Гарри Гордон - Обратная перспектива

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Обратная перспектива"
Описание и краткое содержание "Обратная перспектива" читать бесплатно онлайн.
Роман «Обратная перспектива» — четвёртая книга одарённого, глубокого художника, поэта и прозаика Гарри Гордона, автора романа «Поздно. Темно. Далеко», книги стихов «Птичьи права» и сборника прозы «Пастух своих коров». Во всех его произведениях, будь то картины, стихи, романы или рассказы, прослеживается удивительная мужская нежность к Божьему миру. О чём бы Гордон ни писал, он всегда объясняется в любви.
В «Обратной перспективе» нет ни острого сюжета, ни захватывающих событий. В неторопливом течении повествования герои озираются в поисках своего места во времени и пространстве. Автор не утомляет читателя ни сложными фразами, ни занудными рассуждениями — он лёгок и доступен, остроумен, ироничен, но лёгкость эта обманчива, ибо за нею, точнее под нею таится глубокий смысл, там совершается драма грустной человеческой жизни и таинство её перехода в мир иной.
— Ничего себе! — задохнулся Паша.
— Ну, я же их не покупал…
— И ты, Дмитрич, после этого в гости к ней собрался? Она ж мастера опустила!
— Конечно, поеду. Я ей не папа, чтобы воспитывать. Давай лучше выпьем. У меня, Пашечка, две альтернативы, как говорит Лелеев. Снежана в Одессу выпихивает, а мне зубы нужны, сам видишь, позарез. Бабок нет ни на то, ни на другое, но с этими — он кивнул на конверт, — можно хотя бы ввязаться, а там — Бог пошлёт…
У Надежды в большой гостиной был полумрак, горели свечи. Застолья не было, а был, в духе времени, фуршет.
На одном столике стояли бокалы с белым и красным вином, несколько сортов водки в графинах. На другом — закуски: красная икра в половинке яйца, маслины, проткнутые зубочистками, бутерброды с сёмгой и колбасой.
Покачивались по залу фигуры, человек двенадцать, Плющ с трудом опознал в полумраке двух или трёх знакомых. Снежана забилась в угол, посверкивая оттуда цыганским глазом.
— Что ты сидишь, как Врубель в сирени, — с досадой сказал Плющ, — общайся, давай.
Он вспомнил салоны середины восьмидесятых, их было несколько на Москве, — хозяйки, негласные сотрудницы КГБ, вытаскивали на свет интересных людей. Сходство усилилось до дежавю, когда на пол уселась женщина в свитере и запела тихим голосом что-то этническое, печальное. Парень в джинсах подыгрывал ей на банджо…
«Как медленно расходятся круги хороших намерений, — подумал Плющ, — за двадцать лет — сто пятьдесят километров…»
И всё-таки затхлая эта духовность была ему милей сквозняков с Брайтон-Бич.
— А скажите, Надежда, — вспомнил Плющ, — где же принцесса, ваша дочка?
— Она в Москве, Константин Дмитриевич, в колледже, на дизайнера…
— Дизайн? Ого! Интерьер?
— Да нет, — смутилась Надежда. — Дизайн головы. Визажизм.
— Здорово, — оценил Плющ. — Я знал, что она талантливая…
— Да уж, — вздохнула Надежда и ослепительно улыбнулась. — Простите… У меня гость неохваченный.
У стены в кресле сидел грузный человек, с лицом настолько семитским, словно над этим трудились особо и получилось хорошо. Он помалкивал, казалось, с вежливым интересом слушал и наблюдал.
— Скажите, Михаил Семёнович, — обратилась к нему хозяйка, — правда ли, что у вас в Израиле существует регион, где зимуют наши журавли?
— Наши журавли, — поправил Михаил Семёнович и так глянул на Надежду, что стало очевидно — гость пьян глубоко и безвозвратно.
— А скажите, — чирикнула лёгкая гостья, — зяблики тоже у вас зимуют?
— Зяблик — мудак, — изрёк Михаил Семёнович и замолчал окончательно.
На пороге появился священник, и хозяйка радостно его приветствовала.
Крепкий, лет пятидесяти, он, если б не борода, походил на простого советского человека, майора в отставке, коменданта общежития или начальника отдела кадров. Внешность обманывала — отец Владимир был из художников.
Первым, прищурившись, отец Владимир разглядел Плюща — самого маленького и неприкаянного.
— Что-то, Константин Дмитриевич, давно я тебя не видел, — священник сжал ему плечо тяжёлой рукой. — Зашёл бы в храм, потолковать.
Плющ махнул рюмку водки, артистически поклонился:
— Да я бы зашёл, только боюсь — ты меня, батя, охмурять станешь. А у меня бабушка староверка была. Я, в случае чего, в католики подамся, там хоть сидеть можно.
— Тебя охмуришь, как же… Где сядешь, там и слезешь. А староверы — тоже люди, — отец Владимир вздохнул. — Все мы скоро окажемся староверами. — Он огляделся, — что здесь наливают? Давай, Константин, отойдём. Дело есть.
Надежда, одним ухом контролирующая ситуацию, успокоилась и шарадами отогнала гостей в сторону.
— Нила Столобенского можешь вырезать? Сантиметров семьдесят высотой. Благотворительно!
— Отец Владимир, — напрягся Плющ, — с благотворительностью тоже надо разобраться. Кому, как не тебе, знать, что художнику тоже помогать надо.
— Нет, почему же, — невпопад встряла Надежда, — каждый имеет право на спасение души.
Плющ неприязненно глянул на Надежду, перевёл взгляд на затенённую стену — угадывались на ней две маленькие обнажёнки работы Плюща, Константина Дмитриевича, подаренные им некогда шахматному клубу.
— Так у меня, батя, один этюд стоит тысячу баксов!
— Ну и продавай.
— Так никто ж не покупает, — засмеялся Плющ. — Ладно. В конце концов, работа стоит столько, сколько за неё дают. А что до Нила, давай благотворительность поделим — половина моя, половина твоя.
— Не стяжай! — грозно предупредил отец Владимир.
— Только бабки вперёд. Аванс, хотя бы.
— Губитель, — проворчал священник и полез под рясу, в брючный карман. Он порылся в тощем бумажнике.
— Вот тебе сто баксов.
— Да мне это на один зуб, — развеселился Плющ. — Буквально.
— А ты не роскошествуй. Вставь деревянный. Чем ты хуже древних…
Батюшка обнял Плюща за плечи и сказал тихо и серьёзно:
— Зубы потом. Съездил бы ты, Костя, на родину, погрелся. Там, небось, ещё тепло. Продышись. А здесь — снег скоро выпадет. Покрова на носу. А Нила сделаешь, как вернёшься. Договорились? — он медленно перекрестил смущённого Плюща. — Благословляю.
В салоне тихо ворковали что-то про пиксели и гигабайты. Снежана подошла, взяла Плюща за локоть.
— Может, тихо слиняем?
Плющ медленно покружил вокруг столика, выпил рюмку, но покоя не было. И когда речь зашла о фьючерсах, он решительно шепнул Снежане:
— Сваливаем.
И тихонько пошёл к выходу.
Дома Плющ не находил себе места, не знал что делать: то ли пить дальше и слушать уговоры Снежаны — про Одессу, то ли заснуть, и — утро вечера мудренее.
Всё решил Лелеев, ворвался с белыми глазами, но не от пьянства, а от возбуждения и решимости.
— Дмитрич, — сказал он, не глядя нащупывая стол бутылкой водки.
— У тебя есть этюд, самый завалящий?
— У Константина Дмитриевича не бывает завалящих этюдов, — нахмурилась Снежана.
— Да подожди ты, — отмахнулся Лелеев, — дело серьёзное.
— А у меня, Лелеев, все завалящие, — усмехнулся Плющ, — а что?
— Очень нужно. Мне срочно нужен подарок.
Лелеев достал из кармана триста долларов.
— Отрежь на эту сумму. Говорят, ты в Одессу собрался?
— Какой же ты, Лелеев, дуролом, — умилилась Снежана, — дай, я тебя поцелую.
— Да я хотел… зубы, — пробормотал Плющ, чувствуя, что сдаётся.
— В жопу зубы! — заорал Лелеев. — Наливай!
— Нет, что происходит, — начал Плющ, когда они уселись за столом, как следует, под закуску, — поезжай, говорят, на родину. А родина, Лелеев, это когда тебя выпихивают. Это место, где тебе нет места. — Плющ рассмеялся. — Видишь, развеселился на старости лет, хоть сейчас в клуб, падла, весёлых и находчивых.
Лелеев с серьёзным лицом переждал это лирическое отступление.
— Да кто выпихивал? — спросил он. — Инородцы? Жиды? Черножопые?
— Свои же и выпихивают. Они твою родину больше тебя любят, а ты ещё и виноват. А единственное, что я имею в Одессе — так это дом в Кимрах. А теперь ещё и вы. Тоже выпихиваете. Выходит, родина здесь. А что, классно: летом здесь Левитан, зимой — Саврасов.
Внезапно лицо его погасло, как тусклая лампочка в привокзальном туалете:
— Как же я поеду, Снежаночка, без тебя?
— Вы же знаете, Константин Дмитриевич, меня уволят, если я сейчас уеду. И так… Я подумала, может тебе захочется побыть одному, походить, повспоминать…
— Очень хочется, — простодушно сказал Плющ.
— Ну вот, а я в конце вырвусь на несколько дней, заберу тебя. А жить будешь у Коренюка в мастерской.
— Откуда ты знаешь?
— Так я созвонилась. Одесса тебя ждёт, Константин Дмитриевич, — Снежана победоносно выпила рюмку.
— И не сказала?
— Я же вас боюсь.
Догадавшись, что его решимость ехать бесповоротна, Плющ стал капризничать:
— Только никаких самолётов. Просто, не люблю, когда меня перевозят. Сидишь, как горошина в стручке. И курить нельзя.
Он встал, прошёлся по кухне, потом нырнул в мастерскую и вышел с любимой трубкой и табаком. Трубку он курил в минуты особого самоуважения.
— Пересох табак, зараза. Надо чаще пользоваться. В конце концов, пора выгулять белые штаны. Ты знаешь, Лелеев, какие у меня штаны? Очень даже хорошие. Представляешь, тонкая фланель, английская.
— Сроду не видел, — глупо сказал Лелеев.
— И не увидишь. Как я могу их здесь носить! В Кимрах белые штаны выглядят вызывающе, как лимузин. А в Одессе — это будет символ моей успешности.
— Успешности! — с досадой сказала Снежана. — Они от вас выставки ждут. Даже название уже придумали: «Возвращение».
— Вот суки. Да вы погодите, может, ещё билетов не будет. В Одессе всегда проблема с билетами. А в общем вагоне я не поеду.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Обратная перспектива"
Книги похожие на "Обратная перспектива" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Гарри Гордон - Обратная перспектива"
Отзывы читателей о книге "Обратная перспектива", комментарии и мнения людей о произведении.