Газета Завтра Газета - Газета Завтра 395 (26 2001)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 395 (26 2001)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 395 (26 2001)" читать бесплатно онлайн.
Затем — это поминальность. Информационную платформу системы составляют индивидуализированные данные о предках. Потом — конверсионность. Реализация системы опирается на опыт оборонных отраслей, для её защиты необходимо использовать воинские формирования, информационное обеспечение связано с использованием опыта спецслужб по концентрации, систематизации и анализу информации. Наконец, это активность. В отличие от традиционных систем постоянного хранения, в которых источником развития служит исключительно находящаяся в них информация, рассматриваемая система сама является фактором развития, содержит мощный контур мониторинга и прогнозирования, противодействует земным и космическим угрозам.
В целом представляется, что система бессрочного хранения информации является адекватной русской социально-технической утопией. Создание системы возможно только при взаимодействии государства, общества и Церкви при широком межгосударственном и межконфессиональном сотрудничестве. Реализация системы позволит занять России уникальную нишу на рынке хранения цифровой информации.
ВЛАДИМИР НОВИКОВ, аспирант МГТУ им. Н. Э. Баумана
Сегодня многие идеи русских космистов, связанные с преобразованием и освоением окружающей среды, уже реализованы наукой на практике. Однако при этом почти без изменений осталась внутренняя природа человека. Овладение стихийными, слепыми силами внутри себя является, по мнению Федорова, необходимым условием обретения нового, бессмертного, космического статуса бытия. Для осуществления этой трансформации человеку необходимо прежде всего понять цель собственной жизни. И тогда, по словам Федорова, "сама собой уничтожится вся путаница, вся бессмыслица современной жизни"… Как показал исторический опыт, какие бы цели ни ставил перед собой человек, его жизнь не изменяется "сама собой", для этого необходимо реализовывать определенные социальные практики.
Эффективная трансформация психики человека возможна в условиях адаптации к определенной среде обитания, в которой уже реализованы эти принципы. В качестве пространства для создания такой среды может быть использован Интернет. Я и мои единомышленники предлагаем рассматривать Интернет как потенциальную среду для формирования новой социально-культурной практики, в частности основанной на идеях русских космистов.
Развивая эту мысль, мы выдвигаем следующую гипотезу: Интернет и будущие компьютерные технологии могут стать материализацией, воплощением принципа единобытия. Сегодня мир становится единым не только в философских умозрениях или во внутреннем мире мистика, который переживает это единство экстатически. Благодаря современным информационным технологиям мир становится единым буквально и физически, это единство становится все более очевидным.
Определим, насколько наше предположение соответствует действительности. Каковы отличительные особенности мира с большей проявленностью Единства, о котором грезили космисты, и могут ли они быть реализованы в Интернете? Во-первых, в "экономическом" устройстве библейского будущего века присутствует ярко выраженный утопический элемент. У пророка Исаии сказано о будущем утопическом веке: "...даже и вы, у которых нет серебра, идите, покупайте и ешьте; покупайте без серебра и платы..." Для этого чаемого уклада характерно равенство и вытекающее из равенства изобилие, избыточность, не скованная ограничениями материального мира. Так вот, большая часть информации и услуг, доступных в Интернете, бесплатна. Это совершенно не характерно для обычной, "материальной" экономики. И это связано с тем, что знание становится основным общественным продуктом. Даниел Белл так определял особенность знания как продукта: "даже будучи проданным, оно остается также и у своего производителя, знание представляет собой "коллективное благо", поскольку по своему характеру с момента создания оно становится доступно всем". Кстати, это качество знания всегда подчеркивал и Федоров.
Во-вторых, в противоположность объектам материального мира, оцифрованные виртуальные объекты, составляющие основу Интернета, не меняются, не ухудшаются со временем. То есть они, в определенном смысле, бессмертны. Бессмертие, нетленность — это свойство иного мира. Преодоление смерти — центральная тема философии Федорова. В пользу возможного реконструирования прошлого говорит и такая особенность информации в целом, как восстановимость. И вот вопрос: восстановима ли информация о человеке? Если информация в принципе восстановима и человеческое бытие сводимо к этой самой информации, то бессмертие становится возможным. Есть основания полагать, что Интернет потенциально может быть средой для создания иного, более "высокого" уровня бытия, где иерархия бытия определяется степенью проявленности Единства, то есть Реальности (или Бога). Создание такого утопического пространства в "реале" сразу невозможно — это подтверждается многовековой историей человечества.
Такое понимание Интернета не означает, что он может выступить в качестве замены существующей действительности. Интернет скорее должен выступать в качестве дополнения, промежуточного этапа в направлении дальнейшего совершенствования окружающего мира. Можно сказать, что теперь, с появлением Интернета, гениальные прозрения русских космистов обретают второе дыхание. Необходимо вернуться к этим идеям на новом этапе, переосмыслить и использовать их с учетом новых возможностей, возникающих благодаря стремительному развитию информационных технологий.
АЛЕКСАНДР ХАЛЯВКИН, ученый секретарь московского отделения Геронтологического общества РАН
На мой взгляд, идеи Федорова должны быть близки каждому мыслящему человеку. Особенно в наше неспокойное время, когда мир, испытывая системный кризис, находится в полосе глобальных перестроек. При этом в наличии имеется довольно мало концепций, объединяющих все человечество, кроме жалкого и довольно абстрактного — "выжить". На этом фоне философия общего дела Федорова, выдающегося мыслителя и визионера, на мой взгляд, выглядит яркой путеводной звездой.
Как представитель естественных наук слегка коснусь только проблемы достижения контроля над старением. Несведущему человеку, как, впрочем, и некоторым узким специалистам, полный контроль над старением представляется невозможным. Однако это не так. Непредвзятый анализ совокупности данных, накопленных наукой к настоящему времени, позволил говорить об этой проблеме как о реальном научном проекте.
Вот мнение только двух выдающихся геронтологов современности. Б. Стелер заявляет о том, что "в самих клетках и многоклеточных организмах не заключено ничего такого, что препятствовало бы их превращению в вечно фунционирующие самообновляющиеся системы". А В. Фролькис утверждает, что "возрастные изменения клетки — не причина, а скорее следствие старения организма, поэтому усилия геронтологов-эволюционистов прежде всего следует направить на выяснение принципиального вопроса: почему стареет организм, состоящий из потенциально "бессмертных" клеток".
Среди причин, препятствующих распространению правильного понимания проблемы, упомяну только сложившиеся стереотипы и фактическое отсутствие социального заказа. Анализ показывает, что проект радикального замедления старения так же реален, как в свое время были реальны атомный и космический проекты, и потребует гораздо меньших временных, материальных, интеллектуальных и других ресурсов. А его реализация способна облегчить целый ряд общечеловеческих и народнохозяйственных проблем, касающихся охраны здоровья, экономики воспроизводства трудовых ресурсов, предотвращения катастрофы демографического постарения населения и т.д.
Но до реализации проекта крайне необходимо тщательно предусмотреть все глобальные последствия и создать оптимальные сценарии будущего мира, в который органично вписался бы долгоживущий человек, полностью реализующий свой биологический потенциал.
МАРИЯ РОЛИК, специальный консультант Международной Ассоциации работников образования за мир во всем мире при ООН и ЮНЕСКО
Говоря о Федорове-мыслителе, не следует забывать, что он был еще и замечательным педагогом и библиотекарем: почти пятнадцать лет проработал учителем истории и географии, а затем четверть века, с 1874 по 1898 годы, в библиотеке Румянцевского музея (это нынешняя Российская Государственная библиотека). И многие его идеи и проекты в области воспитания и образования в наши дни оказываются актуальны как никогда. Я имею в виду прежде всего идею библиотечного самообразования, которое Федоров считал более плодотворным, чем привычное университетское. Ведь в процессе самообучения человек не пассивно воспринимает уже готовую, "пережеванную" информацию, а активно добывает знание, становясь как бы его сотворцом. Философ мечтал превратить библиотеки в настоящие центры самообразования, привлекая в них в качестве консультантов специалистов из разных областей науки и культуры, которые могли бы руководить учащимися, ориентируя их в выборе круга чтения, в его изучении и осмыслении.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 395 (26 2001)"
Книги похожие на "Газета Завтра 395 (26 2001)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра Газета - Газета Завтра 395 (26 2001)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 395 (26 2001)", комментарии и мнения людей о произведении.