» » » » Иоан БОЛОВАН и др. - История Румынии


Авторские права

Иоан БОЛОВАН и др. - История Румынии

Здесь можно скачать бесплатно "Иоан БОЛОВАН и др. - История Румынии" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Весь мир, год 2005. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Иоан БОЛОВАН и др. - История Румынии
Рейтинг:
Название:
История Румынии
Издательство:
Весь мир
Жанр:
Год:
2005
ISBN:
5-7777-0260-0
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "История Румынии"

Описание и краткое содержание "История Румынии" читать бесплатно онлайн.



Впервые современный российский читатель имеет возможность узнать о событиях румынской истории со времен даков и Древнего Рима и до самого последнего времени из уст самих румынских историков. Это фундаментальное научное исследование, проведенное под эгидой Центра трансильванских исследований Румынского культурного центра, отличается богатством фактического материала и нетривиальностью научного подхода. Авторы стремились затронуть все наиболее острые и спорные вопросы истории своей страны, являющиеся предметом дискуссий не только в Румынии, но и за ее пределами. Это действительно новая книга; она была издана в Румынии в 2004 г., а в 2005 г. переведена и опубликована в России.[1]


На первой сторонке обложки – Церковь монастыря Сымбэта, уезд Брашов, конец XVII века.






В 953 г. один из правителей Венгрии (дьюла) принял крещение в Константинополе и привез с собой Иеротея, ставшего епископом «Турскии», т. е. Венгрии. Господство этого правителя, как показали недавние исследования А. Маджару,{93} распространялось на территории в районе впадения Муреша в Тису, где было обнаружено огромное скопление золотых монет, выпущенных в правление византийского императора Константина VII Багрянородного. Возможный центр данного политического образования, включавшего северо-запад Баната, Арадскую долину (Campia Aradului) и современные комитаты Чонград и Бекеш в Венгрии, находился в местечке Дьюла. Неподалеку, в Фовеньеше, была обнаружена церковь, построенная, вероятно, в X в. Другие церкви, которые можно было бы связать с миссией Иеротея при условии /132/ получения дополнительного материала в ходе археологических исследований, обнаружены в Ченаде и Кис-Зомборе. Этот племенной вождь из бассейна Нижнего Муреша установил отношения с Византией и принял христианство, в то время как прочие венгерские племена все еще оставались языческими. Он также учредил в своей резиденции епископскую кафедру, причем епископ советовал ему распространить ее духовную власть и миссионерскую деятельность на всю Венгрию. Политические устремления этого вождя вошли в противоречие с интересами потомков Арпада, а исчезновение упоминаний о нем, по всей видимости, следует связать с активизацией усилий князя Гезы I по централизации государственной власти в Венгрии.


Политические образования в Банате и Трансильвании накануне 1000 г. Княжества Дьюлы и Айтоня. По соседству с владениями вышеупомянутого христианского дьюлы в течение всего X в. продолжало существовать государство в Банате, во главе которого стояли потомки Глада, возобновившие связи с южнодунайскими державами – Византийской империей и Болгарским царством. Венгерские вторжения во второй четверти X в. не уничтожили государственных образований на пространстве между Мурешем, Тисой, Дунаем и Карпатами. В «Деяниях венгров» ничего не говорится ни о пленении или убийстве Глада венграми, ни об установлении в этой стране власти другого правителя. Напротив, анонимный нотарий последовательно называет правителем данного образования на рубеже X–XI вв. Айтоня (Ahtum), являвшегося потомком Глада и преемником его воеводской власти. Это отмечают и другие письменные источники. В Vita Sancti Gerardi [136] описывается, как Айтонь, крещенный по греческому обряду в крепости Видин, жил в urbs Morisena и имел семь жен. Ему верой и правдой служило множество воинов и знати, у него было без счета табунов диких лошадей, а также лошади в конюшнях, бесчисленные стада овец, множество угодий и дворов (allodia et curias). Таможенники и стражи, поставленные им в портах на Муреше, облагали пошлиной соль, которую везли по этой реке из Трансильвании до Тисы, что приносило значительные доходы. В своей крепости-резиденции Айтонь воздвиг греческий монастырь с храмом Св. Иоанна Крестителя. Владения Айтоня прости- /133/ рались от реки Криш на севере до Дуная на юге и от реки Тисы до земель Трансильвании (ad partes Transilvanas).

Благодаря многочисленному войску и несметным богатствам Айтонь чувствовал в себе силу противостоять попыткам венгерского короля Иштвана I (997 –1038) завладеть его страной. Последовательно проводя политику централизации государственной власти, венгерский монарх сталкивался с целым рядом экономических трудностей. Это побуждало его к попыткам установления собственного контроля над зоной нижнего течения Муреша – важной транспортной артерии для добывавшейся в Трансильвании соли. Также нельзя упускать из виду причин конфессионального порядка: первый христианский король Венгрии (Иштван был коронован и получил знаки королевской власти, присланные Папой Римским Сильвестром II, 25 декабря 1000 г.) принял христианство западного типа. Иштван был заинтересован в вытеснении греческой модели христианства, имевшей большое распространение в восточных и южных областях королевства. Затевая вооруженный поход против князя, правившего в долине Муреша, король прекрасно представлял, с какими трудностями придется столкнуться. Он заранее переманил на свою сторону командующего войском Айтоня по имени Чанадин (Chanadinus). Тайно бежав ко двору Иштвана, Чанадин был, по всей вероятности, заново крещен по западному обряду, после чего ему доверили командовать войском, выступившим против его бывшего господина. Однако война с Айтонем оказалось тяжелой даже для человека, отлично знакомого с его силами. Во время первого сражения Чанадин, переправившись через Тису, потерпел поражение. Он обратился в бегство, но, в конце концов, сумел изменить ход войны, внезапно захватив Айтоня, которого убил прямо на поле боя. Оценив вклад Чанадина в поражение Айтоня, король Иштван вместе с присвоением ему графского титула передал Чанадину во владение значительную часть страны его бывшего господина. Urbs Morisena стал крепостью-резиденцией Чанадина, и от его имени повел свое название Чанад (в настоящее время Ченад – Cenad). Знатные потомки Чанадина в последующие столетия продолжали владеть обширными землями в нижнем течении Муреша. В 1030 г. Иштван I основал в Чанаде католическое епископство, во главе которого был поставлен итальянец Геллерт (в 1046 г. умерший мученической смертью во время бунта язычников и впоследствии канонизированный). Геллерт начал деятельность с изгнания пра- /134/ вославных монахов из монастыря Св. Иоанна Крестителя и конфискации их владений, а продолжил ее новым крещением местного населения по латинскому обряду и введением церковной десятины. Несмотря на последовательные усилия по католизации, в районе Нижнего Муреша до середины XIII в. продолжали существовать, по крайней мере, 13 православных монастырей. К ним добавились православные поселения в центральной и южной части Баната. Грамоты византийского императора Василия II Македонского от 1019–1020 гг. удостоверяют существование там религиозного центра в Тибиске (Tibiscos), находившегося в подчинении епископа в Браничеве, который в свою очередь подчинялся архиепископу Охридскому.

Что касается terra ultrasilvana, которая была завоевана в первые годы X в. племенным вождем Техетемом и превращена в dominium,[137] принадлежавший ему и его потомкам, то, по крайней мере, с середины X в. ее правители проводили собственную политику, отличную от политики Арпадов. Несколько десятилетий завоеватели «залесской земли» сохраняли связи с племенами Паннонской равнины, что было естественно в силу специфики кочевого образа жизни (перегон скота и табунов лошадей с одного места на другое), не говоря о совместных грабительских походах в Западную Европу. Однако кризис венгерского общества в середине X в. и усиление стремления к оседлому образу жизни способствовали полному отделению трансильванской группы, вожди которой расширили территорию своего господства и укрепили свою независимость. При этом, согласно «Деяниям венгров», из-за своей малочисленности они были с самого начала вынуждены идти на сотрудничество с местным правящим румыно-славянским слоем. Им пришлось допустить местных жителей к избранию носителей верховной власти и давать iuramentum[138] при акте избрания. Само употребление Анонимом этого термина, характерного для вассальных отношений, представляет собой аргумент в пользу существования местного класса землевладельцев. Техетем и его потомки, в конце концов, приняли местный румыно-славянский титул – «воевода». В силу традиции он сохранялся в Трансильвании на протяжении всего средневековья. /135/

Ограниченное первоначально незначительной территорией на севере Трансильвании, владение потомков Техетема пережило период расцвета в середине X в., после смерти болгарского царя Симеона. Третий, и самый важный, из правителей этого трансильванского королевства (regnum) – Дьюла Старший захватил после 930 г. так называемый Бэлградский воеводат, сохранявший до этого времени политические связи с Болгарским царством. Бэлград – центр государственного образования – после захвата получил венгерское название Дьюлафехервар или латинское Алба-Юлия. Новые названия являлись переводом на эти языки прежнего славянского названия, которое румыны будут использовать вплоть до наших дней. Раскопки старых венгерских поселений X в. в Клуж-Напоке, Лопадя-Ноуа, Стремце, Деве указывают на то, что государство Дьюлы простиралось вдоль Среднего Муреша до границ банатского государства, где правили потомки Глада. В канун 970 г. одна из дочерей Дьюлы Саролту сочеталась браком с венгерским князем Гезой, а потом стала матерью будущего короля Иштвана I – указание на то, что династия правителей Трансильвании обладала тем же статусом, что и потомки Арпадов. Не менее любопытно, что Дьюла обеим дочерям дал тюркские имена Sar-oldu («белая женушка») и Qar-oldu («черная женушка»). Это говорит либо о тюркском происхождении семьи Дьюлы, либо о наличии матримониальных связей с предводителями печенежских кланов востока и юга Трансильвании или равнинных земель. Отсутствие наследников мужского пола у Дьюлы Старшего привело к тому, что после его смерти власть над «залесскои землей» перешла к Дьюле Младшему (Minor Geula), сыну Зубора (Zubor), брата Дьюлы. Распри между потомками Дьюлы Старшего и Зубора, по мнению Анонима, послужили причиной вражды между Дьюлой Младшим и королем Иштваном I. Эти обстоятельства проливают свет на решение Иштвана выступить в поход на Трансильванию. Начиная военную кампанию накануне 1002 г., Иштван намеревался захватить в плен Дьюлу и двух его сыновей – Буа (Bua) и Букну (Bucna), а также интегрировать regnum Erdewel[139] в политическую систему венгерской монархии. Впрочем, Трансильвания и после этой даты сохраняла автономный статус. Иштван передал управление в ней своему родственнику Золтану (proavum suum nomine Zoltan), который, возможно, принадлежал к потомкам Дьюлы Старшего. /136/


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "История Румынии"

Книги похожие на "История Румынии" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Иоан БОЛОВАН и др.

Иоан БОЛОВАН и др. - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Иоан БОЛОВАН и др. - История Румынии"

Отзывы читателей о книге "История Румынии", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.