Газета Завтра Газета - Газета Завтра 392 (23 2001)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Газета Завтра 392 (23 2001)"
Описание и краткое содержание "Газета Завтра 392 (23 2001)" читать бесплатно онлайн.
Министр. Я считаю, что в России необходимо ввести Закон о регулировании тарифов на товары и услуги хозяйствующих субъектов естественных монополий и жилищно-коммунального хозяйства (уж извините за длинное название). Он и должен дать обществу эти рычаги. На сегодня уже имеется проект концепции этого закона, предложенный депутатом Государственной думы Ярославом Швыряевым.
Главными целями здесь должны быть достижение устойчивого функционирования организаций, приток средств в указанные отрасли, обеспечение доступности тарифов на товары и услуги организаций для промышленности и населения, воспроизводство и развитие материально-технической базы. Но можно выделить и еще одну цель — прозрачность тарифов на товары и услуги организаций.
Корр. Но специалисты всегда смогут обосновать перед неспециалистами, а депутаты, представляющие интересы граждан в законодательных органах, в большинстве своем также не специалисты — обосновать тот объем инвестирования, который им нужен.
Министр. Это очень большая проблема и связана она с инвестиционной составляющей в тарифах на товары и услуги организаций. Возможность ее установления предусмотрена Федеральным законом "О естественных монополиях", но при этом не учтена существенная особенность: оплачивает-то инвестиционную составляющую потребитель товаров и услуг организаций, а вот собственником объектов, созданных на полученные средства, является коммерческая организация. При этом в части товаров и услуг организаций жилищно-коммунального хозяйства потребитель лишен возможности выбора, в связи с чем уплата им инвестиционной составляющей является де-факто сбором, не предусмотренным налоговым законодательством.
Корр. Но все равно ведь платить придется. Иначе, как в классическом кино: "Не будут брать — отключим газ!"
Министр. Никто не отрицает необходимости инвестирования средств в развитие коммунального хозяйства. Инвестиционная составляющая тарифов может играть в этом одну из решающих ролей. Следует лишь учесть, что созданные при этом объекты должны являться общим достоянием — то есть государственной собственностью. В дальнейшем, конечно, возможна их приватизация либо передача в аренду. Но речь должна идти об использовании этого в интересах всего населения, принимавшего участие в инвестировании.
Корр. Наш недавний исторический опыт способствует недоверчивости населения к заявлениям об учете его интересов. Ваучерная приватизация проходила под лозунгами приватизации для всех. И ваучеры всем желающим раздали, но вот собственность оказалась в распоряжении нескольких десятков людей. Так что под любое, самое благородное, деяние должен быть подложен механизм, исключающий использование благих намерений в интересах узкого круга "благотворителей".
Министр. Механизм реализации первого этапа концепции — обеспечения прозрачности тарифов на товары и услуги организаций — достаточно очевиден. Обеспечить это может только опубликование структуры тарифа, то есть себестоимости товаров и услуг с учетом ее структуры, нормы прибыли и инвестиционной составляющей.
Далее следует разграничить организации по уровню, масштабу их деятельности. Деятельность субъектов естественных монополий имеет общефедеральное значение, а тарифы на их товары и услуги в большой степени определяют экономическое состояние всей Российской Федерации. Следовательно, тарифы на товары и услуги субъектов естественных монополий общефедерального значения, а также структура указанных тарифов должны определяться федеральным законом один раз в год вместе с бюджетом!
Корр. Как раз с 1 июля столичные власти намерены повысить в 1,3 раза ставку оплаты услуг горячего водоснабжения для населения — с 29,40 руб. до 38,22 руб. Поскольку месячная ставка за горячую воду составляет чуть больше 38 руб., а чашка кофе в Столешниковом переулке, как раз напротив Мосгордумы, стоит 45 руб., то нынешнее повышение депутатами единодушно признано незначительным.
Министр. Совершенно верно, на обсуждении дискуссию вызвал лишь вопрос о периодичности изменения ставок. Большая часть депутатов, сообразуясь с мнением избирателей, выступает за минимальную частоту изменений. Пусть оплата корректируется только раз в год, так как частые изменения вызывают недовольство граждан и создают неудобства при перерасчете.
Корр. Для тех, кому недосуг считать копейки, давно существует такая услуга в Сбербанке: вносите на счет сумму за несколько месяцев вперед — и все перерасчеты банк берет на себя. Даже какой-то символический процент набегает. Да вот беда — 60% граждан имеют доход ниже прожиточного минимума, живут от зарплаты до зарплаты, если она вообще есть. И каждая квартплата у них сопровождается наскребанием мелочи.
Министр. Есть такая неприятность: если придерживаться жесткой периодичности роста квартплаты, то повышение ставок будет возрастать сразу в 2-3 раза. Для большинства москвичей, о сладкой жизни которых по стране ходит много разговоров, жить в квартирах станет скоро не по карману. Ведь, кроме того, планируется увеличить ставки оплаты услуг отопления. Так, для граждан, имеющих одно-единственное жилое помещение и зарегистрированных в нем, оплата услуг отопления будет увеличена в 1,27 раза и составит 4,38 руб. за 1 кв. м площади, а для граждан, имеющих более одного жилого помещения, — в 1,3 раза. Но это вопрос тарифа, который должен быть гласным, и формирование его должно происходить открыто. Скажите, вы знаете, почему именно 4,38 рубля стоит отопление? Не оплачиваете ли вы бесхозяйственность вкупе с непомерно завышенными доходами организации, которая продает вам тепло?
Корр. Как же должен формироваться тариф более мелких субъектов регионального уровня, к которым и относится жилищно-коммунальное хозяйство?
Министр. В отношении организаций жилищно-коммунального хозяйства применим тот же подход с учетом их уровня. Тарифы на товары и услуги этих организаций, а также их структура должны определяться с участием законодательного или представительного органа соответствующего уровня и публиковаться в печати.
Механизм реализации второй части концепции, предложенной в комитете Госдумы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям, связанной с инвестиционной составляющей, должен обеспечивать участие потребителей товаров и услуг организаций в определении доли тарифа, идущей на инвестиции в текущем году, а также объектов, на создание либо реконструкцию которых направляются полученные средства. Также должен обеспечиваться контроль за целевым использованием инвестиций и объектов, созданных в результате инвестиций. Единственно возможным способом решения поставленных задач также является закон.
Корр. Это довольно объемная схема, требующая большой работы на разных уровнях власти. Как, по-вашему, это должно осуществляться в режиме реального времени?
Министр. Можно привести примерную последовательность: утверждение инвестиционной составляющей тарифов производится в процентном отношении к тарифу вместе с его утверждением в законе. В этом же законе устанавливается перечень проектов, подлежащих финансированию в текущем году, и их инвестиционный цикл, причем финансирование за счет инвестиций должно обеспечиваться в течение всего инвестиционного цикла. При этом устанавливать жесткую зависимость проекта от источника получения инвестиций нецелесообразно. Организация, получающая денежные средства от потребителя, направляет их в целевой бюджетный фонд, распоряжение средствами которого осуществляет уполномоченный орган в общем порядке. Отчет об исполнении бюджета фонда предоставляется на утверждение законодательного органа соответствующего уровня в рамках бюджетной процедуры.
Корр. Потребует ли это коренной ломки существующей схемы установления и согласования тарифов?
Министр. В том и дело, что решение поставленных задач возможно осуществить совместно в одном нормативном акте. Коренной перестройки действующего законодательства не потребуется. Однако и упрощать ситуацию не следует. Если Государственная дума предлагает законопроект, который в корне различается с видением проблемы, сложившимся в действующем кабинете министров, то судьба его предрешена заранее. Дело в том, что проект этот в известной степени "исполнительский", и для его реализации необходимо общее видение проблемы на всех ветвях власти.
Корр. Скажите, разве реформа жилищно-коммунального хозяйства — это только тариф, субсидии, квартплата? Не проще ли тогда "реформу" назвать просто повышением квартирной платы и успокоиться на этом?
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Газета Завтра 392 (23 2001)"
Книги похожие на "Газета Завтра 392 (23 2001)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Газета Завтра Газета - Газета Завтра 392 (23 2001)"
Отзывы читателей о книге "Газета Завтра 392 (23 2001)", комментарии и мнения людей о произведении.