Михаил Сабинин - Сад святой Нины

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Сад святой Нины"
Описание и краткое содержание "Сад святой Нины" читать бесплатно онлайн.
Сабинин Михаил ПавловичI
(Геброн) — историк грузинской церкви, по происхождению грузин. По окончании тифлисской гимназии поступил вольнослушателем в СПб. духовную академию и получил степень кандидата за сочинение "История грузинской церкви до конца VI в." (СПб., 1877). Еще ранее, в 1871 г., он издал "Полное жизнеопи18сание святых грузинской церкви". Оба сочинения писаны по грузинским рукописным первоисточникам, почему излагают предмет с гораздо большею подробностью, чем предшествовавшие ему исследователи, напр. Иосселиани. Главный и наиболее ценный труд С.: "Древние акты грузинской церкви", извлеченные из рукописей и на грузинском языке, с русским переводом С., изданные Академией наук.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон1890—1907
"Издательство им. свт. Игнатия Ставропольского" (http://na-lazarevskom.ru/izdatelstvo-im-svt-ignatija/), "Православие и мир. Электронная библиотека" (lib.pravmir.ru).
«Князь Георгий Александрович Грузинский! В подвиге, побудившем вас принести мне хранившийся в роде вашем крест святой Нины, признав опыт особенного усердия вашего на пользу общую, я нахожу себя в обязанности сим изъявить вам мою признательность. Зная, сколь драгоценна сия святыня для Грузинского народа и желая возвращением ее дать новое доказательство моего о нем попечения, я препроводил сей крест туда для помещения его в Тифлисском главном Соборе; уверен я, по образу мыслей ваших и по таковому дара вашего употреблению, наилучшую для вас награду найдете вы в собственном сознании вашем начала вас к сему руководившего, но в ознаменование уважения моего к сему поступку вашему, посылаю вам камергерский ключ, который вы носить будете, при настоящем вашем увольнении от службы, как знак особенного моего к вам благоволения. С.-Петербург. Февраль, 16, 1802 г.»
61. К несчастью для нашего времени, вековая святыня Православной Церкви предана полному забвению. Прежде бывшая кафедра кизикских митрополитов за смертью последнего митрополита Иоанна в 1837 г. упразднена, храм лишился всех угодий, которыми пользовался целые века для поддержки гроба святой. В настоящее время бедность довела храм до унизительной крайности, и таким образом он лишился навсегда своего величия и высокого значения в среде православных, — до чего и до какого вопиющего безобразия доводят люди местную святыню.
62. По неизвестной причине экзарху Грузии Евсевию вздумалось отменить пятнадцативековое празднование Преображения Господня, столь знаменитому для Грузии, и назначить храмовым праздником день Казанской иконы Божией Матери 22 октября/4 ноября, никогда не празднуемой Грузинской Церковью и не известной этой последней.
63. Смотри об этом интересное донесение на высочайшее имя Цилканского архиепископа Иоанна — католикосу Антонию от 1 марта 1800 г., в котором обстоятельно повествуется история построения св. храма с определением границ упомянутой епархии и обязанностей самих владык цилканских.
64. Многие признают путешествие по святым местам не царевича Бакара, а царя Мириана, но все древнейшие документы умалчивают о подобном путешествии. Откуда почерпнули свое показание новейшие писатели, положительно неизвестно. Против факта принесения в Грузию царевичем Бакаром иконы Божией Матери из Палестины никто не в состоянии сказать что-нибудь, так как сама икона налицо в Цилканском храме. Царевич, путешествуя по Палестине, вероятно, делал вклады по разным святыням ее от имени своего отца, а нынешние писатели навязали Мириану небывалое путешествие по св. местам. Но пока ни один из древних памятников не говорит в пользу путешествия Мириана.
65. Моисей Хоренский. Кн. III. Гл. IV. С. 167.
66. Кухетия с городом Рустави занимала левый берег реки Куры со степями нынешнего Караяса.
67. Тухаретская крепость была расположена недалеко от правого берега реки Чорох в Шавшетии против Тбети. В настоящее время, к несчастью, она входит в состав Турции.
Глава III Первая попытка язычества уничтожить в Грузии христианство
Время царствования Бакара II не ознаменовано построением новых храмов. Из политических расчетов он женился на дочери Тиридата II — сына Рева, от которой после довольно долгого времени родился наконец у него сын, нареченный в св. крещении Мурваном.
Необыкновенный младенец подавал большие надежды отцу и Церкви. По словам летописи, он рос благодатью Божией, укрепляясь премудростью. Вскоре Мурван достиг отроческих лет; своей красотой и благоразумием он поражал всех окружающих его. Церковь вместе с отцом его радовалась и благодарила Бога, давшего им столь необыкновенного юношу.
В это время между греками и персами вспыхнула война. Император Феодосий, не уверенный в верности грузин империи, опасаясь неустойчивости со стороны греков, дабы Грузия не примкнула к Персии, потребовал от Вараз- Бакара в знак верности к себе аманатов, или заложников. Подобное требование императора жестоко оскорбило самолюбие царя, подозреваемого в неверности. Желая смыть с себя пятно подозрения, Бакар без сопротивления уступил требованию императора, хотя очень неохотно отпустил от себя единственного и горячо любимого своего сына Мурвана с прочими знатными юношами своего царства.
Юноша Мурван принят был в царские палаты весьма благосклонно и, по словам биографа, уравнен в правах с остальными членами императорской семьи. Живя в императорских палатах, юноша не оставил своих привычек и занятий, отличаясь вообще необыкновенно простой и святой жизнью. Окруженный роскошью Востока, он пожелал отправиться в Иерусалим и в одной из Иорданских пустынь принял иночество под именем Петра, живя в строгих монастырских подвигах и лишениях. После смерти Маиумского епископа евтихианствующие 68 греки, зная святость жизни Петра, против его воли выпросили знаменитого инока на Маиумскую кафедру. После долгого управления Церковью блаженный Петр скончался 2 декабря 474 года, и Церковь Иверская за великие подвиги и святую жизнь причислила его к лику своих святых. 69
Бакар, зная давнишнее желание Византии с самого начала водворения в Грузии христианства во что бы то ни стало подчинить эту последнюю своей власти, стал весьма неприязненно относиться к христианам, которым давал ясные намеки на свое нерасположение к Константинополю. Церковная иерархия, состоящая в то время большей частью исключительно из греков с верховным правителем ее во главе, служила видам и целям константинопольского двора. По ее принуждению Бакар лишился горячо любимого своего сына, испрошенного у Бога, и многих знатных юношей вместе с ним.
Как человек, весьма любящий свою родину и Церковь, он с горестью смотрел, как из-за бездетности его престолом должны были завладеть ненавистные ему потомки Рева. Чтобы избежать этого, не спрашивая уже согласия греческого духовенства и вопреки тогдашним церковным канонам, запрещавшим окончательно второй брак при жизни первой жены, он женился на другой, взяв в супруги внучку Фероза, бывшего правителя Рани. Живя таким образом с обеими женами, своим поступком царь подавал немало соблазна всем своим подданным. Но раздраженный и вместе с тем скрытный Вараз-Бакар не обращал на это никакого внимания, оправдывая свой поступок действием греческих властей и верховных правителей своей Церкви.
Брак его со второй женой был гораздо счастливее, чем с первой. От второй жены родился у него сын, по имени Парсман; вслед за Парсманом, к удивлению всех, первая жена его родила ему двух сыновей — Мирдата и Тиридата. Царь, видя хитрые проделки греков, поневоле склонился на сторону персов, имевших на него огромное влияние и по политическим расчетам оказывавших ему притворную дружбу и защиту от греков и их притязаний. По натуре трусливый и легковерный, он невольно предался гнусной и вероломной политике персидского двора. Роскошная жизнь, вторая жена и огромное влияние на него персов, врагов его Церкви и государства с их магами, окончательно затмили в нем все христианское чувство. Он сделался даже врагом Грузинской Церкви. Но эта вражда не могла высказаться ни в чем, так как вся остальная власть, дворяне и народ, по выражению летописи, были весьма тверды в христианстве, и, в случае серьезного сопротивления с его стороны, он мог лишиться престола.
Персидский двор, видя на грузинском престоле такого правителя, сделавшегося незаметно слепым и глухим орудием его политики, решился, наконец, посредством его подчинить себе всю Грузию, уничтожить в ней христианство и таким образом осуществить давнишние свои замыслы — искоренить христианство на всем Кавказском перешейке.
Заручившись поддержкой царя, хитрый и дальновидный персидский царь Сапор отрядил на Грузию и Армению огромное войско с целью подчинить себе эти царства. Вельможи грузино- армянские, узнав о предстоящей беде, немедленно окружили Вараз-Бакара с просьбой объединенными силами отразить общего врага.
Бакар не обратил на них никакого внимания, но, видя опасность, немедленно оставил Мцхет и удалился в горную Кахетию — и заперся в крепость Хидарскую, откуда издал повеление всем своим подданным немедленно скрыть св. кресты и все церковные принадлежности. 70
Персы, зная о поведении царя, беспрепятственно вошли сперва в Армению и окончательно разорили ее, затем вошли в Грузию. Карталиния и часть Кахетии сделались первой жертвой их жестокости и насилия. Христианство доведено было до крайности, и после жестоких и бесчеловечных опустошений вся почти Грузия оказалась во власти врагов. Чтобы удержать в своей власти покоренный народ, персы на расстоянии 22 верст от столицы Мцхет, на юго- востоке от него, на зубчатых скалах теплых источников основали новую крепость Кала и принудили царя к унизительному миру. По договору он снова уступил персам области Рань и Мовкань 71 возвращенные от персов его отцом, достойным Мирдатом, с обязательством платежа ежегодной дани и дозволил по всей Грузии строить беспрепятственно капища огнепоклонников и свободно исповедовать зороастрийское учение. Заключив таким образом для Грузии унизительный договор, персы вручили царю новую крепость, взяв в заложники детей Фероза, внуков св. царя Мириана, и удалились из пределов Грузии.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Сад святой Нины"
Книги похожие на "Сад святой Нины" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Михаил Сабинин - Сад святой Нины"
Отзывы читателей о книге "Сад святой Нины", комментарии и мнения людей о произведении.