Игорь Андреев - Алексей Михайлович

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Алексей Михайлович"
Описание и краткое содержание "Алексей Михайлович" читать бесплатно онлайн.
Тишайший — с таким прозвищем царь Алексей Михайлович вошел в русскую историю. Но прозвище, как это чаще всего и бывает, обманчиво. Более чем тридцатилетнее правление второго Романова (1645–1676) исполнено бурными событиями: многочисленными войнами и мятежами, воссоединением с Украиной и присоединением к России Сибири, восстанием Степана Разина и Расколом Церкви. Автор книги предлагает читателю свой взгляд на личность московского царя и на историю России его царствования.
154
Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1991. Т. 2. С. 124–132.
155
Там же. С. 121.
156
Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. С. 63.
157
Гунн Г. П. Патриарх Никон и Елеазар Анзерский // Древнерусская книжность. По материалам Пушкинского Дома. Л., 1985.
158
Шушерин И. Извещение о рождении и воспитании и о житии святейшего патриарха Никона // Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. М., 1997. С. 18.
159
См. подробнее: Лобачев С. В. К вопросу о ранней биографии патриарха Никона. С. 60–66.
160
Шушерин И. Указ. соч. С. 21.
161
Житие Аввакума и другие его сочинения. М., 1991. С. 26.
162
См.: Румянцева В. С. Народное антицерковное движение в России в XVII веке. М., 1986. С. 33.
163
Макарий. Указ. соч. С. 362.
164
Описание актов собрания графа А. Уварова. М., 1905. № 204, 200–201.
165
Субботин Н. И. Дело патриарха Никона. М., 1862. С. 117.
166
СГГД. Т. III. № 135. С. 447.
167
Сумцов Н. Ф. К истории южнорусской литературы семнадцатого столетия. Харьков, 1885. Вып. 1. С. 44–45.
168
Московия и Европа. История России и дома Романовых в мемуарах современников XVII–XVIII. М., 2000. С. 518.
169
Тихомиров М. Н. Указ. соч. С. 152–153.
170
Там же. С. 65–66.
171
Там же. С. 114.
172
Болховитинов Е. А. (Митрополит Евгений). Сокращенная Псковская летопись. Псков, 1993. С. 75.
173
Курц Б. Состояние России в 1650–1655 гг. по донесениям Родеса. С 28.
174
РГАДА. Ф. 210. Приказный стол. № 272. Л. 207–211.
175
26 июня царь слушал с боярами отписку воеводы князя И. Н. Хованского о бое с псковичами у Снетной горы. Государь слушал и велел боярина с ратными людьми похвалить «и на до псковскими изменниками промышляти». РГАДА. Ф. 210. Московский стол. № 227. Л. 7–8.
176
Тихомиров М. Н. Указ. соч. С. 162.
177
См.: Успенский А. И. Саввин Сторожевский монастырь // Художественные сокровища России. 1904. № 5. С. 64–65.
178
Досифей. Историческое описание Соловецкого монастыря. М., 1836. Ч. I. С. 140–144.
179
См.: Полознев Д. Ф. Канонизация митрополита Филиппа в идейной борьбе за упрочение авторитета церкви в середине XVII в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 284.
180
Гиббинет Н. Историческое исследование дела патриарха Никона. СПб., 1884. Ч. 2. С. 495.
181
ПЛДР. XVII век. Книга первая. С. 500; Карташев А. В. Указ. соч. С. 137.
182
РГАДА. Ф. 27. № 91. Л. 35; Московия и Европа. С. 505.
183
Каптерев Н. Ф. Указ. соч. Т. 2. С. 126.
184
Николаевский П. Путешествие Новгородского митрополита Никона в Соловецкий монастырь за мощами святителя Филиппа. СПб., 1885. С. 23.
185
ААЭ. Т. IV. С. 86–87.
186
Николаевский П. Указ. соч. С. 37.
187
РГАДА. Ф. 142. Оп. 1. № 382.
188
См.: Клибанов А. И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. С. 29.
189
Московия и Европа. С. 507–509.
190
ААЭ. Т. IV. № 57, III.
191
Вкладная книга Троице-Сергиева монастыря. М., 1987. С. 38.
192
Выходы царей и великих князей, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, всея Русии самодержавцев с 1632 по 1682 год. М., 1844. С. 261.
193
Макарий. Указ. соч. Кн. 7. С. 19; Христианское чтение. 1882. Ч. 2. С. 287–320.
194
Забелин И. Е. История города Москвы. С. 505, 506; Жизнь святейшего Никона патриарха Всероссийского. Изд. Воскресенского нового Иерусалима монастыря. М., 1879. С. 32.
195
См.: ААЭ. Т. IV. № 88; ПСЗ. I. № 271.
196
См.: Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. М., 1994. С. 45.
197
Зеньковский С. Русское старообрядчество. Духовные движения семнадцатого века. М., 1995. С. 220.
198
Зеньковский С. Указ. соч. С. 206–207.
199
Пустозерская проза. С. 47; См. также письмо Неронова к Вонифатьеву от 13 июля 1652 года со словами: «Иоанне, дерзай, и не убойся до смерти; подобает ти укрепить царя о имени Моем. Да не постраждет днесь Русь якоже и юниты». Материалы для истории раскола… М., 1875. Т. 1. С. 99–100.
200
Материалы для истории раскола… Т. 1. С. 44, 47.
201
Материалы для истории раскола… Т. 1. С. 47–49.
202
Там же. С. 23.
203
Там же. С. 89, 91, 106.
204
Зеньковский С. Указ. соч. С. 215–216.
205
Справщик — одна из ключевых фигур на Печатном дворе. Он больше чем просто «редактор». По своему положению он приближается к автору-составителю. Не случайно Аввакум после ссылки отказался от духовничества самому царю и пожелал стать справщиком: «А се посулили мне… сесть на Печатном дворе книги править, и я рад сильно — мне то надобно лутче и духовничества».
206
Зеньковский С. Указ. соч. С. 219.
207
Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария… М., 1898. IV. С. 136–137.
208
Там же. III. С. 138, 147.
209
Там же. IV. С. 123.
210
Мат. для Истории раскола… Т. 1. С. 147.
211
Там же. С. 154.
212
Чт. ОЛДПр. 1889. С. 363.
213
Флоря Б. Н. К истории переговоров о русско-польском антиосманском союзе в сер. 40-х гг. XVII в. // Славяне и их соседи. М., 1900. Вып. 3. С. 52–56.
214
Новосельский А. А. Борьба Московского государства с татарами в XVII веке. М.; Л., 1948. С. 365–367.
215
Ульянов Н. И. Происхождение украинского сепаратизма. М., 1996. С. 33.
216
См.: Флоря Б. Н. Древние традиции и борьба восточнославянских народов за воссоединение // Древнерусское наследие и исторические судьбы восточного славянства. М., 1982; Вернадский Г. В. История России. Московское царство. Ч. 1. Тверь; М., 1997. С. 305–306.
217
Голубуцкий В. Запорожское казачество. Киев, 1957. С. 158.
218
Ульянов Н. И. Указ. соч. С. 33.
219
Впрочем, в науке высказано предположение, что Ислам-Гирей протянул руку Хмельницкому вовсе не из-за стремления защитить своего «сюзерена». Напротив, в Бахчисарае в союзе с казаками видели способ обретения независимости и создания своего государства, вбиравшего богатые украинские земли. Трудно сказать, насколько эти предположения соответствуют действительным намерениям крымского властителя: каждый из участников развертывающейся драмы держал про запас несколько сценариев развития, которые при определенном раскладе легко превращали тайное в ложное. Однако в любом случае подобные намерения свидетельствуют о том, насколько сложной и запутанной оказывалась дипломатическая игра сторон.
220
Костомаров Н. Русские инородцы. М., 1996. С. 453.
221
АЮЗР. Т. III. № 201. С. 213.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Алексей Михайлович"
Книги похожие на "Алексей Михайлович" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Игорь Андреев - Алексей Михайлович"
Отзывы читателей о книге "Алексей Михайлович", комментарии и мнения людей о произведении.