Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Австрии. Культура, общество, политика"
Описание и краткое содержание "История Австрии. Культура, общество, политика" читать бесплатно онлайн.
В книге изложена история австрийских земель с древнейших времен до наших дней. Их развитие рассматривается в сложном контексте исторических судеб средневековой Германии, Священной Римской империи, Габсбургской монархии и Европы в целом. В поле зрения автора – становление комплекса наследных земель династии Габсбургов на немецком Юго-Востоке, их место в Европе средних веков и раннего нового времени, образование и крушение Австро-Венгрии, трагическая судьба Первой республики и политическая жизнь Второй республики. Особое внимание уделяется вопросам социальной и гендерной истории, а также освещению основных тенденций в области культуры. Книга адресована всем читателям, интересующимся историей центральноевропейского региона.
На первой стороне обложки: Вена, Михаэлерплац.[1]
Духовными наследниками поколения Пойербаха, Гмундена и Региомонтана были такие люди, как Иоганнес Стабий, трудив- /160/ шийся как географ и картограф, а также как императорский историограф и генеалог, тесно связанный с двором, или математик Георг Таннштеттер, называвший себя Коллимаций. В 1497 г. в Вену был приглашен Конрад Цельтис из Ингольштадта, который преподавал здесь латинскую риторику и философию и, помимо научной деятельности, прославился как выдающийся поэт. Еще до своего приглашения в Вену Конрад Цельтис выступал с идеей объединения людей близкого образа мыслей и даже попытался осуществить ее на практике. Сразу же по прибытии в Вену он основал Sodalitas Danubiana, или Дунайское общество, ученое товарищество, имевшее тесные контакты с другими подобными научными обществами южнонемецкого региона. Его члены встречались в доме поэта и историка Иоганнеса Куспиниана, который наряду с Конрадом Пейтингером, Ладиславом Зунтхаймом и Иоганнесом Стабием принадлежал к узкому кругу гуманистов. После смерти в 1506 г. Цельтиса обществом руководил Куспиниан.
В основанном в 1501 г. Collegium Poetarum et Mathematicorum,[88] своего рода академии наук, объединились как преподаватели, так и учащиеся. В Венском университете рядом с Цельтисом преподавали Иоганнес Куспиниан и видный венский гуманист Иоахим Вадиан. В 1514 г. император короновал Вадиана как poeta laureatus,[89] однако тот уже в 1518-м покинул Вену и возвратился в Санкт-Галлен. Если во времена гуманизма в Вене училось более 5 тыс. студентов, то почти сразу после отъезда Вадиана начался упадок.
Максимилиан I, который первым из Габсбургов стал регулярно заниматься политической пропагандой и в своих автобиографических произведениях («Тойерданк» и «Вайскуниг») дал стилизованное описание собственной жизни, проявлял особый интерес к установлению своей родословной. Этот интерес к генеалогии, связавшей его с Карлом Великим и королем Артуром, а также стремление к посмертной славе нашли выражение в создании монументальной (пустой и неоконченной) гробнице в придворной церкви Инсбрука.{24} Максимилиан оказывал большую помощь Венскому университету.
После периода господства в университете гуманизма проникновение протестантизма привело к дифференциации культур. Наря- /161/ ду с духовными школами – монастырскими и соборными – теперь действовали светские протестантские училища, прежде всего, провинциальные школы протестантской знати. Победа контрреформации восстановила единообразие. Иезуиты взяли в свои руки все уже существовавшие университеты, в 1517 г. был открыт бенедиктинский университет в Зальцбурге, другие новые университеты также передавались в руки контрреформационных орденов (наряду с иезуитами, прежде всего, пиаристам). Самым смелым и глядевшим в будущее педагогом, жившим во владениях Габсбургов, был Ян Амос Коменский (Комений), который, однако, не пользовался признанием из-за своей близости к моравским братьям и в период натиска контрреформации был изгнан из страны.
Благодаря гуманистическим штудиям и непосредственным наблюдениям удалось поколебать покоившуюся на принципе авторитета аристотелевскую картину мира. Вновь была открыта шарообразность Земли, а астрономия (все еще связанная с астрологией) пережила подлинный взлет. Региомонтан в своих «Эфемеридах» вычислил ежедневное положение светил, Мартину Бехайму удалось изготовить первый глобус. Николай Коперник в 1507 г. выступил с утверждением, что Солнце, а не Земля, как считалось прежде, находится в центре Вселенной («коперниканский переворот»). Гелиоцентрическая система была подхвачена и разработана Джордано Бруно, который, однако, был в 1600 г. сожжен как еретик. /162/
Деятельность датского астронома Тихо Браге, создавшего первую обсерваторию, и Иоганна Кеплера как бы подвела предварительный итог стремительному развитию астрономии в конце XVI столетия. Оба трудились при дворе императора Рудольфа II в Праге. Кеплер,{25} подобно Галилео Галилею и представителю младшего поколения Исааку Ньютону, проложил путь к научной революции эпохи Просвещения.
Развитие астрономии способствовало совершенствованию картографических изображений Земли, что также было связано с достижениями гуманизма в области математики. Огромные последствия имели и географические «открытия» этого времени. Произошла встреча мировых культур, и родилось нечто вроде мировой политики, но вместе с тем началась своеобразная европеизация мира. Смещение европейских торговых путей на запад привело к некоторому упадку средиземноморской торговли и сдвигу центра силы в мире европейских государств. На западе континента возникли новые великие державы (Испания, Португалия, позднее Англия, Франция и Нидерланды). В треугольнике атлантической торговли между Европой, Африкой (рабы) и Новым Светом создавались невероятные состояния. В длительной перспективе стремительное проникновение Европы в Новый Свет внесло изменения не только в сферу коммерции, но и во все еще доминировавшее сельское хозяйство, где появились такие новые культуры, как картофель, маис, табак. Но, разумеется, важнейшим следствием был все же подъем всемирной торговли и связанное с ним зарождение форм капиталистического хозяйства.
В XVI в. роль церкви в области культуры, где она в средние века господствовала, чрезвычайно ослабла. Вся энергия была направлена на конфессиональную борьбу, церковное строительство переживало застой, и деятели искусства были вынуждены искать других заказчиков. Лишь с победой контрреформации в XVII столетии церковь вновь оказалась в центре культурной жизни. Так же как и при дворе (о чем речь впереди), культура католической церкви эпохи контрреформации была в значительной степени ориентирована на романские страны – в ней преобладали испанские и, прежде всего, итальянские влияния. Эти влияния были связаны не только с контрреформационными орденами, возникшими в этих странах (в первую очередь, с теми же иезуитами). Родом из Италии были многие художники, архитекторы и музыканты. Эпоха барокко представляла собой весьма динамичный период: церкви преобра- /163/ зились, в них появились исповедальни, алтари подверглись «модернизации» (при этом совершенно бесцеремонно обходились с инвентарем позднего средневековья, например, со створчатыми алтарями). Многие храмы вообще были перестроены заново. В большей части австрийских монастырей в это время были предприняты обширные строительные работы, «монастырское царство» («Klösterreich») стало барочным. Такие монастыри, как Мельк, Клостернойбург, Альтенбург, Санкт-Флориан, Санкт-Ламбрехт, Форау или Стамс, являются лишь отдельными примерами этого масштабного процесса. Если первое поколение зодчих, мастеров фресковой живописи и скульпторов прибыло из Италии (наиболее значительными архитекторами были Карлоне, Мартинелли и Тенкала), то вторая генерация барочных строителей происходила уже из австрийских земель. Созвездие мастеров в лице Иоганна Бернхарда Фишера фон Эрлаха, Лукаса фон Хильдебрандта и Якоба Прандтауэра, возводивших не только церкви, но и барочные дворцы для знати, достигло высочайших вершин в искусстве. После 1683 г., когда была устранена турецкая угроза и стало возможным стро- ить дома за пределами городских укреплений, в Вене началось барочное строительство, наложившее на город отпечаток, сохраняющийся по сей день. Живописцы и скульпторы этого времени занимались украшением барочных построек, но также создавали и свои собственные произведения, выставлявшиеся в галереях. Самыми выдающимися мастерами среди них были Даниэль Гран, Пауль Трогер, Франц Антон Маульперч, Михаэль Роттмайер и Иоганн Шмидт (Шмидт из Кремса).
Значительны и достижения дворянской культуры этого времени. Дворянство демонстрировало свою политическую власть в постройках – дворцах и фамильных усыпальницах.{26} Как и у прави- /164/ телей, важной характеристикой культуры знати стали покровительство искусствам и собирательство.
Культурным центром раннего нового времени был, тем не менее, двор и связанное с ним аристократическое общество. Почти во всех видах культурной продукции главную роль играли вкусы и пожелания Габсбургов. Их интересы определяли и главные культурные достижения эпохи. Так, литература в это время имела небольшое значение, поскольку австрийская ветвь династии, в отличие от испанской, в значительной степени утратила к ней интерес. В исторических сочинениях, написанных под сенью двора, апологетически прославлялись правители и их деяния (Франц Кристоф Кефенхюллер, Иоганн Людвиг Шёнлебен). Лишь в конце XVII столетия в монастырских кругах возникла иная форма историографии, которая своей антикваристской, ориентированной на историю собы- /165/ тий и историю правителей тенденцией, оказала сильнейшее влияние на австрийскую историографию, нередко ощутимое и сегодня. Разумеется, и тогда появлялись отдельные новаторские работы (например, труд Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии»), однако в целом литература не отличалась большими достижениями. Некоторые дворяне (Вольф Хельмхард фон Хоберг или Катарина фон Грайффенберг{27}) занимались литературным трудом, но в общем контексте немецкой литературы они также не играли существенной роли – ведь даже такой поэт, как наследник Гриммельсгаузена Иоганн Беер, известен нам благодаря переоценке в позднейшее время. Значительная часть литературной продукции выходила не на немецком, а, главным образом, на итальянском языке, будучи тесно связана с музыкой (оперные либретто, особенно тексты Пьетро Метастазио) и придворными празднествами. В музыке, которой Габсбурги уделяли особое внимание, в XVI столетии /166/-/168/ произошел переход от господства нидерландской школы, представленной происходившими из этой части Европы композиторами (Филипп де Монт, Якоб Регнарт или Ханс Лео Хасслер), – к итальянской, которой предстояло на протяжении двух столетий господствовать при дворе. Императоры эпохи барокко (Фердинанд III, Леопольд I, Иосиф I и Карл VI) не только покровительствовали музыке, но и сами сочиняли музыкальные произведения, поэтому неудивительно, что это время стало периодом расцвета музыки, в особенности венской оперы. Расточительные придворные праздники, уже в XVI в. принявшие невиданные масштабы (свадьба правителя Внутренней Австрии Карла II в 1571 г.), становились событиями европейской культурной жизни. Особенно роскошными были празднества по случаю женитьбы Леопольда I на его испанской кузине Маргарите Терезии в 1666 году. Большинство итальянских музыкантов (таких, как Марк Антонио Чести, Антонио Кальдара), а также австриец Иоганн Йозеф Фукс сочиняли музыку для подобных торжеств наряду с мессами и произведениями для церковных праздников. Связующим звеном между церковной и придворной культурой являлся иезуитский театр.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Австрии. Культура, общество, политика"
Книги похожие на "История Австрии. Культура, общество, политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика"
Отзывы читателей о книге "История Австрии. Культура, общество, политика", комментарии и мнения людей о произведении.