Джон Эндрюс - Мир в 2050 году

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Мир в 2050 году"
Описание и краткое содержание "Мир в 2050 году" читать бесплатно онлайн.
Наш мир постоянно меняется, и в последние десятилетия – быстрее, чем когда бы то ни было. Стремительное развитие технологий, море информации, ее доступность – все это оказывает огромное влияние на состояние государств, рынков, гражданского общества.
Каким станет мир к 2050 году? В книге – попытка экспертов легендарного The Economist ответить на этот вопрос. Но прогноз журналистов «Экономиста» – это не гадание на кофейной гуще. Они выявили и исследовали основные тенденции, оказывающие решающее воздействие на мир в различных сферах жизни – от здравоохранения до экономики, детально, доступным языком описали их и подкрепили большим количеством фактов, благодаря чему книга, несомненно, превратилась в ценный справочный инструмент.
Она заинтересует каждого, кто стремится заглянуть вглубь событий, а также тех, кому небезразлично будущее нашей планеты.
Первая мировая война дала женщинам воюющих стран больше возможностей заниматься некогда считавшимися мужскими профессиями. Мужчины воевали на фронтах, а женщины водили трамваи, работали в офисах, банках, магазинах и на военных заводах – и им платили хорошие деньги. В Европе доля работающих женщин в тот период значительно возросла; в США же, которые вступили в войну позднее, эффект был незначительным. Но сам принцип, когда женщины оказались способными выполнять широкий спектр работ, проявил себя на практике. Это оказало огромное влияние на самоутверждение женщин. Тем не менее после войны мужчины вернулись к своим занятиям, а большинство женщин – на кухни и в детские. Обычная модель поведения молодой женщины из небогатой семьи была следующей: поработать до тех пор, пока не выйдет замуж или, самое позднее, пока не появится первый ребенок. Более обеспеченные женщины, как и прежде, по большей части не работали.
Лишь несколько десятилетий спустя Вторая мировая война вернула миллионы женщин обратно на работу, снова чтобы заменить мужчин, отправившихся в бой. И вновь по окончании войны они вернулись домой, чтобы рожать детей и компенсировать людские потери, причиненные войной. В результате на свет появилось поколение «бэби-бумеров» – многочисленное, более образованное и уверенное в себе, чем его родители, – то самое, которое сейчас начинают выходить на пенсию.
Широкое внедрение с начала 1950 гг. трудосберегающих бытовых технологий (холодильников, газовых и электрических плит, стиральных машин) не сразу привело к тому, что женщины смогли посвятить себя оплачиваемой работе, но они позволили им превратить свои дома в блестящие «храмы домохозяек». Увеличивалась мобильность населения, все меньше людей оставалось жить с родственниками. Новая складывающаяся модель представляла собой нуклеарную семью с мужем-кормильцем, женой-домохозяйкой и несколькими чистенькими детишками.
Хорошо образованные для лучшего будущего
Однако это продолжалось не слишком долго. Начиная с 1970-х гг. все большее количество женщин в богатых странах выходит на рынок труда. Одна из главных причин – их лучшая образованность. Опять же на это потребовалось время. В США обязательное посещение начальной школы детьми обоих полов было введено только около 1830 г., в некоторых европейских странах это произошло раньше, в другие – позже. Но образование для девочек стало набирать темпы, и теперь во всех развитых государствах существует обязательное школьное обучение для детей обоих полов. Даже в развивающихся странах в настоящее время 78 % девочек обучаются в начальных школах; для мальчиков эта цифра составляет 82 % (хотя две трети из 770 млн неграмотных взрослых на планете по-прежнему приходится на женщин).
Распространение среднего и особенно высшего образования среди женщин заняло больше времени. Гарвард, Оксфорд и Кембридж открыли первые колледжи для женщин в 1860–1870-х гг., но ни Оксфорд, ни Кембридж не давали студенткам научных степеней до 1920-х гг., и только после Второй мировой войны женщины стали рассматриваться университетами как полноправные студенты и ученые.
К счастью, за последние несколько десятилетий женщины это легко компенсировали. Теперь в высших учебных заведениях их больше, чем мужчин, – везде, за исключением Черной Африки, Южной и Западной Азии. В странах ОЭСР в среднем 33 % женщин в возрасте от 25 до 34 лет получили ту или иную форму высшего образования в сравнении с 28 % мужчин той же возрастной группы. Наибольший рост числа высокообразованных женщин наблюдался в Японии, Южной Корее, Испании. Это явно свидетельствует о больших переменах в традиционных взглядах на положение женщины в их обществах.
Сегодня в богатых странах девочки учатся в целом лучше, чем мальчики (в развивающихся странах тенденция противоположная). Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), действующая в странах ОЭСР, показала, что девочки в возрасте от 15 лет находятся заметно впереди мальчиков в чтении, хотя те имеют чуть более высокие результаты в математике и естественных науках. Университетские курсы, выбираемые юношами и девушками, также различаются. В среднем 75 % степеней в области математики и инженерии присуждается мужчинам, а 71 % степеней в области гуманитарных наук и медицины – женщинам. В аспирантуре дисбаланс становится еще более заметным. Женщины с высшим гуманитарным образованием в подавляющем большинстве идут в педагогику. Большинство же мужчин – выпускников факультетов точных и естественных наук работают специалистами в области физики, математики, инженерного дела.
Образованным, с гражданскими и политическими правами женщинам стало тесно в их идеальных послевоенных домах. Ведения хозяйства и воспитания детей уже казалось им недостаточно. Феминистское движение, начавшееся в 1960-е гг., предало их желания гласности. Бетти Фридан[8] в своей книге «Тайна женственности», вышедшей в свет в 1963 г., призывала к переоценке роли женщины в индустриальном обществе – теперь женщины хотели, чтобы к ним относились так же, как и к мужчинам. И не только как к гражданкам, но и как к работницам. Медленно, но верно законодательство развитых стран подгонялось под это требование. В США закон 1963 г. «О равной оплате труда» гарантировал мужчинам и женщинам одинаковую зарплату за одинаковую работу. Раздел VII «Закона о гражданских правах» 1964 г. запрещал дискриминацию по половому признаку на рабочем месте, а «Закон о запрете дискриминации беременных» от 1978 г. – увольнение женщины на основании того, что у нее будет ребенок. В Великобритании вслед за законом «О равной оплате труда» 1970 г. последовали законы «О запрете дискриминации по половому признаку» и «О защите трудящихся», принятые в 1975 г. Подобные изменения в законодательстве приняты и в большинстве других развитых стран.
Равны по закону, но не по оплате труда
Никто не думал, что принятые меры мгновенно принесут женщинам и мужчинам равенство на рабочем месте, однако они отразили важные социальные тенденции. «Традиционные» семьи, в которых оплачиваемой работой занимались только мужья, а жены смотрели за домом и детьми, становились все более редким явлением. В Америке начала 1970-х гг. около 52 % всех семей с детьми были семьями традиционного уклада. К 1975 г. их доля составляла уже 45 %, сейчас же – всего 21 %. Конечно, процент работающих женщин в США выше, чем во многих других богатых странах, однако эта тенденция прослеживается во всем мире. В целом доля работающих женщин трудоспособного возраста в странах ОЭСР выросла с 45 % в 1970 г. до 58 % в 2008-м (см. рис. 3.1). Скандинавские страны имеют самые высокие показатели – более 70 % и всего на несколько пунктов уступают показателям для мужчин. На другом конце – итальянские и греческие женщины, из которых сегодня менее половины имеют оплачиваемые рабочие места.
В Нидерландах это соотношение прошло путь от итальянского уровня до уровня, близкого к скандинавскому, после того как правительство внесло изменения в соответствующее законодательство и сделало работу на полставки более привлекательной для женщин.
При всем огромном количестве женщин, которые вышли на рынок труда, и законодательстве, обещающем им равную оплату труда, в среднем они по-прежнему зарабатывают значительно меньше мужчин. Со времен 1960–1970-х гг. этот разрыв сократился и в странах ОЭСР в настоящее время остановился на отметке в среднем около 18 %. Опять же она меньше в большинстве стран Северной Европы, но гораздо выше в таких странах, как Южная Корея и Япония. При этом показатель не учитывает тех, кто занят неполный рабочий день, на которых приходится четверть всех работающих женщин, и работа которых, как правило, оплачивается ниже. Так что реальная картина обстоит еще хуже. Наибольший разрыв в оплате труда наблюдается на самом высоком уровне, из чего можно предположить, что женщины до сих пор упираются в «стеклянный потолок», преграждающий им путь наверх по карьерной лестнице.
Женщины сосредоточены в гораздо более узком диапазоне рабочих мест, чем мужчины. В основном это образование, медицина и уход за больными, а также секретарская работа – ни один из этих путей, как правило, не ведет к богатству. Однако продолжающийся рост числа рабочих мест для «белых воротничков» (где рабочие часы и условия труда зачастую удобны для женщин) предоставил им множество новых возможностей, в то время как ручной физический труд приходит в упадок и мужчины, занятые в этой сфере, теряют работу. В богатых странах почти десятая часть работающих женщин – самозанятые, а это означает, что женщинам нелегко найти на рынке работу с условиями и графиком, которые бы их устраивали. И даже если они трудятся полный день «на дядю», среднее количество их рабочих часов оказывается меньше, чем у мужчин.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мир в 2050 году"
Книги похожие на "Мир в 2050 году" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Джон Эндрюс - Мир в 2050 году"
Отзывы читателей о книге "Мир в 2050 году", комментарии и мнения людей о произведении.