А. Колесниченко - ПРИКЛАДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "ПРИКЛАДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА"
Описание и краткое содержание "ПРИКЛАДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА" читать бесплатно онлайн.
В пособии изложена технология журналистской работы. Рассмотрены такие ее аспекты, как выявление новости, поиск темы, сбор информации. Представлена методика написания статей в жанрах, наиболее часто используемых в современной прессе (новостная заметка, репортаж, интервью, фиче, ньюс-фиче, портрет, комментарий, аналитическая статья). Даны рекомендации по работе над отдельными элементами статей (заголовок, лид, концовка), по построению карьеры в СМИ и по управлению редакцией.
Для студентов, обучающихся по специальностям «Журналистика» и «Связи с общественностью», а также для журналистов и редакторов печатных СМИ.
Различается подход к темам и в ежедневных и еженедельных изданиях. Для ежедневных газет информационными поводами большинства материалов являются анонсы событий и сообщения информагентств. Текст же представляет собой углубление (выяснение подробностей) или расширение (вписывание в контекст) данной информации. Общественно-политические ежедневные издания обычно стремятся представить максимально широкую картину дня и поэтому реагируют на все более или менее значимые сообщения. У еженедельников подход к новостям другой. Они если и реагируют на них, то отбирают наиболее важное из случившегося за неделю, причем не для того, чтобы просто сообщить о событии, как ежедневные газеты, а чтобы упорядочить картину недели. Однако новости в еженедельниках занимают лишь малую часть объема. В основном же журналисты этих изданий либо занимаются поиском своих эксклюзивных тем (благо, на это у них есть больше времени, чем у журналистов ежедневных газет), либо развивают уже известную тему. Обычно развитие темы заключается в выяснении подробностей, упущенных журналистами ежедневных изданий, в более глубоком анализе, чем могут себе позволить ежедневные газеты, и в рассмотрении побочных аспектов события и сюжетных линий, на что у журналистов ежедневных изданий не хватает ни времени, ни площади.
При размещении материалов в издании различают композиционные модели «рельсы», «волна» и «пальто». При модели «рельсы» все тексты номера имеют примерно одинаковый размер. Обычно эта модель используется в специализированных изданиях, где подобное однообразие формы не является существенным недостатком.
Модель «волна» - чередование крупных и мелких текстов - наиболее распространена, так как учитывает особенности восприятия информации человеком. Чередование необходимо, так как после нагрузки должно следовать расслабление, после крупного текста, который объективно воспринимается читателями как сложный, должен идти маленький и легкий. Тем более что далеко не все темы требуют написания больших текстов.
При модели «пальто» в издании существует какой-либо один текст, значительно превышающий по объему другие материалы номера. Обычно такой текст идет под фирменной рубрикой издания (тема номера, специальный репортаж) и анонсируется на первой полосе. Остальные материалы номера как бы группируются вокруг этого большого текста.
Для изданий большого объема допустима ситуация, когда различные части издания делаются по различным моделям, например, специализированное приложение - по модели «рельсы», основная часть издания - по модели «волна», а фирменная рубрика - по модели «пальто».
И некоторые замечания о размерах текстов. Во-первых, следует упомянуть о «критическом» размере в 60 машинописных строк или 4,5 тыс. знаков с пробелами. Это размер, при достижении которого тексты начинают восприниматься большинством читателей как сложные. В результате такие тексты многие люди попросту не начинают читать, боясь, что их чтение займет много сил и времени. Поэтому в издании, рассчитанном на широкий круг читателей, рекомендуется этот размер не превышать.
Во-вторых, некоторые медиаисследователи рекомендуют вообще избегать текстов среднего размера (60-120 строк). Дело в том, что маленькие заметки (20-60 строк) будут прочитаны большинством читателей, так как они воспринимаются как легкие и ненавязчивые. Крупные тексты (более 120 строк) в свою очередь воспринимаются как основательные, содержащие всю полноту информации по теме. Поэтому их прочитают те читатели, которые интересуются темой. Тексты же среднего размера отталкивают одних читателей потому, что кажутся им чрезмерно сложными по сравнению с маленькими заметками, а других потому, что кажутся им неполными, а значит, не заслуживающими внимания.
При методе импровизации решение о содержательном наполнении издания принимается с опорой исключительно на интуицию и профессиональный опыт. Метод рубрицирования предусматривает наличие у издания жесткого рубрикатора -матрицы, в которую упаковывается содержание каждого номера. Метод комплексного планирования - это установка пропорций для основных показателей содержания. Эти показатели - иерархия тематических направлений, локальность материалов, их авторство, герои, модальность, адресные публикации, особенности языка издания и классификация типов текстов в зависимости от стилей творчества. Обязательные темы должны присутствовать в издании, чтобы оно соответствовало принятым для данного типа изданий стандартам качества; желательные темы входят в сферу интересов аудитории издания, однако не являются определяющими при его выборе. Общие темы - те, которые есть у всех изданий данного профиля, особенные - визитная карточка издания. Оперативные темы - реакция на событие, долгосрочные - заранее запланированные материалы. Информационными поводами в ежедневных изданиях являются анонсированные события и сообщения информагентств, в еженедельниках - собственные расследования и развитие уже известных тем за счет дополнительного анализа, подробностей и побочных аспектов. При модели «рельсы» все тексты номера имеют примерно одинаковый размер, при модели «волна» чередуются крупные и мелкие тексты, при модели «пальто» в издании существует какой-либо один текст, значительно превышающий по объему другие материалы номера, которые вокруг этого большого текста группируются. «Критический» размер, после которого резко снижается читаемость текстов, составляет 60 машинописных строк или 4,5 тыс. знаков с пробелами.
Заключение
Теперь Вы знаете множество приемов работы журналиста. Возможно, гораздо больше, чем знают Ваши нынешние начальники. Но знать - не значит уметь. Поэтому теперь Ваша задача - отработать эти приемы так же, как профессиональный спортсмен отрабатывает технику своего вида спорта. Эти приемы должны войти в Ваше подсознание, чтобы уже во время сбора информации Вы видели структурные элементы Вашей будущей статьи - факты, сцены, цитаты. Чтобы в момент написания статьи Вы могли не только погрузиться в нее, но и видеть ее со стороны редакторским взглядом. И чтобы материалы своих коллег Вы воспринимали тем взглядом, который Рой Питер Кларк называет «рентгеновским чтением» (X-Ray Reading), замечая, как был написан текст, как он редактировался, какие решения были найдены удачно, а какие - нет.
А после того, как Вы в совершенстве овладеете всем арсеналом разработанных другими приемов, Вы сможете на их базе создавать свои собственные. Это та ступень, которая называется высшим мастерством, когда человек умеет что-то делать так, как это не сделает никто другой. Этому мастерству невозможно научиться по книгам, но хорошая книга может стать фундаментом здания, стены которого - это Ваше упорство, а крыша -Ваш талант, которым Вы, несомненно обладаете. Буду рад, если эта книга окажется полезной в Вашей карьере. А если у Вас появятся замечания и предложения, прошу присылать их на адрес [email protected] Вместе мы подготовим второе издание этой книги. Ведь предела совершенству не существует.
Искренне Ваш
Александр Колесниченко
Литература
ГайдамаковаБ.Д. Основы редактирования телепередач. М.: ИПК, 2001.
Гаспарян В.В. Работа радиожурналиста. Технология творчества. М.: ИПК, 2000.
Голуб И. Б. Конспект лекций по литературному редактированию. М.: Айрис-пресс,
2004.
Дзялошинский И.М. Редакционная политика как фактор успешной деятельности СМИ. М.: СРПП, 2000.
ДмитриевЛ.А. Искусство драмы. М.: ИПК, 1996.
Дмитриев Л.А. Искусство информации. М.: ИПК, 1996.
Дмитриев Л.А. Искусство публицистики. М.: ИПК, 2000.
Дмитриев Л.А. Парадоксы художественного образа. М.: ИПК, 2002.
Дмитриев Л.А. Рынок искусств и искусство рынка. М.: ИПК, 2004.
Дмитриев Л.А. Законы творчества. М.: ИПК, 2006.
Кузнецов М. А., Цыкунов И.В. Практическая психология PR и журналистики. М.: РИП-холдинг, 2005.
Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс,
2004.
Лащук О.Р. Редактирование информационных сообщений. М.: Аспект Пресс, 2004. Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
Литвак М.Е. Командовать или подчиняться? Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
ЛукинаМ.М. Технология интервью. М.: Аспект Пресс, 2003.
Митта А.Н. Кино между раем и адом. М: Зебра, 2007.
Муравьева Н.В. Коммуникативные стратегии журналиста: что такое «непонятный» текст, и как его сделать «понятным». М.: ИнГук, 1998.
Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М.: Изд-во Моск. ун-та,2002.
Репкова Т. Новое время: как издавать профессиональную газету в демократическом обществе. М.: ГИПП, 2001.
Самарцев О.Р. Творческая деятельность журналиста. М.: Академический проект,
2007.
Тертычный А.А. Аналитические жанры в публичном диалоге. М.: Пульс, 2002.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "ПРИКЛАДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА"
Книги похожие на "ПРИКЛАДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Колесниченко - ПРИКЛАДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА"
Отзывы читателей о книге "ПРИКЛАДНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА", комментарии и мнения людей о произведении.