Свящ. А. Дружинин - Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского"
Описание и краткое содержание "Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского" читать бесплатно онлайн.
Предлагаемое исследование посвящено изучению жизни и трудов одного из самых замечательных пастырей и богословов III в., святителя Дионисия Великого, главы Александрийского огласительного училища и епископа Александрии в 247-264 гг. Просвещенный защитник христианского вероучения от нападок языческих философов, несгибаемый хранитель чистоты христианской истины от искажений, каким подвергалась она в лжеучениях еретиков и раскольников, св. Дионисий особо прославился своей мудростью в управлении Церковью и руководством верующими на пути к нравственному усовершенствованию и вечному спасению. По непреложному суждению Церкви, он первый удостоился получить имя Великого, что полностью соответствует его действительному значению в истории христианства.
Для всех интересующихся историческими путями Православия.
В спорах с квартодециманами для той и другой стороны ясно обнаружилась зависимость христиан от иудеев в определении дня празднования Пасхи. По крайней мере, из рассказа Евсевия, древнейшего писателя, упоминающего об этих спорах, не видно, чтобы сторонники общецерковной практики и их противники квартодецимане при определении дня празднования Пасхи руководились каким-либо определенным пасхальным циклом, основанным на астрономических соображениях, или ставили этот день в то или иное отношение к весеннему равноденствию. По-видимому, обе стороны руководились весьма несовершенным пасхальным вычислением иудеев. Но с начала III в. в среде сторонников общецерковной практики начинаются попытки установления собственных пасхальных циклов. Христиане стали тяготиться зависимостью от иудеев в определении дня величайшего из христианских праздников, и желание освободиться от этой зависимости было одним из главных мотивов к составлению христианских пасхальных циклов.[669] Сверх того, христиане обратили внимание на то, что у древних евреев и во времена Христа Пасха всегда праздновалась после весеннего равноденствия,[670] тогда как после разрушения Иерусалима 14 нисана не всегда падало у них на время после весеннего равноденствия, а приходилось иногда и на время до этого момента. Вследствие этого случалось иногда, что на один и тот же солнечный год, считая его от одного весеннего равноденствия до другого, приходились две еврейские Пасхи, одна после, а другая до весеннего равноденствия. Чтобы избежать подобного совпадения, принято было за правило праздновать христианскую Пасху не иначе, как после весеннего равноденствия.[671] Первое полнолуние после весеннего равноденствия христиане стали считать полнолунием первого весеннего лунного месяца, действительным 14 нисана. В дальнейшем определении дня Пасхи христиане следовали ранее установившейся практике, т. е. праздновали день смерти Господа в ближайшую пятницу после указанного полнолуния, а Пасху — в первый воскресный день, следующий за этой пятницей.
Первый из сохранившихся до нашего времени пасхальных циклов принадлежит св. Ипполиту. Евсевий называет этот круг шестнадцатилетним и сообщает, что он составлял заключение одного из сочинений св. Ипполита, посвященных вопросу о Пасхе.[672] Без сомнения, в этих сочинениях были ясные и подробные указания относительно того, какими соображениями руководился св. Ипполит при составлении своего круга. К сожалению, ни одно из них не сохранилось до нашего времени, и об основаниях пасхальных вычислений св. Ипполита мы можем только составлять более или менее вероятные предположения по самому кругу, сохранившемуся на мраморном памятнике в честь св. Ипполита, найденном в 1551 г. неподалеку от Рима. Этот памятник, находящийся ныне в Ватиканской библиотеке, представляет мраморную статую св. Ипполита, сидящего на епископском троне. Боковые стороны трона покрыты надписями и таблицами.[673] Одна из таблиц, находящаяся на правой стороне трона, показывает, на какие дни года и недели может падать пасхальное полнолуние или 14 число того лунного месяца, в течение которого христиане должны праздновать свою Пасху. Над таблицей помещена надпись с правилом об окончании предпасхального поста в день пасхального воскресенья и с указанием на то, что помещенная под надписью таблица начинается с первого года царствования императора Александра (Севера) и составлена на основании ранее утвердившейся практики. На левой стороне трона находится другая таблица, показывающая, на какие дни месяцев марта и апреля приходится пасхальное воскресение. Обе таблицы составлены на 112 лет (222-333 гг. христианской эры), разделенных на семь шестнадцатилетий. Из таблицы пасхальных полнолуний ввдно, что через каждые 16 лет полнолуние это приходится у св. Ипполита на один и тот же день солнечного года и надень недели, предшествующий недельному дню полнолуния в соответствующем году предыдущего шестнадцатилетия. Дни недели обозначены у св. Ипполита буквами греческого алфавита, и буквы эти чередуются в указанном выше порядке, так что через семь шестнадцатилетий или через 112 лет пасхальное полнолуние приходится не только на один и тот же день месяца, но и на один и тот же день недели. Но при тщательном рассмотрении таблицы пасхальных полнолуний легко убедиться в том, что св. Ипполит мог бы сократить свой круг наполовину, так как последние 56 лет этого круга представляют повторение первых 56 лет, и пасхальное полнолуние не только через каждые 16 лет, но уже через каждые 8 лет приходится на один и тот же день гражданского месяца, а через каждые 56 лет — на один и тот же день месяца и недели.[674] В каждом восьмилетии два года обозначаются как високосные и три (первый, четвертый и седьмой) — как годы со вставочными (έμβόλιμοι) месяцами. Самое раннее пасхальное полнолуние в круге св. Ипполита приходится на 15 день перед апрельскими календами, т. е. на 18 марта, а самое позднее — на апрельские иды, т. е. на 13 апреля.
Все эти данные и сопоставление таблицы пасхальных полнолуний с таблицей дней Пасхи приводят к следующим заключениям об основаниях пасхального круга св. Ипполита.
1. В основе пасхальных вычислений св. Ипполита лежит юлианское летосчисление со средней продолжительностью солнечного года в 365 '/4 дней, на что указывает как число високосов в каждом восьмилетии, так и чередование букв, обозначающих дни пасхальных полнолуний. В юлианском летосчислении один и тот же день гражданского месяца через каждые 4 года приходится на пять дней недели позднее, а через шестнадцать лет — на двадцать дней, т. е. на три недели без одного дня, вследствие чего и получается отмеченное нами чередование букв, обозначающих недельные дни пасхальных полнолуний.
2. Для согласования юлианского летосчисления с лунным св. Ипполит считал достаточным восьмилетний период времени и, очевидно, предполагал, что на восемь юлианских лет или 2922 дня приходится целое число лунных месяцев. Избирая восьмилетний период времени для согласования солнечного летосчисления с лунным, св. Дионисий, без сомнения, руководился примером греческих астрономов[675] и древних иудеев. По свидетельству Юлия Африкана, евреи считали лунный месяц равным 29 'Л дням, так что 12 лунных месяцев оказывались у них на 11 'Л дней менее солнечного года, среднюю продолжительность которого Юлий Африкан определяет в 365 Ά дней. Таким образом, по счету евреев, восемь солнечных лет были на 90 дней или на три месяца более 96 лунных месяцев. Вследствие этого как иудеи, так и греки для согласования солнечного летосчисления с лунным вставляли в каждом восьмилетнем периоде по три лунных месяца,[676] распределяя эти вставочные месяцы по одному на три различных года в каждом восьмилетии и полагая на каждый из вставочных месяцев по 30 дней. Если бы эти предположения и основанные на них вычисления были астрономически точными, тогда восемь солнечных лет составляли бы ровно 99 лунных месяцев и через восемь лет полнолуние каждого лунного месяца падало бы на один и тот же день солнечного года и в течение каждого восьмилетия нужно было вставлять ни более, ни менее как три лунных месяца. Все это мы и видим в пасхальном круге Ипполита. Поэтому можно думать, что св. Ипполиту известны были и те вычисления, которые лежали в основе греческих и еврейских восьмилетних циклов.
3. Так как в круге св. Ипполита самое раннее пасхальное полнолуние падает на 18 марта, а самое позднее на 13 апреля, то ясно, что пасхальным полнолунием св. Ипполит считал или полнолуние, совпадающее с 18 марта, или первое из следующих за этим числом полнолуний. Принимая во внимание, что некоторые из знаменитых древних астрономов, например, Метон и Евдокс, к 18 марта приурочивали время весеннего равноденствия,[677] мы имеем некоторое основание предполагать, что и св. Ипполит хотел поставить определение времени пасхального полнолуния в зависимость от времени весеннего равноденствия. Впрочем, если бы этот астрономический принцип в определении дня празднования Пасхи был выражен в сочинениях св. Ипполита о празднике Пасхи с полной ясностью и определенностью, то Евсевий, вероятно, упомянул бы об этом в своем сообщении о пасхальном круге св. Ипполита, как он сделал это, говоря о пасхальных кругах св. Дионисия и Анатолия.
4. Днем Пасхи и вместе днем окончания предпасхального поста в круге св. Ипполита является первый воскресный день после пасхального полнолуния; только в тех случаях, когда пасхальное полнолуние падает на субботу или воскресенье, день Пасхи переносится на восемь или на семь дней после полнолуния.
Изложенные нами сведения о праздновании Пасхи в конце II в. и о пасхальном круге св. Ипполита до известной степени разъясняют нам краткую заметку Евсевия об восьмилетнем пасхальном круге св. Дионисия.[678] Так как составление пасхальных кругов вызывалось главным образом необходимостью так или иначе согласовать солнечное летосчисление с лунным, то весьма вероятно, что и св. Дионисий составил свой круг с той же целью. Правда, мы не имеем ясных указаний на то, что при определении дня празднования Пасхи св. Дионисий имел в виду установить известное отношение этого дня к тому или другому полнолунию, но в пользу такого предположения говорит уже тот факт, что в основе пасхального круга св. Дионисия, как и в пасхальном круге св. Ипполита, лежит восьмилетний период времени, который, как мы видели, употреблялся именно для согласования солнечного летосчисления с лунным. Что касается отношения дня Пасхи к весеннему равноденствию, то в пасхальном круге св. Дионисия оно указано было с полной ясностью и определенностью и, может быть, св. Дионисий первый вполне ясно и определенно высказал требование, чтобы Пасха праздновалась после весеннего равноденствия. Без сомнения, он руководился при этом апостольским преданием, памятником которого является заключающееся в апостольских правилах и постановлениях запрещение праздновать Пасху вместе с иудеями прежде весеннего равноденствия. Наконец, не подлежит сомнению, что и во времена св. Дионисия, как и во времена его предшественников, Пасха праздновалась в Александрии в воскресный день, которым и оканчивался предпасхальный пост.[679]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского"
Книги похожие на "Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Свящ. А. Дружинин - Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского"
Отзывы читателей о книге "Жизнь и труды св. Дионисия Великого, епископа Александрийского", комментарии и мнения людей о произведении.