Иоан БОЛОВАН и др. - История Румынии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Румынии"
Описание и краткое содержание "История Румынии" читать бесплатно онлайн.
Впервые современный российский читатель имеет возможность узнать о событиях румынской истории со времен даков и Древнего Рима и до самого последнего времени из уст самих румынских историков. Это фундаментальное научное исследование, проведенное под эгидой Центра трансильванских исследований Румынского культурного центра, отличается богатством фактического материала и нетривиальностью научного подхода. Авторы стремились затронуть все наиболее острые и спорные вопросы истории своей страны, являющиеся предметом дискуссий не только в Румынии, но и за ее пределами. Это действительно новая книга; она была издана в Румынии в 2004 г., а в 2005 г. переведена и опубликована в России.[1]
На первой сторонке обложки – Церковь монастыря Сымбэта, уезд Брашов, конец XVII века.
Слывший среди современников хорошим хозяином и талантливым военачальником Матей Басараб начал свое долгое правление (1632–1654) с принятия ряда внешне- и внутриполитических мер. Он позволил вернуться в страну изгнанным боярам и сумел умелыми действиями приблизить к себе боярство, что надолго избавило его от заговоров и оппозиционных выступлений. До конца пребывания на престоле он поддерживал местное боярство в противовес левантинцам. Подобно политическим режимам Дьёрдя Ракоци I в Трансильвании и Василия Лупу в Молдове, его власть отличалась авторитарным характером.
Большая часть дарственных актов была издана господарем в пользу церквей и монастырей, а сам он основал и восстановил почти тридцать церквей. Построенные им культовые сооружения имелись и на горе Афон, и в Трансильвании, и в Болгарии. Вызвав недовольство церковных кругов, Матей Басараб воспротивился подчинению в 1639 г. валашских монастырей афонскому православному центру, предотвратив тем самым утечку богатств из княжества. Наряду с традиционным войском страны он содержал на- /325/ емников, увеличил число вооруженных огнестрельным оружием пехотинцев, создал корпус наемных аркебузиров. Господарь распорядился издать в 1652 г. кодекс, названный «Исправление Закона», оказал поддержку в организации работы типографии, бумажной фабрики, стекольного предприятия, железных и медных приисков в Бая-де-Арамэ и Бая-де-Фиер, выкупленных у левантийских арендаторов соляных копей и таможен. Налоговая политика Матея Басараба отличалась излишней суровостью. Проведенная им в 1634 г. реформа в этой области, называемая «талер» (по названию монеты, требуемой для выплаты налогов), имела крайне негативные последствия для крестьян, что привело к их массовому бегству.
Правление Матея Басараба было отмечено прочными связями с трансильванскими князьями Ракоци и с господарем Молдовы Василием Лупу. Примерно одинаковым для них всех оказался способ вступления на престол с помощью военной силы и финансовых средств, потраченных на получение утверждения со стороны Порты. Их готовы были защитить при необходимости наемные армии. В июле 1635 г. Матей Басараб с Дьёрдем Ракоци I заключил договор о союзе, который был продлен в 1638, 1640, 1647 и 1650 гг. (последний с Дьёрдем Ракоци II).
Отношения с Молдовой после вступления в 1634 г. на молдавский престол Василия Лупу оставались напряженными, особенно после неудачных попыток молдавского господаря в 1635–1637 гг. захватить Матея Басараба в плен. Их личные противоречия тайно подогревались и Портой. Василий Лупу был намерен добиться престола Валахии для своего сына Иоанна; в ответ Матей Басараб поддержал Иоанна Могилу, претендента на престол, жившего в Трансильвании. Вторжение Василия Лупу в Валахию в 1637 г., совершенное с согласия Порты, не дало ожидаемого результата. Поддержанный трансильванскими войсками Матей Басараб не решался вступить в бой, а Василий Лупу в конечном итоге получил приказ об отступлении в Молдову. В более выигрышном положении оказался господарь Валахии, который осенью 1637 г. добился утверждения на престоле. Конфликт вновь вспыхнул в 1639 г., когда Василий Лупу добился у султана престола Валахии для своего сына и низложения Матея Басараба. Однако поход господаря Молдовы закончился неудачей: 3 декабря 1639 г. он потерпел поражение в битве у села Ненишорь, на реке Яломица. Впоследствии оба господаря были утверждены на своих престолах. После 1648 г. отношения между ними вновь стали ухудшаться. Матей /326/ Басараб заручился поддержкой Дьёрдя Ракоци II, в то время как Василий Лупу, опиравшийся на помощь казаков и татар, вынашивал планы захвата престолов Валахии и Трансильвании. В условиях готовившегося боярского заговора под предводительством великого логофета Георгий Штефана трансильванские и валашские войска в 1635 г. вторглись в Молдову с целью низложения Василия Лупу. Успех сопутствовал им всего месяц. При поддержке казаков гетмана Тимоша Хмельницкого Василий Лупу вернул себе престол и с одобрения великого визиря попытался устранить Матея Басараба, предоставившего убежище претенденту Георгию Штефану. Спустя день после битвы, происшедшей 26 мая 1653 г. у села Шопля, стороны вновь сразились у села Финта, используя там все имевшиеся в их распоряжении силы. Невыполнение валашским господарем перед боем у Финты обещания выплатить жалованье, а также подстрекательство претендента на валашский престол Константина Шербана вызвали волнения среди наемников. Намерения Матея Басараба применить силу и обложить наемников налогами для преодоления финансового кризиса так и не были реализованы. Страдая от раны, полученной в сражении у Финты, господарь 9 апреля 1654 г. скончался.
В течение своего пребывания на престоле Матей Басараб не раз бывал поставлен Портой в весьма трудное положение, из которого всегда находил выход. Ему не было чуждо стремление освободиться от турецкой опеки, присоединившись к возможной антиосманской коалиции. В ходе Тридцатилетней войны по предложению польского короля Владислава IV господарь Валахии был назначен «генералиссимусом всего Востока» с миссией освобождения проживавших к югу от Дуная христиан, однако переговоры о заключении союза остались безрезультатными. Смерть Матея Басараба положила конец не только его длительному правлению, но и периоду спокойствия и относительного благосостояния в стране.
Молдова: Василий Лупу. Вступление на престол Молдовы Василия Лупу (1634–1653) положило начало периоду сравнительного благополучия в этом княжестве. Большой почитатель культуры, новый господарь пользовался доверием Порты и поддерживал туркофильски настроенные политические силы Молдовы. Умелой политикой ему удалось добиться расположения местного боярства, которое, как и в Валахии, противилось проникновению левантинцев и укреплению власти господаря. Василий Лупу сумел /327/ вернуть в страну и крупных бояр пропольской ориентации, а также мелких и средних бояр, которых наделил поместьями. Составленный из родственников и приближенных к нему лиц, совет господаря оказывал ему активную поддержку. Правда, к концу его правления в совете выросло и число греков.
Первоначально Василий Лупу пытался проводить сбалансированную налоговую политику, но постепенно увеличил объем податей с крестьян, а также в 1646 г. отказал им в праве переселиться в другие владения. Василий Лупу проявлял особую заботу о внешней торговле, особенно с Польшей, что благоприятствовало экономическому развитию страны. Будучи хорошим хозяйственником, господарь занялся восстановлением господарских дворов в Яссах и Сучаве, крепостей Нямц и Сучава. В области законодательства он издал в 1646 г. «Румынскую книгу наставлений» – сборник адаптированных к условиям Молдовы византийских и западных законов. Всячески поддерживая церковь, получавшую от него много даров, он основал ряд новых монастырей и церквей, например церковь Трех Иерархов и монастырь Голия в Яссах. По инициативе и при поддержке господаря в 1642 г. в Яссах состоялся собор, обсудивший и принявший «Православное исповедание» митрополита Киевского Петра Могилы. Поддерживая Константинопольскую патриархию, господарь проявил себя ее истинным покровителем. Развивал он связи и с другими православными центрами, такими, как Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский патриархаты. Он поддерживал монастыри Афона, православную церковь на Балканах и на востоке (Киев, Львов) и даже в Венеции.
На международной арене Василий Лупу проводил сбалансированную политику, правда под покровительством Порты, сторонником которой он был. Это позволило Молдове сохранить прежний объем дани Османской империи. Отношения с князем Трансильвании Дьёрдем Ракоци I первоначально были довольно прохладны, однако в 1637 г. Василий Лупу заключил с ним соглашение. В 1638–1639 гг. Василий Лупу воспользовался посредническими услугами Дьёрдя Ракоци I для достижения договоренности с Матеем Басарабом. О богатстве и престиже господаря Молдовы в глазах Порты было хорошо известно в Трансильвании. Василий Лупу, и это был беспрецедентный случай, хотел сблизиться с Дьёрдем Ракоци I с помощью брака сына трансильванского князя и своей дочери Марии. Однако брак так и не состоялся. /328/ Несмотря на это, в 1646–1650 гг., в правление Дьёрдя Ракоци II, договор 1638 г. между Молдовой и Трансильванией был продлен. К валашскому господарю Матею Басарабу Василий Лупу был настроен враждебно, что не раз приводило к прямым военным столкновениям между ними. Кампании 1635, 1637, 1639 и 1653 гг. не привели к восхождению Василия Лупу или его ставленников на престол Валахии. Договор, подписанный с Матеем Басарабом в 1639 г. при посредничестве Дьёрдя Ракоци I, оказался лишь паузой в череде конфликтов. Достигнутое в 1644 г. примирение между господарями Молдовы и Валахии также было кратковременным. Война возобновилась в 1653 г., причем на этот раз Дьёрдь Ракоци II встал на сторону Матея Басараба.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Румынии"
Книги похожие на "История Румынии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоан БОЛОВАН и др. - История Румынии"
Отзывы читателей о книге "История Румынии", комментарии и мнения людей о произведении.