Игорь Воронов - Психотехника восточных единоборств

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Психотехника восточных единоборств"
Описание и краткое содержание "Психотехника восточных единоборств" читать бесплатно онлайн.
Книга посвящена мало исследованной, но весьма актуальной в настоящее время в спорте проблеме психологической подготовки единоборцев на основе традиционных систем и концепций стран Дальнего Востока.
В книге представлен богатый теоретический и методический материал о методах, приемах и средствах психологической подготовки в современных и традиционных Восточно-Азиатских единоборствах.
Книга предназначена специалистам в области спортивной психологии, преподавателям спортивных вузов, тренерам, а также всем тем, кто увлекается единоборствами. Ряд вопросов, рассмотренных в ней, представляет интерес для практических психологов, работающих в других областях.
Методику Ци Цзигуана многие исследователи (особенно китайские) считают «базой формирования китайских боевых искусств». По этой методике в китайской армии осуществляли военно-физическую подготовку вплоть до буржуазной революции 1911—12 гг. А в некоторых тайных обществах она сохранялась до середины 1950-х годов. И только с переходом Народно-освободительной армии Китая (НОАК) на советские методы обучения методика Ци Цзигуана постепенно «ушла в историю».
Впрочем, в некоторых традиционных (народных) школах ушу ее практикуют по сей день.
Рис. 18. Генерал Ци Цзигуан
КИТАЙСКИЕ ПСИХОМОТОРНЫЕ ГИМНАСТИКИ (ТАЙЦЗИ-ЦЮАНЬ, БАГУА-ЦЮАНЬ, СИНЪИ-ЦЮАНЬ) И СИСТЕМА ЦИГУН
Начиная с середины XVII века в Китае получили распространение новые системы психомоторных военизированных гимнастик. Позже их стали называть «китайскими традиционными оздоровительными гимнастиками» (чжунго чуаньтон ди цзянь-шэньфа).
Пожалуй, самой известной и популярной среди них явлется «кулак Высшего Предела» (тайцзи-цюань). Тайцзи-цюань внешне напоминает древние «военные танцы» (у-у), но отличается от них, во-первых, весьма жесткой сукцессивностью двигательных действий; во-вторых, непрерывностью (плавностью) переходов от одного движения к другому; в-третьих, медитативностью — каждое движение предваряет идеомоторное представление о нем.
С историей возникновения тайцзи-цюань связано множество легенд и мифов. В частности, некоторые авторы утверждают, что основы данной системы якобы еще в XIII веке заложил даосский отшельник Чжан Саньфэн.
Ему также приписывают авторство работы под названием «Теория тайцзи-цюань» («тай цзи цюань лунь»). Текст невелик, поэтому приводим его полностью:
«В любом действии тело должно быть легким (цин) и подвижным (лин). Вы должны чувствовать, что все суставы тела связаны, как звенья цепи. Энергия (ци) должна течь. Жизненный дух (шэнь) должен сосредотачиваться внутри. Не проявляйте недостаточности, а также вогнутости или выпуклости движений. Не проявляйте несвязанного, разъединенного движения.
Импульс (цзинь) приложения энергии коренится в ступнях, врывается в ноги, сдерживается в пояснице и действует через пальцы. Из стоп в ноги, из ног в поясницу — все должно двигаться одним импульсом. Двигаясь цельно, вы можете наступать и отступать в точно заданное время и на выгодную дистанцию. Если вы не выбираете точное время и наилучшую дистанцию, и тело не движется как одно целое, то талия и ноги требуют дальнейшего развития. Они могут быть недостаточно сильными или гибкими. Это часто проявляется при движении вверх или вниз, назад или вперед, влево или вправо.
Используй внутреннее сознание, а не внешние формы. Где есть что-то вверху, там что-то должно быть внизу. Где есть что-то впереди, там что-то должно быть сзади. Где есть что-то справа, там что-то должно быть слева. Если кто-то намерен совершить движение вверх, он должен одновременно проявить и противоположное движение (вниз).
Так, если он хочет вытянуть дерево из земли вверх, он должен сначала толкнуть его вниз, чтобы ослабить корни, и тогда его легко будет выдернуть. Следует отличать плотное от неплотного. Где есть плотность, там должна быть неплотность. В любом случае и везде вы должны отличать их. Все тело должно быть цепью, в которой звенья — суставы. Не допускайте разрыва цепи. Длинный кулак (чан-цюань), подобно большой реке, течет на прерываясь.
Восемь Врат (ба мэнь) тайцзи-цюань следующие: отражение (пэн), откат (люй), нажимание (цзи), толкание (ань), притягивание (цай), раскалывание (ле), удар локтем (чжоу) и удар плечом (као). Первые четверо Ворот составляют Четыре Направления: юг, север, запад и восток. Последние — Четыре Угла: юго-запад, северо-восток, юго-восток и северо-запад. Пять Шагов (у-бу) тайцзи-цюань следующие: наступление, отступление, взгляд влево, взгляд вправо и центральное равновесие. Эти шаги суть Пять Первоэлементов (у-син): металл, дерево, вода, огонь и земля. Восемь Врат вместе с Пятью Шагами составляют Тринадцать Позиций тайцзи-цюань».
Однако в действительности первоосновой тайцзи-цюань стали, прежде всего, «32 кулачных искусства Ци Цзигуана». Саму же эту систему впервые разработал мастер Чэнь Вантин.
Чэнь Вантин родился в провинции Хэнань в 1587 году — в год смерти Ци Цзигуана. С 12 лет он служил в армии. В 1618 году был произведен в офицеры. После 45 лет службы (напомним, что военно-физическая подготовка войск велась по системе Ци Цзигуана), он в 1644 году вернулся в родную деревню. Сформировав здесь отряд самообороны, Чэнь начал обучать людей по методике генерала Ци, но с включением в нее собственных приемов.
Постепенно он сформировал собственный стиль, названный впоследствии «Школа Чэня» (Чэнь ши). Последний состоял из пяти «последовательностей», или комплексов приемов (лу). Он также обучал двум дополнительным комплексам: «Пушечные удары» (пао-чуй) — кулачным ударам, быстрым и жестоким, словно пушечные выстрелы, и «Длинный кулак» (чан-цюань), включавший 108 приемов.
В следующих поколениях семьи Чэнь тоже были знаменитые мастера. Так, Чэнь Чансин (1771–1853), обработав и упростив первоначальные пять «последовательностей», свел их к двум — собственно тайцзи-цюаню (88 движений) и «пушечным ударам» (72 приема);
Чэнь Юбэнь еще больше упростил движения, идя навстречу требованиям эпохи (чисто боевая сторона системы сохраняла все меньшее значение в связи с широчайшим внедрением огнестрельного оружия). Чэнь Цинпин (1795–1868) включил в тайцзи-цюань так называемый «малый стиль» (сяо цзя) с более плотными и скрученными движениями. В итоге тайцзи-цюань семьи Чэнь разделился на три стиля: 1) Старый стиль (лао цзя) Чэнь Чансина; 2) Новый стиль, (синь цзя) Чэнь Юбэня; 3) Малый стиль (сяо цзя) Чэнь Цинпина.
Тайцзи-цюань считался фамильным сокровищем рода Чэнь и долгое время хранился в секрете. Но в конце-концов он стал достоянием нескольких инородцев. Самый знаменитый среди них — Ян Лучань (1799–1872), создавший свой собственный стиль Ян.
История системы тайцзи-цюань весьма интересна, но не имеет прямого отношения к главной теме нашего исследования.
Поэтому достаточно отметить, что в настоящее время существуют пять основных стилей тайцзи-цюань: Чэнь, Ян, У, Сунь и У — второй (обозначен другим иероглифом). В России наибольшее развитие получили первые два. В Чэнь преобладает моторный компонент; в Ян — психический компонент.
Принцип медитативности тайцзи-цюань дал толчок к развитию такой психомоторной гимнастики, как «кулак Восьми Триграмм» (багуа-цюань). В дополнение к средствам тайцзи-цюань здесь присутствует пространственное моделирование рисунка «колодезных полей»: каждому из восьми направлений соответствует триграмма и определенная группа движений.
Аналогичным образом был создан стиль «кулак Мысли и Воли» (синъи-цюань), с той разницей, что он моделирует систему взаимосвязи «пяти первоэлементов». Рисунок 19 показывает основной принцип синъи-цюань — дистрибуцию атакующих и защитных действий по схеме «у-син».
В психологическом плане все перечисленные стили оказывают на индивида глубокое суггестивное воздействие, механизм которого можно объяснить принципом сегментарной иннервации организма. В результате длительной практики любого из этих стилей раскрываются так называемые «резервные возможности» человека, особенно в экстремальных ситуациях.
Психомоторные оздоровительные гимнастики обычно входят, как раздел, в систему цигун.
Цигун (дословно — манипулирование «ци»), это метод психофизиологической регуляции организма человека средствами психомоторных упражнений. Китайский исследователь цигун Ян Цзюньмин восторженно писал:
«Цигун — наука об энергии и ее движении во Вселенной — является одним из самых ценных вкладов Китая в мировую культуру».
Отечественные исследователи имеют возможность широко ознакомиться с психолого-педагогическими основами цигун по материалам журнала «Цигун и спорт», который издается с 1991 года. Уже в первом его номере китайский специалист Чжоу Мин кратко изложил основные положения этого необычного для европейцев вида физической культуры. Работа небольшая, поэтому приведем ее полностью:
1. Что такое цигун?
Цигун — это вид физической культуры, сочетающий функции лечения и оздоровления, а также включающий особые способы тренировки психики и сознания, связанные с положениями восточной философии. Теория и практика цигун представляют собой часть древнего культурного наследия Китая. В течение тысячелетий методы цигун служили для укрепления здоровья, защиты от болезней, продления жизни, самообороны, развития интеллекта и пользовались огромной популярностью в народе. Данные экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что эти методы могут быть научно обоснованы и являются прекрасным средством повышения физических и психических возможностей человека, развития его тела и сознания, способности к самоконтролю.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Психотехника восточных единоборств"
Книги похожие на "Психотехника восточных единоборств" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Воронов - Психотехника восточных единоборств"
Отзывы читателей о книге "Психотехника восточных единоборств", комментарии и мнения людей о произведении.