Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Австрии. Культура, общество, политика"
Описание и краткое содержание "История Австрии. Культура, общество, политика" читать бесплатно онлайн.
В книге изложена история австрийских земель с древнейших времен до наших дней. Их развитие рассматривается в сложном контексте исторических судеб средневековой Германии, Священной Римской империи, Габсбургской монархии и Европы в целом. В поле зрения автора – становление комплекса наследных земель династии Габсбургов на немецком Юго-Востоке, их место в Европе средних веков и раннего нового времени, образование и крушение Австро-Венгрии, трагическая судьба Первой республики и политическая жизнь Второй республики. Особое внимание уделяется вопросам социальной и гендерной истории, а также освещению основных тенденций в области культуры. Книга адресована всем читателям, интересующимся историей центральноевропейского региона.
На первой стороне обложки: Вена, Михаэлерплац.[1]
Подобным образом выглядела ситуация и в других отраслях горного дела, в которых сырье, впрочем, добывалось открытым способом. Технические знания имели здесь первостепенное значение при переплавке руды. В цветной металлургии особенно важное место занимала добыча серебра, необходимого для чекан- /99/ ки монеты. Главные серебряные прииски находились в тирольском Шваце или в Оберцайринге, где они, впрочем, «иссякли» в 1361 г. (теперь там находится музей). Немалое значение имела также промывка золота, прежде всего, в высокогорных долинах Зальцбурга, добыча меди, свинца и других цветных металлов. Именно разработка месторождений цветных металлов – например, в Шваце, но также на серебряных копях Чехии и на медных приисках в сегодняшней Словакии – давала в раннее новое время огромные шансы обогащения, которые были использованы представителями раннего капитализма – главным образом, такими верхненемецкими финансистами, как Фуггеры и Вельзеры. Железу и углю, которым предстояло стать важнейшим сырьем индустриализации XIX в., пока, напротив, отводилось подчиненное место. В Австрии добыча и выплавка железа велись на Эрцберге и во многих других местах, например, на Хюттенберге в Каринтии.[53] На реках Верхней и Нижней Австрии (в Айзенвурцене[54]) возникла ранняя форма железоделательной промышленности, производившей ко- сы, ножи и оружие. Здесь также сложились специфические формы социальной организации, отличавшиеся от тех, что были характерны для массы крестьянского населения. /100/-/101/
Роль женщины в феодальном обществе
/101/ За исключением Марии Терезии, женщинам почти не отводилось места в традиционной австрийской историографии. Лишь после обращения исследователей к проблемам социальной истории, а также вследствие социально-политических изменений, происшедших благодаря эмансипации и развитию феминизма, этой значительной группе населения было уделено подобающее внимание.
Положение женщины в обществе средневековья определялось как экономическими отношениями, так и религиозными представлениями. Христианство, подобно другим возникшим на Ближнем Востоке религиям, не было особенно расположено к слабому полу и, по существу, отводило взрослой женщине только две роли – супруги и монахини. В браке, где сексуальность должна была ограничиваться целями продолжения рода (страсть почиталась греховной), мужчина был caput mulieris («главою женщины»), а та, в свою очередь, рассматривалась как vir imperfectus («несовершенный мужчина»). Поэтому мужчина был должен – здесь взгляды церкви совпадали с германскими правовыми представлениями – осуществлять «опеку» над женщиной, которая сама по себе не всегда считалась правоспособным субъектом. Этой опекой первоначально занимался отец, затем супруг, а когда женщина попадала в монастырь – монастырский фогт.
С утверждением в XII–XIII вв. канонического права и постепенным ростом значения церковного брака тенденции к подчинению женщины еще более усилились. Браки детей из знатных и бюргерских семейств чаще всего устраивались родителями, «любовь», занимавшая столь важное место в монастырской мис- /102/ тике и эротической поэзии миннезингеров, не играла при заключении супружеского союза никакой роли. Так как мужья, думая о наследниках, желали быть уверенными, что дети действительно происходят от них, контроль за сексуальным поведением женщины был чрезвычайно строг. Сохраняющаяся и по сей день двойная мораль, предоставляющая мужчинам больше сексуальной свободы, чем женщинам, связана именно с этим.
Нередко пишут, что культ Девы Марии, переживавший в католической церкви особый расцвет в позднее средневековье и в эпоху барокко, способствовал более высокой оценке женщины. Однако, с точки зрения богословов, Мария остается второстепенной фигурой, а в практике католической церкви исполнение женщинами важнейших функций исключается и по сей день. Реформация также ничего не изменила в господствующих представлениях о полах. Лютер и прочие ее деятели высоко ценили брак и отрицали безбрачие потому, что были убеждены: считавшаяся неукротимой женская сексуальность может быть обуздана лишь в браке.
Образ жизни средневековой женщины нелегко охарактеризовать общими формулами, поскольку в различных сословиях он весьма разнился. Благодаря последним исследованиям мы знаем, что женщины из низших социальных слоев имели довольно разнообразные занятия. В крепком крестьянском хозяйстве женщина была не только дополнительной и подчиненной супругу рабочей силой, но и сама обладала властью (лат. potestas) над служанками и наемными работниками. Даже если, согласно всем правилам, женщины оставались за пределами цехов, случалось, что после смерти мужа они нередко продолжали сами руководить его ремесленной мастерской. {16}
Единственной сферой, где женщина господствовала, была торговля в городских лавках. Однако после пика женской занятости, пришедшегося на позднее средневековье, женщины на рынке труда были заметно потеснены; позже они могли трудиться наемными работницами на мануфактурах, получая меньшую по сравнению с мужчинами плату. Приблизительно половину лиц, занятых в мануфактурном производстве, составляли женщины – они были задействованы, прежде всего, на подготовительной и завершающей стадиях производства. Число неза- мужних было велико, однако их жизнь невозможно сравнить с жизнью современных «одиночек». В большинстве своем они проживали в родительском /103/-/104/ доме или, находясь в услужении, подчинялись экономам и экономкам. Незамужним женщинам из благородных и бюргерских семей, если они не хотели вступать в брак, чаще всего оставался только один путь – в монастырь.
Женские монашеские ордены в позднее средневековье переживали подлинный расцвет, так как массы женщин оказались охвачены порывом благочестия. Почти все мужские духовные ордены имели свои женские ответвления (у францисканцев, например, это были клариссы[55]). Хотя обратной дороги из монастыря не было, и теоретически он был открыт для женщин всех сословий, женские обители нередко становились временным местом проживания для знатных дам и даже для эрцгерцогинь дома Габсбургов. Хотя подобные обитательницы таких обителей тоже избирали монашеский образ жизни, они не приносили обетов и поэтому могли в любое время выйти в мир, чтобы вступить в брак. Они не носили орденских одеяний (за исключением особенно торжественных случаев), могли выходить за монастырские стены, посещать театры, балы и общество и, как правило, могли провести четырехмесячный отпуск у своих родных. В монархии Габсбургов этот институт особую роль играл в XVIII в.
Женское образование обладало сословной спецификой и почти всегда осуществлялось женским персоналом. Монастыри давали возможность учиться также и женщинам, однако с расцветом университетов шансы женщин на получение полноценного образования существенно уменьшились. Женщин в роли студентов и преподавателей мы находим почти исключительно в итальянских университетах. Так, скажем, Лаура Басси в середине XVIII в. получила кафедру физики в Болонском университете.
Начиная с эпохи реформации, распространяются школы для девочек, предназначавшиеся, впрочем, прежде всего, для высших слоев. На них к тому же лежал заметный протестантский или католический отпечаток. Со времен контрреформации главную роль здесь играли монахини-урсулинки.[56] Благодаря насаждавшемуся таким образом просвещению появилась женская читающая публика, и возникли первые ростки собственно женской литературы. /105/
Некоторые женщины – что было, скорее, необычным – занимались писательским трудом. Первая известная по имени поэтесса Австрии, госпожа Ава, жила в начале XII столетия в окрестностях Мелька и писала простые по содержанию и форме духовные стихи. Элеонора Шотландская, жена эрцгерцога Сигизмунда Тирольского, во второй половине XV в. перевела на немецкий язык французский роман «Понт и Сидония». В позднем средневековье в Австрии появилось и несколько женщин-мистиков.[57] Наиболее выдающейся австрийской поэтессой до 1800 г., бесспорно, была Катарина Регина из Грайффенберга.[58] /106/
Негативная роль, которую приписывала женщине церковь, имела следствием ужаснейшие интеллектуальные извращения эпохи. Наряду со светлым образом Марии, церковь делала акцент на темном антиобразе Евы, неспособностью которой противостоять искушению объяснялось изгнание человека из рая. Таким образом, женщина рассматривалась как пособница дьявола. Широко было распространено убеждение, что существуют такие женщины и мужчины, которые благодаря своим особенным силам могут порой творить добро, но чаще – зло. Считалось, что посредством чар подобные люди могут похитить молоко у коровы, сделать мужчину больным или бессильным и на корню погубить урожай. Чаще всего в подобных деяниях обвинялись старые женщины и маргиналы, вовлеченные в деревенские конфликты. Подобные представления были распространены не только в Европе, но и далеко за ее пределами. Еще задолго до начала большой охоты на ведьм в Тироле были сожжены на костре две strigae.[59]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Австрии. Культура, общество, политика"
Книги похожие на "История Австрии. Культура, общество, политика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл ВОЦЕЛКА - История Австрии. Культура, общество, политика"
Отзывы читателей о книге "История Австрии. Культура, общество, политика", комментарии и мнения людей о произведении.