В. Бирюк - Пейзанизм
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Пейзанизм"
Описание и краткое содержание "Пейзанизм" читать бесплатно онлайн.
Ну, что же, наш попаданец ещё подрос. Да и социальный статус несколько изменил. И то верно - много ли напрогрессишь будучи... ну, ясно кем. Только вот с прогрессорством у попаданца опять не очень. Кроме, разумеется секса. Хорошо ещё, что народные суеверия в руках самодура и прогрессиста -- великая вещь.
-- Это тут что?
Вопрошающий и сразу же указующий перст уставлен в сторону телеги.
-- Пауки битые.
-- Как это?
-- Да как видишь - возом.
Кивок головой своим, у моих тут же отобрали пояса и стали осматривать оружие, потом погнали в сторону погреба. Как бы не начали колоть на раздельном допросе. А то мои ребятки могут и напутать.
-- А ты, добрый человек, кто?
-- Я-то? Я вирник Елненской волости Степан Макуха. А ты ублюдок Акимовский? Так?
-- Я - Иван, Акиму Яновичу - сын. Что-то быстро вы тут оказались. "Пауки" битые - свежие, только с ночи, а вы тут аж с Елно поспели. С чего бы это?
-- Не твоего ума дело. Молод ты еще, отроче. Ты вот лучше скажи как дело было. Да не ври, а то у меня тут мастера есть, так спросят - неделю сидеть не сможешь.
-- Ну, если молод, то и спросу с меня нет. А хочешь послушать - пойдём к Акиму Яновичу. Без отца говорить не буду.
-- Ты мне еще указывать будешь? Княжьему вирнику?
-- "Отрок" значит "от - рек". То есть - сам говорить права не имею, не могу. По "Правде". Или княжьему вирнику "Русская Правда" не указ?
Мужик крутанул головой, будто ворот стал тесным. Потом мотнул в сторону поварни. Я туда и потопал. Догнал моих, конвоируемых к погребу, и завернул их тоже на поварню, отправив конвойных в помощь, якобы нужную, у телеги.
Общий зал поварни. Едальня, жральня, объедаловка, тошниловка... Трапезная людская. Ох и достопамятное это для меня место. До сих пор вздрагиваю как вспомню. Домна быстренько организовала нам перекусить. Надзирателей возле нас не было - оружие-то ребята сдали, чего смотреть. Чуть позже прибежал Николай, и в своём обычном стиле с жалобами на ужасы и притеснения, доставшиеся ему бедному, многострадальному - вкратце обрисовал ситуацию.
Ну кто это придумал, что жизнь в средневековье была тихая, мирная, медленная? Она ж тут бьёт ключом с утра до вечера. И все - по голове.
Вчера вечером в Рябиновку заявился Степан Макуха с десятком своих стражников.
Тут это вообще норма: если пир - то с утра. Освещения-то нет. Так что вся гулянка идет при солнечном свете. Ну или хотя бы - начинается.
А вот гости - к ночи. Светлое время они идут, плывут, едут, бегают. А к ночи норовят куда-то под крышу. Вот и Макуха так - заявился уже в сумерках. Но не на постой, а на розыск. Кто-то, кто именно Николаю неизвестно, толкнул в Елно донос об убиении княжьего мужа Храбрита Смушковича, а равно его слуги, вольного человека - Корьки. Дело тянуло на 120 гривен виры, вот вирник сам и поехал. Вчера его люди упорно пытались напоить Акима и его людей и вызнать истинную картину. Аким изложил нашу "официальную" версию, Яков... в очередной раз доказал свою приверженность стилю Древней Спарты. А с остальными тоже не очень, поскольку за последние дни все запасы хмельного сильно подчистили. Служивым по кружечке еще поднесли, а вот так, чтобы все местные в лёжку и до бесконтрольной пьяной болтовни... - не получилось.
Макухе осталось только дождаться бывших слуг Храбрита и допросить их для очистки совести. И тут такой подарок - полная телега трупиков. Это уже тянет на 160 гривен. И постой можно растянуть. А за постой платит община.
Народ постепенно подтягивался, появились люди вирника, глянули как мы гречневую кашу с жареными карасиками наворачиваем. Я Домне махнул - она еще принесла, присоединились. Как-то за одним столом сидючи можно и по-человечески... хотя вру - волки, волчары. Из одного котла едим - а они уже удочки закидывают, вопросики всякие задают. Ивашко начал, было, хвастать, что он своей гурдой может "от плеча до седла". Пришлось слуге верному на ногу наступить, а сотрапезникам указать, что "гурда" чистая. Сходили-проверили. Долго языками цокали, саблю хвалили. Но вот Ивашке отдать...
Я уж, было, подумал - купить хотят. Или на подарок напрашиваются. Хорошо знакомая моим современникам-россиянам форма: "вымогательство благодарности". В особо крупных размерах. Потом вспомнил. Все средневековье, а Русь - особенно, держится на подарках. Зарплаты тут не платят - князь одаривает. Вся дружина живёт господскими пирами да дарами. Так сказать - гособеспечение. Российский императорский клерк даже в двадцатом веке перед революцией получал не "заработанное", а "жалованное". Так и назвалось - жалование. "Государь сжалился и даровал".
Тут, в Святой Руси, хоть подарок, хоть обмен - собственно экономического смысла не имеют. Мышление средневекового человека вообще "аэкономично". Поэтому обмен сплошь нерациональный с точки зрения стоимости обмениваемых предметов. Для человека ценность имеет не сама вещь, а тот человек, который ею владел. Вместе с даримой вещью переходит часть удачи, богатства дарителя. Одновременно устанавливались отношения личной зависимости того, кто получал подарок, от того, кто его сделал. Поэтому подарки, если человек не желает попадать в подобную зависимость, требовалось компенсировать соответствующими подношениями. Дар, не возмещённый "равноценным" даром, ставил получившего его в унизительную и опасную для его чести, свободы, а иногда и жизни зависимость от дарителя. В результате между дарителем и одариваемым устанавливалась тесная связь: на последнего возлагались личные обязательства по отношению к первому.
Мне это сначала было странно, потом вспомнил УК РФ и понятие "взятка". То, что в моё время "берут и дела не делают"- совсем не по нашему, не по-русски. "Взять и отработать" - это патриотично. А вот "взять и не сделать" - "либерастия с дерьмократией".
А поскольку мы сейчас подозреваемые - взять что-то у нас до вердикта, принять обязательства перед возможно скоро "осужденными"... Нет, волчары эти потерпят-подождут.
Обычно, в трапезной на поварне место всегда много было. А тут и усадебные присели, и вирниковы подошли - по разным углам вроде без дела стоят, "пауков" пяток расселся. Во главе с самим Хохряком. Наконец и Аким с Яковом появились. Ольбега не пустили - с матерью пусть сидит. А вот Любаву хоть куда не пустить - войско надо ставить.
И пошёл у нас тут сыск. В форме судебного разбирательства. Ибо вирник - человек княжий. И, представляя особу светлого князя Смоленского Романа Ростиславовича, ведёт дело как прописано в "Правде Русской", а также по старине и обычаю.
Сколько мы над англо-язычным судопроизводством издеваемся! И правильно, поскольку архаизмы, заложенный в "Хартии вольностей" в современном мире... как имущественные нормы Корана в пост-индустриальной цивилизации - ни пришей, ни пристебай.
Только наш исконно-посконный суд по "Русской Правде" - еще круче. Установление истины целью не является. Целью является соревнование. В моё время этот базовый принцип так и называется: "соревновательность сторон". Игра по правилам. Вообщем-то, это и в римском праве было - главное соблюсти ритуал. Например: судебный спор по поводу скотинки - представь олицетворение предмета спора - хоть шерсти клок. Если лесной участок делят - явился в суд без прутика - проиграл дело. В других местах-временах - свои заморочки. Не исполнил в нужном порядке "три подскока, два притопа" - виновен. Очередной прикол на тему разницы между "истиной" и "правдой".
А что говорит народная мудрость? А она так и говорит: "Тот прав у кого больше прав". А украинская уточняет: "У москаля правда - наивострийша. Бо вона - на острие штыка".
Но прежде нам, все-таки, позволили наконец-то умыться, переодеться. На поварне всегда тёплая вода есть. А вот с одеждой... пришлось в тряпки заворачиваться и в свои покои через двор почти голышом. Одежду вирниковы люди забрали, слуг моих внимательно осмотрели - все искали свежие раны. А вот на мои синяки, опухшее плечо и ногу - внимание не обратили: "Бежал, упал. - Малой, они всегда в синяках да шишках".
Сбегали - переоделись. А там уже и голос Макухи возглашает начало судопроизводства.
"Когда он начал говорить, то в зале многие рыдали.
Но прокурор суровым был, и судьи приговор читали"
Начало этого представления мы пропустили. Суд перебрался на двор. Макуха уселся на скамье на крыльце. Тут же присоседился и "мятельник" - мужик в чёрной мантии. Издалека смахивает на студенческие мантии Сорбоны.
Картинка как по учебнику: "Суд у древних германцев". Только священного дуба нет. Разве что сам Степан Макуха желудями изойдёт. И листьями зашелестит. Такой... красномордый дуб в кафтане. С которого, согласно городскому фольку двадцатого века, позднее будет падать листья ясеня.
"Пригляделся я и действительно.
Удивительно, удивительно".
Глава 54
Поехали. Моление о ниспослании божьей милости участникам "соревновательного процесса". Вообще, ГБ, в смысле - Господь Бог, во всем этом местечковом судилище - обязательный соучастник. После всего того, что натворил Творец Всего Сущего, ему только и остаётся - "творить суд и расправу". Конкретно и исключительно в этой самой Рябиновке на Угре. Если дело дойдёт до "божьего суда" с ордалиями - испытанием водой или железом - будут жертвы среди мирного населения.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Пейзанизм"
Книги похожие на "Пейзанизм" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "В. Бирюк - Пейзанизм"
Отзывы читателей о книге "Пейзанизм", комментарии и мнения людей о произведении.