» » » » Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939


Авторские права

Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939

Здесь можно скачать бесплатно "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Харвест, год 2003. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939
Рейтинг:
Название:
Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939
Издательство:
Харвест
Жанр:
Год:
2003
ISBN:
985-13-1622-9
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"

Описание и краткое содержание "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать бесплатно онлайн.



В предлагаемой книге рассматриваются события, связанные с двумя противоположными тенденциями в международной политике 1920-х и 1930-х годов.

Суть первой в том, что после Великой войны 1914―1918 гг. правительства стран Антанты всерьез мечтали о Великом мире. Выйдя победителями из чудовищной бойни, разоружив своих бывших противников, они полагали, что в дальнейшем смогут решать споры между собой путем переговоров. Поэтому они создали Лигу Наций, пошли на серьезные количественные и качественные ограничения своих сухопутных, военно-воздушных и военно-морских сил.

Суть второй тенденции сводилась к тому, что вопреки благим намерениям руководства великих держав, за двадцать лет в мире про-изошли свыше тридцати военных конфликтов и локальных войн. Здание международного мирового порядка настойчиво поджигалось с разных сторон. В конце концов, разгорелся пожар новой всемирной бойни, еще более масштабной и жестокой, чем первой.

Обе эти тенденции подробно рассмотрены в данной книге на материале фактов, связанных с развитием и применением военно-морских флотов великих и второстепенных морских держав.






Впрочем, низкая активность республиканского флота не вызвала оживления деятельности флота противника. Лишь 6 декабря корабли франкистов задержали и отконвоировали в Пальму норвежское судно «Norseman». Кроме того после получения разведывательных данных о подготовке высадки десанта в Мотриле и о концентрации республиканских войск под Альмерией, три минных заградителя 14 и 15 декабря обстреляли Менолу, Кастель де Ферро и Альбуноль.

Зато авиация франкистов продолжала бомбить республиканские порты. 27 декабря она потопила в Барселоне английский пароход «Stancroft», еще 4 судна получили повреждения. Чтобы как-то погасить волну общественного возмущения в Великобритании, франкистское правительство в ноте от 30 декабря 1938 года обязалось выплатить после окончания военных действий компенсацию за все потопленные и поврежденные британские суда.

Чтобы усилить армию, правительство Негрина обратилось за помощью к советскому правительству, которое в середине декабря 1938 года открыло республике дальнейший кредит на сумму в 85 млн. долларов, что составило стоимость передаваемого Испании военного снаряжения (еще 250 самолетов, 250 танков, 650 орудий, 4000 пулеметов и т. п.). Однако французское правительство не пропустило весь этот груз в Каталонию.

Последний бой в Гибралтарском проливе

27 декабря Убьето приказал командиру эсминца «Diez», закончившего ремонт, выйти из Гибралтара и прорваться в Картахену. При этом он, вопреки инструкциям правительства по вопросу обеспечения безопасного прохода эсминца через пролив, не оказал «Diez» никакой помощи. Эсминцу предстояло прорываться в одиночку, лишь на выходе из Гибралтарского пролива его должен был ожидать крейсер «Mendez Nunez».

Поскольку пролив блокировал сильный отряд противника (непосредственно возле Гибралтара курсировали минные заградители «Jupiter», «Vulcano», «Marte» и канонерка «Calvo Sotelo», в Альхесирасе стоял вспомогательный крейсер, в Сеуте — эсминец), который в случае нужды мог поддержать второй отряд (3 крейсера и 3 эсминца), командир эсминца Х. Кастро потребовал изменить срок выхода.

В итоге было решено, что эсминец покинет Гибралтар в ночь с 29 на 30 декабря. Кастро надеялся, что перенос даты прорыва притупит бдительность франкистов. «Diez» вышел и 3 Гибралтара в 1.30 ночи 30 декабря, но его выход заметили шпионы в порту и световым семафором сообщили об этом на корабли франкистов. Развив полный ход, эсминец достиг мыса Европа, где его внезапно атаковали корабли мятежников; ночной мрак привел к тому, что противники едва не столкнулись друг с другом.

Когда «Diez» кое-как увернулся от столкновения с «Vulcano», тот обстрелял эсминец из пулеметов, а затем залпом в упор уничтожил все его прожекторы, повредил один из паровых котлов и механизмы рулевого управления. «Diez» немедленно открыл ответный огонь, однако первый залп «Vulcano» решил его участь. Утратив свое главное преимущество — скорость, он вынужден был искать спасения в британских территориальных водах. При этом его преследовал «Vulcano» и обстрелял подходивший к месту действия крейсер «Canarias» (который выпустил 12 снарядов калибра 203 мм).

Не имея иного выхода, Кастро выбросил корабль на берег в заливе Каталан с восточной стороны мыса Гибралтар. «Canarias» выпустил по приткнувшемуся к берегу эсминцу еще 3 снаряда, осколки которых ранили троих гражданских лиц и одного полицейского, оказавшихся на пляже неподалеку от поврежденного «Diez». Но тут подоспели эсминцы — британский «Vanoc» и французский «Basque». Они принудили «Canarias» прекратить огонь и отойти в открытой море, а затем, в свете прожекторов, приступили к спасательной операции.

Экипаж «Diez», среди которого были 7 убитых и 12 раненых, после спуска флага сошел с корабля и был доставлен в Гибралтар. Сам эсминец, после того, как его стащили с прибрежной отмели, был интернирован в Гибралтаре до конца войны.

Крейсер «Mendez Nunez», который должен был встретить «Diez», 29 декабря во время бомбежки Картахены получил повреждение от 250-кг бомбы. Из-за этого он не смог вовремя прийти в пролив. 11 января 1939 года экипаж «Diez» вернулся в Альмерию на двух британских эсминцах.

Действия морских сил во время Каталонской операции

23 декабря 1938 года началось наступление франкистов в Каталонии (около 300 тысяч солдат, 950 орудий, 250 танков, 500 самолетов).

Республиканская группировка Восточного района (176 тысяч солдат, 280 орудий, 240 танков и бронемашин, 134 самолета) оказала упорное сопротивление. Лишь 7 января 1939 года, когда ее потери достигли 40 % личного состава, франкистам удалось прорвать фронт под Балагером, после этого форсировать Эбро, взять Тортосу (13 января) и Таррагону (15 января), после чего продолжить наступление на Барселону.

Невзирая на давление общественности Франции и Великобритании, правительства этих стран не оказали никакой помощи республике, лишь демобилизованные добровольцы из бывших интербригад выразили готовность снова вступить в борьбу. В сложившейся ситуации правительство Негрина дала согласие и одна бригада (имени Ярослава Домбровского) 24 января прибыла на фронт.

Республиканский флот обеспечивал доставку войск, вооружения и снаряжения с центрального фронта в Каталонию. До 30 января эсминцы и транспортные суда перевезли около 12 тысяч солдат вместе с их оружием и снаряжением.

Отсутствие подходящей базы (Картахена находилась слишком далеко от района боевых действий, Барселону интенсивно бомбила авиация, а залив Росас не мог принять крупные силы) привело к тому, что возле Каталонии действовали незначительные силы республиканцев. Они включали подводную лодку «С-4», 3 торпедных катера, 3 миноносца, несколько катеров-охотников и вооруженных траулеров, до 20 самолетов морской авиации.

Хотя эти силы успешно охраняли свои конвои, примером чему могут быть боевые столкновения под Таррагоной (5 января) и Барселоной (13 января), они не могли помешать франкистам снабжать свои войска морским путем (преимущественно с Балеаров).

Несмотря на сильное давление со стороны министра обороны, Убьето оттягивал перевод крейсеров и эсминцев из Каргахены в Маон. Такая позиция командующего флотом граничила с предательством, поскольку республиканское командование серьезно считалось с возможностью высадки противником морских десантов в тылах своих войск к югу от Барселоны и в заливе Росас. Следовательно, для противодействия требовалось иметь крейсеры и эсминцы как можно ближе к этим районам.



Попытка прорыва блокады эсминцем «Diaz»

Но Убьето не верил в реальность десантов, более того, он считал, что стоящий в Картахене флот самим фактом своего существования отвратит противника от такого рода предприятия.

Тогда морской генштаб организовал специальную дозорную службу в районах предполагаемой высадки десантов (вооруженные траулеры) и выставил там минные заграждения. Одновременно с фронта сюда перебросили несколько батарей полевых орудий, превратив их в импровизированные береговые батареи, были также созданы маневренные моторизованные группы.

***

Впрочем, все эти меры уже не имели особого значения.

24 января франкисты окружили Барселону, а через два дня взяли её штурмом. Республиканское правительство оставило город. Мятежники подтянули подкрепления и продолжили наступление в сторону французской границы.

Незадолго до падения Барселоны из порта ушли миноносцы № 17, № 21 и № 22, на которых эвакуировались командование и штаб морской обороны Каталонии. Они прибыли в Порт Вандр (Port Vendres), где были интернированы французскими властями.

В порту франкистам достались две подводные лодки — серьезно поврежденная «С-1» и неисправная «С-2», поврежденное гидрографическое судно «Tofino» и 31 торговое судно разных стран (поврежденные либо полузатонувшие).

Глава 23. БЛИЖНЯЯ БЛОКАДА ФРАНКИСТОВ И ОКОНЧАНИЕ ВОЙНЫ (ФЕВРАЛЬ — МАРТ 1939 г.)

Морская блокада Каталонии

В конце января Луис де Убьето был наконец лишен поста командующего флотом, однако не отправлен в отставку, а назначен губернатором острова Менорка. Новым «старым» командующим опять стал Мигель Буиса. Одновременно начальника морского генштаба Педро Прадо сменил Х. Санчес.

Но персональные перестановки не сопровождались организационными переменами, например, улучшением условий базирования главных сил республиканцев.

Используя удаленность главной базы республиканского флота от района боевых действий (расстояние от Картахены до залива Росас составляет 385 миль), в ночь с 4 на 5 февраля 1939 года франкистское командование установило плотную блокаду всего побережья Каталонии, вплоть до французской границы. Блокадную службу несли крейсеры, эсминцы, минные заградители и вспомогательные суда.

Эта блокада парализовала морские коммуникации, соединявшие Каталонию с Францией, поскольку она осуществлялась на фоне почти полного бездействия республиканского флота. А переброшенные в начале февраля в залив Росас 3 республиканских торпедных катера типа Г-5 не могли хоть как-то ей противодействовать.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"

Книги похожие на "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Тарас

Анатолий Тарас - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Тарас - Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939"

Отзывы читателей о книге "Военно-морское соперничество и конфликты 1919 — 1939", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.