С. Левицкий - Основы органического мировоззрения

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Основы органического мировоззрения"
Описание и краткое содержание "Основы органического мировоззрения" читать бесплатно онлайн.
С. А. Левицкий. Свобода и ответственность: «Основы органического мировоззрения» и статьи о солидаризме / Составление, вступительная статья и комментарии В.В. Сапова. — Москва, Посев. 2003. - С. 26-264.
94
Цитата из трактата Дунса Скота «Об основах вещей» (De rerum princ. 9, 2, qu. 12).
95
См.: Фрейд 3. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Тбилиси, 1991, кн. 1, с. 139-192: По ту сторону принципа наслаждения.
96
Цитата из «Материи и памяти» А. Бергсона.
97
Согласно определению П.А. Сорокина, «ближайшими средствами раздражения, исходящими от человека к человеку, являются поступки или акты поведения людей». Все поведенческие акты он разделяет на три категории: акты делания, акты неделания и акты воздержания (или терпения). «Под проводниками взаимодействия, — пишет он далее, — я разумею все те средства, благодаря которым раздражение, исходящее от одних индивидов, передается и доходит до других» (Сорокин П.А. Система социологии. М., 1993, т. 1, с. 164, 180).
98
Имеется в виду логико-смысловой метод познания, сущность которого, по словам П.А. Сорокина, «состоит в нахождении основного принципа ("основания"), который пронизывает все компоненты, придает смысл и значение каждому из них и тем самым из хаоса разрозненных фрагментов создает космос» (Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000, с. 34).
99
Социологический реализм состоит в признании общества некоей онтологической сущностью, а не просто совокупностью составляющих его индивидов, на чем настаивают сторонники социологического номинализма.
100
Tonnies F. Gemeinschaft und Gesellschaft. Leipzig, 1887. Известная книга Тенниса до сих пор не переведена на русский язык; с его социально-философскими взглядами можно ознакомиться по статье П.Б. Струве «Фердинанд Теннис (1855-1936). К оценке его социально-философского и социологического творчества» (Струве П.Б. Избранные сочинения. М., 1999, с. 424-441).
101
См.: Франк СП. Духовные основы общества. М., 1992, с. 13-146.
102
Религия, согласно Э. Дюркгейму, обязана своим происхождением только обществу. См.: Durkheim E. Les formes elementaires de la vie religieuse. Paris, 1912 [Элементарные формы религиозной жизни]. Поскольку эта работа Дюркгейма за исключением небольших фрагментов на русский язык не переводилась, сохраняет свое значение статья П.А. Сорокина «Эмиль Дюркгейм о религии» (Новые идеи в социологии. Сб. 4. СПб., 1914, с. 58-83; перепечатана: Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени. М.-СПб., 1999, с. 226-238)
103
«Касание (точнее: соприкосновение) мирам иным» — центральная идея поучений старца Зосимы из романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», один из разделов которых называется «О молитве, о любви и о соприкосновении мирам иным». «Многое на земле от нас скрыто, но взамен того даровано нам тайное сокровенное ощущение живой связи нашей с миром иным, с миром горним и высшим, да и корни наших мыслей и чувств не здесь, а в мирах иных...» (Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. СПб., 1895, т. 12, с. 381).
104
Ин. 3:8.
105
Цитата из работы Шелера «Положение человека в космосе»: «Человек — это тот, кто может сказать "нет", аскет жизни, вечный протестант против всякой только действительности» (Шелер М. Избранные произведения. М, 1994, с. 164).
106
См. прим. 5.
107
Паскаль Б. Мысли. М., 1995, с. 269 (фрагмент 688 по нумерации Л. Лафюма; 323 — по нумерации Л. Брюнсвига).
108
Цитата из «Размышления относительно учения о едином всеобщем духе». См.: Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4-х т. М., 1982, т. 1, с. 368. 110 О С.А. Аскольдове-Алексееве см.: Левицкий С.А. Очерки по истории русской флософии. М., 1996, с. 236-240. Две основные книги С.А. Аскольдова — «Мысль и действительность» (М., 1914), «Сознание как целое. Психологическое понятие личности» (М., 1918).
109
Цитата из «Размышления относительно учения о едином всеобщем духе». См.: Лейбниц Г.В. Сочинения. В 4-х т. М., 1982, т. 1, с. 368. 110 О С.А. Аскольдове-Алексееве см.: Левицкий С.А. Очерки по истории русской флософии. М., 1996, с. 236-240. Две основные книги С.А. Аскольдова — «Мысль и действительность» (М., 1914), «Сознание как целое. Психологическое понятие личности» (М., 1918).
110
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt — образ, целое, фигура) — направление в психологии XX в., исходившее из признания целостности и качественного своеобразия каждого психического процесса в противовес ассоциативной психологии, клавшей в основу психической жизни соединение отдельных элементов психики. Основные представители гештальтпсихологии: Макс Вертхеймер (1880-1944), Вольфганг Кёлер (1887-1967), Курт Коффка (1886-1941), Курт Левин (1890-1947). Подробнее см.: Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974, с. 207-218.
111
Пласты (или слои) бытия — термины Н. Гартмана, который разработал учение о структуре бытия, состоящего из четырех слоев: неорганического, органического, душевного и духовного. Каждый из высших слоев коренится в низшем, но полностью им не определяется. Подробнее см.: Горнштейн Т.Н. Философия Н. Гартмана. Л., 1969.
112
См. прим. 77.
113
См. прим. 109.
114
Цитата из книги Кьеркегора «Страх и трепет»: «Либо существует парадокс, согласно которому единичный индивид в качестве единичного стоит в абсолютном отношении к абсолюту, либо Авраам погиб» (Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993, с. 109; см. также с. 55, 60).
115
См.: Adler A. Menschenkenntnis. Leipzig, 1927; Левицкий С.А. Трагедия свободы. М., 1995, с. 173-174.
116
См. прим. 96.
117
Этот своеобразный парадокс впервые сформулирован Н.А. Бердяевым в книге «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии» (1938): «С экзистенциальной точки зрения общество есть часть личности...» (Бердяев Н.А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995, с. 15). См. также: Сапов В.В. Апофатическая социология Н.А. Бердяева // Очерки по истории теоретической социологии XIX - нач. XX в. М., 1994, с. 207-212.
118
См. прим. 101.
119
Культурно-исторические типы — совокупности характерных элементов духовной и материальной жизни этноса, проявляющиеся в религии, социально-экономических и политических отношениях. Концепцию культурно-исторических типов впервые сформулировал Н.Я. Данилевский. Подробнее см. статью С.Н. Пушкина «Культурно-исторические типы» в словаре «Русская философия» (М., 1995, с. 249-250).
120
О «хитрости разума» Гегель писал в «Философии истории» и «Энциклопедии философских наук». «Можно назвать хитростью разума то, что он заставляет действовать для себя страсти, причем то, что осуществляется при их посредстве, терпит ущерб и вред...» (Гегель. Сочинения. М.-Л., 1935, т. 8, с. 32). См. также: Гегель. Энциклопедия философских наук. М., 1974, т. 1, с. 397-398.
121
в древнегреческой мифологии Хронос — сын Урана (неба) и Геи (земли), свергший своего отца и воцарившийся над миром; при нем наступил Золотой век. Из страха, что кто-нибудь из его детей свергнет его так же, как он сверг Урана, Хронос проглатывал своих детей, рожденных ему Геей (приходившейся ему одновременно и сестрой). Последнего своего ребенка — Зевса — Гея родила на Крите и скрыла там в глубокой пещере, а Хроносу дала проглотить камень. Выросший Зевс сверг своего отца и освободил из его чрева своих сестер и братьев. В римской мифологии Хроносу соответствует Сатурн. Тема безжалостного Времени, пожирающего своих детей, неоднократно служила сюжетом произведений литературы и искусства.
122
См.: Плотин. Эннеады. Киев, 1995, с. 91-112 (III, 7: «О времени и вечности».
123
«Тимей», 37d (Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1994, т. 3, с. 439-440).
124
См. прим. 32.
125
Четырехмерное пространство Минковского объединяет трехмерное физическое пространство и время; введено немецким математиком и физиком Германом Минковским в 1907-1908 гг. для геометрической интерпретации специальной теории относительности.
126
Цитата из стихотворения Г.Р. Державина «На смерть князя Мещерского»:
Глагол времен! Металла звон!
Твой страшный глас меня смущает;
Смерть, трепет естества и страх!
Мы гордость, с бедностью совместна;
Сегодня Бог, а завтра прах;
Сегодня льстит надежда лестна,
А завтра: где ты, человек?
Едва часы протечь успели
Хаоса в бездну улетели,
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы органического мировоззрения"
Книги похожие на "Основы органического мировоззрения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "С. Левицкий - Основы органического мировоззрения"
Отзывы читателей о книге "Основы органического мировоззрения", комментарии и мнения людей о произведении.