Иоан БОЛОВАН и др. - История Румынии

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Жалоба
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.
Описание книги "История Румынии"
Описание и краткое содержание "История Румынии" читать бесплатно онлайн.
Впервые современный российский читатель имеет возможность узнать о событиях румынской истории со времен даков и Древнего Рима и до самого последнего времени из уст самих румынских историков. Это фундаментальное научное исследование, проведенное под эгидой Центра трансильванских исследований Румынского культурного центра, отличается богатством фактического материала и нетривиальностью научного подхода. Авторы стремились затронуть все наиболее острые и спорные вопросы истории своей страны, являющиеся предметом дискуссий не только в Румынии, но и за ее пределами. Это действительно новая книга; она была издана в Румынии в 2004 г., а в 2005 г. переведена и опубликована в России.[1]
На первой сторонке обложки – Церковь монастыря Сымбэта, уезд Брашов, конец XVII века.
Международное признание Валахии. Основание Угровлашской митрополии. Победа 1330 г. не только узаконила независимость Румынской земли (Валахии) от венгерской короны, но и коренным образом изменила ее международное положение. Успешно отразив в самый критический момент и без какой-либо поддержки союзников вторжение во главе с самим венгерским королем, Басараб I завоевал престижное положение на политической арене Юго-Восточной Европы, о чем его предшественники вряд ли осмеливались мечтать. В феврале 1331 г., спустя несколько месяцев после своей победы, валашский воевода поспособствовал возведению на царский престол в Тырнове своего зятя Ивана Александра. В 1331–1332 гг. войска Мунтении поддерживали болгар в их победоносной войне с Византией. Вероятно, в этот период Басараб отвоевал замок Северин. Возобновившаяся в 1335 г. война с Венгрией на этот раз развернулась на более широком фронте. Источники фиксируют вооруженные столкновения в «земле Бырсей» и Северине, который остался во владении правителя Румынской земли. В 1343– 1345 гг., после смерти Карла Роберта и коронации его сына Людовика (Лайоша) Великого, политика Венгрии вступила в новую фазу. На этот раз Басараб потерял Северин, а его сын, Николай Александр, возможно являвшийся соправителем отца, в конце концов, согласился принести оммаж и присягу верности венгерскому королю. Восстановленный посредством этого формального акта мир с Венгрией оставался нерушимым до смерти Басараба, последовавшей – согласно записи времен правления /179/ его внука Владислава Влайку – в Кымпулунге, по византийскому летосчислению в 6860 г. (1351/52).
В правление сына и преемника Басараба Николая Александра (1351/52 – 1364) внешняя политика Валахии была существенно переориентирована вследствие изменения в расстановке сил в Центральной и Восточной Европе. Накануне 1355 г. Николай Александр отказался от традиционных связей с Тырновским болгарским царством, установил союзнические отношения с Византией и Сербией, где правил Стефан Душан, и зятем Стефана Иваном Срацимиром, видинским царем, покровителем которого стал. Поддержав политику Византии и Константинопольской патриархии, направленную на изоляцию болгарского государства и его автокефальной церкви, Николай Александр переподчинил мунтянскую церковь патриарху Константинопольскому. Смена юрисдикции должна была подчеркнуть легитимность его правления во всей Валахии. Она совершилась по инициативе мунтянского воеводы, который перевел в Арджеш митрополита Якинта из Вичины – города, сильно пострадавшего в прошлые десятилетия от татарских набегов. После этого перевода, официально признанного в мае 1359 г. патриархом Каллистом и Великим синодом, последовало назначение Якинта «законным архиереем всей Угровлахии» и возвращение Румынской земли под власть «Великой Пресвятой Божьей Церкви». Актом 1359 г. Валахия была официально принята в большое византийское «Содружество Наций».[179] Это событие явилось наивысшим подтверждением законности власти правителей Мунтении, к которой они непрестанно стремились на протяжении полувека. Оно обеспечило полную и безоговорочную интеграцию воевод Арджеша в семью православных правителей, обеспечив им равные внешнеполитические позиции с соседями на юго-востоке Европы.
Становление Молдовы
Политическая организация Восточно-Карпатского региона. Несмотря на фрагментарный характер, исторические источники со- /180/ держат свидетельства, позволяющие воссоздать основные вехи развития политической организации Восточно-Карпатского региона во второй половине XIII в. и в первые десятилетия XIV в. После монгольского нашествия, в 1247 г., францисканский миссионер Джованни де Плано Карпини на обратном пути от двора Великого хана встретил герцога по имени Олаха (Olaha), что, вероятно, является этнонимом румын (влахов), если речь не идет о неправильном написании русского имени Олег. Несколько лет спустя монах-францисканец Вильгельм Рубрук (Wilhelm de Rubruk), посланник короля Франции ко двору Великого хана, упоминал румын (Blaci, Blati) в числе посланцев от разных народов, находившихся на пути в резиденцию монгольских правителей. Спустя несколько десятилетий, в 1276–1277 гг., румыны (Blaci), согласно хронике Фомы Тосканского (Thomas Tuscus), вели войну с рутенами (Bruteni), не давая тем прийти на помощь их союзнику королю Чехии Оттокару II в его борьбе с Рудольфом Габсбургским. Полагаясь на данные сведения, можно предположить, что к этому времени румыны на территории нынешней Молдовы уже располагали довольно значительными военными ресурсами, позволявшими бороться с такими крупными государствами, как, например, Галицкая Русь. Несколько кратких свидетельств о влахах, проживавших в Восточно-Карпатском регионе, появляются в двух папских документах, датируемых последней четвертью XIII в. и изданных в ходе новых попыток активизации католической миссионерской деятельности в Восточной Европе. Седьмого октября 1279 г. папа Николай III попросил своего легата в Венгрии Филиппа Фермо изучить положение епископии в Милкове. Несомненно, речь шла о расположенной на границах Золотой Орды бывшей половецкой епископии, где к тому времени уже в течение 40 лет не было ни одного епископа.{108} В 1288 г. папа Николай IV направил миссионеров из ордена братьев-проповедников во многие восточные страны, среди которых упоминалась и «земля валахов».{109} Наконец, несколько десятилетий спустя, в 1326 г., румыны упоминаются вместе с рутенами и литовцами среди участников похода на Одер, предпринятого королем Польши Владиславом Локетком (1306–1333) против бранденбургского маркграфа. Отсюда можно сделать сразу три вывода: о способности румын действовать в далеком регионе, объединяться с военными силами народов, уже снискавших славу своим воинственным духом, и, не в последнюю очередь, незаметно встраиваться /181/ в иную политическую систему, чем Золотая Орда. Богатство хранилищ оружия и предметов конного снаряжения XIII–XIV вв., которые были обнаружены в Ватре-Молдовицей, Кошне и Козэнештях (уезд Сучава), делают логичным предположение о принадлежности их владельцев к хорошо организованным военным единицам. Весьма возможно, что с этими единицами были связаны potentes illa- rum partium,[180] упомянутые в документах папской курии 1332 и 1337 гг.
На основе археологических исследований последних десятилетий можно выдвинуть некоторые догадки по локализации раннегосударственных образований в этом регионе. Погребальные комплексы тюркских кочевников сосредоточены преимущественно в степях между Прутом и Днестром, где поселения коренных жителей исчезли еще в XI в. Важные пути сезонных пастушеских миграций кочевников пролегали по течению Днестра, Прута, Бырлада и их главных притоков, проникая в области компактного проживания румынского населения. После нашествия 1241–1242 гг. ареал расселения тюркских племен заняли монголы, которые распространили собственную систему управления в районах по соседству с этим плато. Население упомянутых областей, дополненное этническими группами восточного происхождения, было разнородным, отдельные его элементы начинали отдавать предпочтение проживанию в городских центрах. Для возможных резиденций местных правителей Золотой Орды – городов Костешти и Старый Оргеев, расположенных в долине Днестра, – были характерны неоднородность населения, развитие ремесел и торговли, присутствие мусульманской религии и арабского языка. Различные народы, интегрированные в военно-политическую систему Орды: половцы, аланы и др., были расселены монголами в центральных и южных областях будущего Молдавского государства. В эту эпоху здесь компактно проживали кавказские аланы, «страну» которых итальянские портоланы и арабские источники помещают к северу от Дуная. Возможно, она включала часть долины реки Прут, которая на нескольких морских картах изображена под названием Alanus fluvius.[181]
Среди топонимов, зафиксировавших присутствие аланов в центральных областях современной Молдовы – весьма много- /182/ численных там до 1302 г. (дата их массовой миграции в Византийскую империю), – самым известным является название города Яссы. Орда удерживала позиции в этом регионе до 1370 г., т. е. до того времени, когда Богдан заложил здесь основы самостоятельного государства. Таким образом, можно сделать вывод, что появлению раннегосударственных образований на юго-востоке Карпато-Днестровского региона препятствовали политические обстоятельства. Напротив, благоприятные условия сложились в западных, северных и центральных областях Молдовы. Неслучайно изначальный центр молдавского государства находился в северо-западной части территории между Карпатами и Днестром, по всей вероятности, в бассейне реки Молдовы. Ее название – как указывали уже средневековые летописцы – позднее распространилось и на все воеводство.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "История Румынии"
Книги похожие на "История Румынии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Иоан БОЛОВАН и др. - История Румынии"
Отзывы читателей о книге "История Румынии", комментарии и мнения людей о произведении.