «странствия Владычня безсмертия трапезе», в свете всего, что там происходило, сказанного и не сказанного, между всеми, и Петром, и нарочито двумя избранниками: Iоанном и Iудой, апостолом любви и апостолом жертвенного отвержения и …самоотвержения. Неизменно горит мое сердце о сей Тайне: «не двенадцать ли вас Я избрал, но один из вас дьявол», и «что делаешь, то делай скорее»… Тайна Iуды, которая закрыта особой к нему непримиримостью апостола любви. И изнемогает душа от любви и радости ее. Еще раз Господь привел приобщиться радости этого дня и его чуду духовному.
======================================
...Вот точные слова беседы, имевшей место на Преображение 43-го года со мной, написанное его собственной рукой ввиду моей глухоты (последнее Преображение, проведеное им на земле):
Свет Фаворский: паламитские споры, есть ли свет, видимый отшельниками, свет Серафимовский — свет Фаворский или же это субъективно-психологическое состояние, даже прелесть? Церковь ответила в первом смысле.
Разумеется, это не значит, что всякое переживание Света есть подлинное, а не прелестное, последнее возможно и не нужно дерзость смешивать с дерзновением. Однако христиане зовутся к дерзновению. Церковь учит молиться: «да возсияет и нам грешным»... И если не сияет, то по нашей лености и греховности, или по промышлению Божию, но все-таки «да возсияет»)...
Видение праздника: распятый Христос в свете Преображения. Сейчас, когда распинается мир и сораспинается Христос, это видение и чувство крестной славы и прославления Распятого и распятия нам дано и открыто больше, чем прежде. И оно дает если не видение, то духовное чувство Фаворского света.
Примечания
1
По возвращении в СССР (1955) Юлия Николаевна общается здесь с Федей Булгаковым, сыном о. Сергия, художником, который был женат на дочери М. В. Нестерова — художника, написавшего в 1917 году в Лавре, в саду о. Павла Флоренского, двойной портрет — о.Павла и С. Н. Булгакова «Философы».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Умное Небо"
Книги похожие на "Умное Небо" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Мень, Ю. Н. Рейтлингер - Умное Небо"
Отзывы читателей о книге "Умное Небо", комментарии и мнения людей о произведении.