Изабелла Нефедова - Максим Горький (Биография писателя)
Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "Максим Горький (Биография писателя)"
Описание и краткое содержание "Максим Горький (Биография писателя)" читать бесплатно онлайн.
Умный и беспощадный в своих поисках правды, Егор Булычов перед смертью осудил и мир, по законам которого он жил, и себя за подчинение этим законам. Василий Достигаев тоже умен, но его ум - это смекалка стяжателя, который и не задумывается над большими вопросами бытия ("Верю в бога, но предпочитаю коньяк"). Если Булычов - пусть с сомнением - задумывается над тем, что "вдруг" рабочие сумеют управлять государством, то Достигаев об этом не допускает и мысли. Может, на какое-то время - но только на время! - они и окажутся у власти, но потом все будет по-старому, и его задача выждать, уцелеть, а затем снова стать хозяином положения. Он энергичен, "ловок и на язык, и на руку". Если рабочие захватят власть, полагает Достигаев, то те из капиталистов, "которые поумнее", все же "спасутся", а потом: "...если ножку им (рабочим. - И.Н.) подставить на крутом-то пути... на неведомой дороге?". Недаром в беседе с ленинградскими артистами Горький сказал о дальнейшем жизненном пути Достигаева: "При нэпе - опять в седла!"
Достигаев хитер и опасен. Он ловко отмежевывается от тех, кто готовил вооруженное нападение на Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, да и в прошлом о нем "скандального... не слыхать было".
Следом за "Булычовым" и "Достигаевым" Горький думает написать еще пьесы, где бы центральными героями были большевик Рябинин и прислуга Булычова Глафира, но осуществить этого замысла не успел.
Второй вариант "Вассы Железновой" (1935) является, по существу, новой пьесой (из текста 1910 года осталось лишь несколько строк). Центральный ее конфликт - столкновение Вассы, умной и энергичной хозяйки "миллионного дела", и революционерки Рашели, столкновение старого и нового мира.
"Поле битвы" в пьесе - материнское чувство. С одной стороны капиталистка Васса Железнова, чье чувство матери отравлено собственническим миром, изуродовано стремлением отстоять старое общество. С другой - Рашель, определяющим в характере которой - и в материнском чувстве - является служение революции.
Как человек Васса-вторая крупнее и незауряднее первой. У нее и дело стало крупнее - вместо тысячного (в 1910 году) - миллионное. Васса Железнова энергична, умна, деловита. Когда она работает с дочерью в саду, лицо у нее "доброе, ласковое".
Но тем глубже драматизм положения, разлад между душевными силами героини и ее реальными делами. Не поверив Рашели, Васса тем не менее осознает свое внутреннее бессилие перед ней и потому выдает Рашель жандармам. Низость этого поступка как выражение несостоятельности своего класса понимает и сама Васса.
Ее порой, как и Егора Булычова, берет сомнение в справедливости буржуазного мироустройства: "Люди такие живут, что против их - неистовства хочется". Недаром она говорит, что отдала бы делу революционерки Рашели все свое богатство, весь свой ум и смекалку, если бы поверила ее правде. Но поверить делу революции Васса не может: признать, подобно Булычову, что она всю жизнь прожила "не на той улице", признать, что ее ум, смекалка, энергия принесены в жертву ложному кумиру, ей не по силам.
Если "Булычов", "Достигаев", вторая "Васса Железнова" изображали с современных позиций прошлое - хотя и не столь еще далекое, - то в пьесе "Сомов и другие", "пьесе о кулаке" Горький-драматург и тематически обратился к современности.
В конце 20-х годов обнаружилось, что некоторая часть интеллигенции, внутренне не принявшая Советской власти, всячески вредила социалистическому строю, хозяйству страны, участвовала в антисоветских организациях и заговорах, надеялась на реставрацию капитализма, иностранную интервенцию. Пьеса "Сомов и другие" и была связана с этими событиями. Она отразила также впечатления писателя от грандиозного размаха строительства социализма. Новый строй стал уже настолько прочным, что его затаившиеся враги главную надежду возлагают на вмешательство извне - интервенцию.
Пьеса убедительно показывала душевную ущербность, политический и моральный крах людей, вставших на путь вредительства. Сомовым и его сообщниками движет индивидуализм, стремление стать "победителями", "героями", ненависть к "толпе", простому народу, пролетариату. Человек, по его словам, "из племени победителей", "героев", Сомов надменно заявляет: "Власть не по силам слесарям, малярам, ткачам, ее должны взять ученые, инженеры. Жизнь требует не маляров, а героев". Но Сомов не герой, а рабочие, как показывает жизнь, умеют и управлять и хозяйничать.
На первом плане в "Сомове" затаившиеся враги нового мира. Строителям социалистического общества места отведено немного, но читатель, зритель постоянно чувствует их могучую вдохновляющую силу, огромную энергию, энтузиазм, жажду знаний. "Недавно одного кулаки подстрелили, в правую сторону груди насквозь, - рассказывает директор завода Терентьев. - В больницу его без сознания привезли, а пришел в себя - первое слово: "Долго хворать буду?" Он, видите, к приему на рабфак боится опоздать - вот в чем штука! Молодежь у нас отличной продукции". Недаром Сомов говорит: "Против нас - масса, и не надо закрывать глаза на то, что ее классовое чутье растет".
Оконченную в 1931 году пьесу автор не опубликовал: видимо, не был уверен, что достаточно хорошо знает жизненный материал, на котором написан "Сомов". По этой же причине, возможно, не были написаны "книга о "Красном командире" и "пьеса о кулаке".
Обращение Горького к "деревенской теме" свидетельствовало об органической связи с жизнью советской страны. Коллективизация сельского хозяйства, создание колхозов, происходившее в жестокой классовой борьбе, бешеное сопротивление деревенской буржуазии - кулачества социалистическому укладу деревенской жизни были в центре внимания всего народа, постоянно обсуждались на страницах газет, в художественной литературе. Лучшим произведением о коллективизации стал роман М.Шолохова "Поднятая целина" (1932).
Замысел горьковской "пьесы о кулаке", таким образом, был исключительно актуальным для того времени. В сохранившихся заметках и набросках к пьесе их более 50 - виден отклик писателя на развертывающиеся в стране события. Так, слова одного из персонажей: "Я - конченный. Начал против всей советской власти, против главного ее... а спустился до войны с ребенком", - по всей вероятности связаны с убийством кулаками пионера Павлика Морозова в 1932 году.
5
На тихой Малой Никитской - ныне улица Качалова - в центре Москвы стоит красивый двухэтажный особняк (архитектор Ф.О.Шехтель). Он считается одной из лучших московских (да и вообще в России) построек в стиле модерн, модном в начале XX века. Красиво и внутреннее убранство, особенно ведущая на второй этаж широкая лестница.
Здесь в первом этаже и поселился, вернувшись из-за границы, Горький. Во втором этаже жил Максим с семьей. Хозяйство в доме вела Олимпиада Дмитриевна Черткова. Имея медицинское образование, она самоотверженно ухаживала за больным Горьким, умела принять необходимые меры до прихода врачей. На ней лежали заботы по соблюдению режима в доме, столь необходимого писателю.
Постоянно бывал на Малой Никитской, помогал Горькому Иван Павлович Ладыжников, в прошлом революционер-подпольщик, член первого нижегородского комитета РСДРП, арестовывавшийся по делу сормовской партийной организации. Тесно связанный с писателем по издательским делам, он после смерти Горького много сделал в организации архива писателя.
Парадного, "нелепого", по его словам, особняка на Малой Никитской, принадлежавшего в прошлом миллионеру Рябушинскому, Горький не любил и не выбирал его - дом был предоставлен писателю Моссоветом. Но местоположение в центре города (к тому же на тихой улице), вместительность, удобное расположение комнат вполне устраивало Алексея Максимовича. Нравился и сад возле дома, в котором часто гулял и работал Горький (садовые инструменты и сейчас лежат на подоконнике в кабинете писателя).
Теперь здесь музей-квартира Горького. Все сохранено в том виде, как было при жизни писателя. Большая заслуга в этом принадлежит Надежде Алексеевне Пешковой, жене Максима (1901-1971).
Кабинет писателя... Большой рабочий стол без тумб и ящиков, специально сделанный немного выше обычного (из-за больных легких такой стол был ему удобнее).
На столе рукопись, отточенные карандаши, ручка с пером, чернильница, очки. С возрастом Горький стал дальнозорок и при чтении и письме пользовался очками. За этим столом ежедневно он писал, читал письма, присланные ему рукописи.
В огромной работе помогал писателю секретарь П.П.Крючков. В секретарской комнате разбиралась огромная горьковская корреспонденция, велись телефонные разговоры.
С утра до обеда писатель работал над своими произведениями, с обеда до ужина занимался редакционной работой и перепиской, вечером происходили встречи и беседы, а после них Горький читал, нередко далеко за полночь.
Перед вечерним чаем гулял с внучками*.
______________
* Внучка Горького Марфа теперь научный сотрудник музея, хранитель библиотеки писателя; Дарья Пешкова - актриса Московского театра им. Евг.Вахтангова.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Максим Горький (Биография писателя)"
Книги похожие на "Максим Горький (Биография писателя)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Изабелла Нефедова - Максим Горький (Биография писателя)"
Отзывы читателей о книге "Максим Горький (Биография писателя)", комментарии и мнения людей о произведении.