Хассо Стахов - Трагедия на Неве. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда. 1941-1944

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Трагедия на Неве. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда. 1941-1944"
Описание и краткое содержание "Трагедия на Неве. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда. 1941-1944" читать бесплатно онлайн.
Хассо Стахов испытал на себе все ужасы войны, юношей попав на один из самых горячих участков Восточного фронта — в район Ленинграда.
На основе собственных впечатлений, дневников других участников упоминаемых событий, используя сохранившиеся в архивах боевые донесения командиров подразделений и соединений, автор анализирует феномен несгибаемой обороны Северной столицы.
Книга, открывающая шокирующие тайны кровавой трехлетней битвы, во многом определившей исход войны, публикуется на русском языке впервые. Она рассказывает об ужасах блокады, как это виделось со стороны противника, и о трагедии 2-й Ударной армии Власова, погибшей при попытке освободить город из блокадного кольца.
Русские накрывают плацдарм огромным огневым ковром. Они направляют на немецкие позиции 7-ю гвардейскую танковую бригаду опытного и высококлассного генерал-майора Бориса Шнейдера. Бронированные чудовища, развернувшиеся клином, подходят под прикрытием непрекращающегося артиллерийского огня настолько близко к немецким окопам и пулеметным гнездам, что немецкая артиллерия прекращает стрелять из тяжелых орудий, выработавших свой ресурс, опасаясь нанести удар по своим солдатам.
Русские имеют преимущество и в воздухе. Немецкая штурмовая авиация вынуждена смелыми боевыми вылетами наносить минимальным числом самолетов «JU-87» удары по огромной территории, также как это приходится делать и пилотам истребителей «Fw-190» 54-й тюрингской истребительной эскадры, иначе называемой «Зеленое сердце». При всей своей храбрости они настолько малочисленны для поддержки пехотинцев, что служат лишь моральной опорой и больше ничем. Еще в середине июля 1941 года, когда наступавшие немецкие войска закрепились на позициях у Луги и когда они еще многое воспринимали с юмором, штаб 1-й танковой дивизии разослал подчиненным частям такую стихотворную радиограмму:
Ура, ура, ура — летят соколики сюда!
Жаль не немецкие пилоты,
А коммунистов самолеты!
У того, кто знаком со статистикой воздушных побед, одержанных летчиками-истребителями полковника Траутлофта, может сложиться впечатление, что вскоре у русских на Волхове совсем не останется самолетов. Обер-фельдфебель Киттель имеет 267 побед, майор Новотны — 258, полковник Филипп — 213, капитан Рудоффер — 210, капитан Штотц — 189, обер-лейтенант Тюбен — 157, лейтенант Адамайт — 166, лейтенант Байсвенгер — 152. Это летчики, одержавшие не менее 150 побед. Общее число сбитых ими самолетов составляет 1400 единиц. Даже их командир, полковник Траутлофт, задачей которого является командование эскадрой, имеет 57 побед. Но небо вновь пестрит машинами с красными звездами на крыльях.
Траутлофт рассказывает, как ему довелось повстречаться с русскими штурмовиками Ил-2, способными выныривать из низких туч, висящих у самой земли. «Как раз падает снег. Нет никаких признаков, что вновь выглянет солнце. Но для русских штурмовиков, которых мы называем „Цементными бомбардировщиками“, это идеальная летная погода!»
Тот, кто не видел, как эти одномоторные машины с воем проносятся в вихрях снега над полевыми укрытиями, настолько низко, что солдаты непроизвольно втягивают голову в плечи, тот скептически воспринимает подобные рассуждения. Слово «штурмовик» («Schlachtflugzeug», «Убойный самолет». — Ю. Л.) приобретает двойной смысл. Осколочные бомбы разрывают в клочья людей и автомобили, а бортовые пушки и пулеметы разрубают их под прямым углом сверху вниз. Когда немецкие пехотинцы все же отваживаются защищаться своим ручным оружием, то убеждаются, насколько неэффективна их стрельба. Штурмовики имеют мощную броню. Уже в 1941 году на вооружении русских находилось свыше 5300 самолетов Ил-2.
У немцев не было столь же эффективного и мощного оружия. Они вооружали свои устаревшие полуторопланы «Hs 123» пулеметами и бомбами. Их пилоты были отчаянно смелыми парнями. Но даже таких машин у немцев было слишком мало. Их истребители бесстрашно обрушиваются на вражеские колонны и батареи, но делают это слишком редко, и потому они малоэффективны. Их пикирующие бомбардировщики являются страшным оружием. Вначале, правда, они не имеют бронированной защиты и в скорости уступают Ил-2. А когда взмывают вверх после пикирования, то теряют скорость настолько, что зависают, как воздушный шар, и становятся беззащитной целью для противовоздушной обороны противника. Поэтому пилоты «штуки» (так в обиходе назывался этот самолет. — Ю. Л.) учатся после пикирования ускользать, прижимаясь к земле на бреющем полете. Позднее «Ju 87» получат на вооружение две 37-мм бортовые пушки и от шести до восьми пулеметов. Таким образом, они станут могильщиками многих танков. Но ведь они изначально создавались как пикирующие самолеты, а не для проведения атак с бреющего полета. В противоборстве военно-воздушных сил сказывается и то, что в битве за материальные ресурсы гениальные летные и боевые показатели играют под облаками все меньшую роль.
К зиме и весенней распутице авиация Геринга оказывается также неготовой. Самолеты получают повреждения шасси, крыльев и пропеллеров из-за наледи и комков земли, поднимающихся вверх при взлете и посадке. Полевые аэродромы не имеют твердого покрытия, из-за чего самолеты переворачиваются. Немцам неведома мощь русской военной авиапромышленности. Они нежатся в лучах славы былого превосходства. Еще до визита немецкой экспертной комиссии в начале 1941 года к представителям русской авиационной промышленности главный конструктор Микоян предостерегает ее от высокомерия. Но немцы полагают, что сами все лучше знают. Однако когда они наглядно знакомятся с тем, что им показывают, то сразу же замолкают. Инженеры фирм «Даймлер», «Хеншель» и «Дорнье» готовят затем докладные записки. Геринг отмахивается от их скрупулезных описаний, называя все это советскими небылицами. Когда он слышит, что один из советских авиамоторных заводов превосходит по своей мощности производства шесть таких же предприятий в Германии, то называет эти сообщения провокацией и запрещает говорить об этом, угрожая арестом. А Гитлер из этой информации делает вывод, подтверждающий, что его партнер по пакту Сталин точит на него свой кинжал. Донесения о новых прототипах советских самолетов, однако, не производят на него никакого впечатления. Не может быть того, чего не должно быть. Неужели немцы, учившиеся в 20-х годах в Липецке вместе с русскими современной войне в воздухе, действительно больше уже не помнят о талантливой русской интеллигенции, находчивости и изобретательности советских офицеров и инженеров?
В 1941 году русские производят 15 735 самолетов, на 3000 больше немцев. Однако Эрнст Удет, главный авиаконструктор, оценивает выходные мощности русских максимально в 600 машин в месяц. Немцы чувствуют себя в полной безопасности, так как 22 июня 1941 года им удалось внезапным ударом уничтожить на аэродромах половину всех русских самолетов. Но они недооценивают количество уцелевших машин и экипажей. Немцы не занимаются определением ключевых направлений нанесения ударов и способны лишь помешать, а не воспрепятствовать переброске русских боевых кораблей и транспортных судов из Таллина в Кронштадт. Они не в состоянии перерезать «Ледовую трассу» (Дорогу жизни. — Ю. Л.), проходящую по Ладожскому озеру, хотя, по замыслам Гитлера, должны были уже стереть Ленинград в порошок. И они распыляют свои силы, в то время как русские перебрасывают на всех участках по схваченной морозом почве войска, танки и колонны тылового обеспечения.
Русские увеличивают производство самолетов, в то время как немцы вынуждены открыть для себя, что слишком слабо вели разведку. Поэтому они не смогли своевременно и безошибочно оценить подготовку Красной Армии к войне и понять, что упустили возможность уничтожить советские источники добычи топлива и их склады, а также военно-промышленные центры путем проведения стратегических воздушных операций. Тем временем их авиационные эскадры все больше удаляются на восток от собственных нефтеперерабатывающих центров.
Немцы с гордостью сообщают о каждом воздушном налете на Ленинград. Но 1500 тонн фугасных бомб, сброшенных на него с сентября по декабрь 1941 года, ничуть не больше того, что сыпется сверху на один из немецких городов только за одну ночь в последний год войны. Авиационные эскадры, которые в победном угаре были переброшены на французское побережье через несколько дней после начала войны, пришлось осенью возвращать в Россию. Геринг утешает своих подчиненных тем, что это всего лишь временная мера. Через четыре дня они вновь отправятся на побережье. Но все понимают, что он тешит иллюзиями себя и своих летчиков.
Поскольку русские при отступлении систематически уничтожали авиаремонтные заводы, то немцам приходится транспортировать многие поврежденные самолеты обратно в Германию. А там промышленность сама испытывает трудности и не готова к проведению ремонтных работ. В распоряжении немецкой авиации, уже привыкшей к победам, скоро осталась лишь половина боеготовых самолетов. В кризисные декабрьские дни 1941 года Геринг, Геббельс, Гиммлер и авиационные генералы Ешоннек и фон Рихтгофен собираются на совещание. Они приходят к выводу, что неудачи в борьбе за высшие цели надо воспринимать как «судьбоносные последствия». Ради этого народ обязан идти на жертвы. Поистине удивительный способ преодоления трудностей, который в минимальной степени увязывается с высокими целями и в громадной мере свидетельствует о недальновидности и цинизме. И нет даже никакого намека на то, чтобы их мучили сомнения. Напротив, они поступали вполне осознанно. Рихтгофен позднее умрет после черепно-мозговой операции. Остальные четверо покончат жизнь самоубийством. Это звучит как надуманная история, но тем не менее этот факт уже стал достоянием мировой истории. Когда речь заходит о США, то Гитлер пребывает в аналогичном ослеплении. Он заявляет, что американцы способны «создавать лишь холодильники». Целый ряд зарвавшихся подхалимов восторженно разделяют этот взгляд. Командование ВВС докладывает, что по ту сторону океана в 1942 году в лучшем случае будет построено 16 000 самолетов. В действительности их было произведено 48 000 единиц.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Трагедия на Неве. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда. 1941-1944"
Книги похожие на "Трагедия на Неве. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда. 1941-1944" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Хассо Стахов - Трагедия на Неве. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда. 1941-1944"
Отзывы читателей о книге "Трагедия на Неве. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда. 1941-1944", комментарии и мнения людей о произведении.