» » » » Ричард Маак - Путешествие по долине реки Усури. Том I.


Авторские права

Ричард Маак - Путешествие по долине реки Усури. Том I.

Здесь можно скачать бесплатно "Ричард Маак - Путешествие по долине реки Усури. Том I." в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Типография В. Безобразова и комп., год 1861. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ричард Маак - Путешествие по долине реки Усури. Том I.
Рейтинг:
Название:
Путешествие по долине реки Усури. Том I.
Автор:
Издательство:
Типография В. Безобразова и комп.
Год:
1861
ISBN:
нет данных
Скачать:

99Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания...

Скачивание начинается... Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.

Вы автор?
Жалоба
Все книги на сайте размещаются его пользователями. Приносим свои глубочайшие извинения, если Ваша книга была опубликована без Вашего на то согласия.
Напишите нам, и мы в срочном порядке примем меры.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Путешествие по долине реки Усури. Том I."

Описание и краткое содержание "Путешествие по долине реки Усури. Том I." читать бесплатно онлайн.



Данное издание вышло в свет по результатам исследования Уссурийского края, проведенного Ричардом Карловичем Мааком (1825–1886) — российским географом и натуралистом, исследователем Сибири и Дальнего Востока. В 1859 г. Маак совместно с этнографом А. Д. Брылкиным совершил путешествие по реке Уссури до озера Ханка, во время которого изучал животный и растительный мир уссурийского края, знакомился с его населением, проводил метеорологические, орографические и гидрографические наблюдения, собирал коллекции.






Также и мне нередко случалось находить свежие отпечатки больших лап, которые по своей форме могли принадлежать только тигру или сродному с ним барсу (F. Irbis); эти следы попадались мне на берегу озера Кенгка, в высоком тростнике, и в лиственных рощах луговых степей; там же видал я места, на которых тигр недавно лежал, и несъеденные остатки его пищи. Самого зверя мне случилось увидеть только раз: и я и он подкрадывались к одной косуле, но тигр предупредил меня, одним прыжком налетев на добычу, и косуля досталась ему. Всего чаще встречается он, по словам туземцев, около озера Кенгка, где водится, как они говорят, в горах, находящихся в некотором отдалении от озера и на болотистых берегах его. И здесь, и в других частях усурийской долины мне рассказывали, что тигры нередко приближаются к жилищам людей и нападают на скот и на собак; но это бывает по большей части зимою, равно как и случаи, что они нападают на человека. Около озера Кенгка мне говорили, что, незадолго до моего приезда, там был разорван тигром один ходзен. Для избежания подобных несчастий, ходзены постоянно разводят вокруг себя по нескольку огней, когда останавливаются на ночлег во время путешествий или на охоте, и этим способом охраняют себя от нападений тигра: предосторожность, которую я сам принимал почти постоянно, находясь в усурийской стране, и которую советую также принимать будущим путешественникам в этой части амурского края. Любимую пищу тигра составляют настоящий олень и особенно косуля, которая чаще всех других копытных животных встречается в усурийской долине и которую ему всего легче добывать. Впрочем, он не отказывается вступать в бой и с вепрем (дикою свиньею) и, несмотря на страшные клыки последнего, обыкновенно одолевает его. Охотники говорили мне, что им часто случалось видеть следы обоих животных, расположение которых показывало, что тигр гнался за вепрем. По всей вероятности, даже и переходы тигров из одной местности в другую направляются по переселениям косуль и диких свиней. Туземцы чрезвычайно боятся тигра, что и весьма понятно, так как они недостаточно ловкие охотники, чтобы вступать с ним в бой. Но замечательно то, что этот страх не ограничивается одною боязнью встретить тигра в открытом поле или в лесу, а выражается еще во множестве суеверных поверий и даже в обоготворении страшного зверя. Только немногие охотники, и то из числа самых храбрых, решались рассказывать мне об этом животном все, что им было известно без особенных с моей стороны просьб и увещаний. Все другие весьма неохотно вступали в разговор о страшном звере, в полной уверенности, что, даже произнося без нужды имя тигра, они могут навлечь на себя несчастье. Туземцы считают его злым духом и оттого, когда не хотят произнести его настоящее имя, называют его "амба" (злой дух). Встретившись с тигром, ходзен становится на колени и приносить ему поклонение, как существу высшего разряда, что, однако, не мешает ходзену держать наготове копье, если только это оружие случилось при нем в минуту опасной встречи.

Больших охот на тигра туземцы не предпринимают, и оттого он в усурийской стране редко бывает убиваем, да и то в тех только случаях, когда нападет на охотника прежде, чем тот успеет уйти или спрятаться. В окрестностях городов Гирина, Нингуты и в других частях Манджурии иногда устраиваются тигровые охоты в больших размерах, и некоторые охотники усурийской долины, которые сами видали их, рассказывали мне, как они производятся. В них всегда принимает участие большое число охотников и людей других профессий, потому что главною целью этих охот всегда бывает — поймать тигра живьем, чтобы отослать его в звериный парк Богдохана. Если зверя нашли в лесу, то составляют цепь из вооруженных деревянными вилами людей, которые расставляются так, что окружают тигра; эти люди загоняют его в нарочно расставленные сети из железных проволок, и когда он запутается, то прижимают его вилами к земле и удерживают в этом положении, покуда другие участники охоты не свяжут ему лап.

Из числа приведенных выше имен тигра, ходзены чаще всего употребляют имя "мафа́", т. е. старик, которое и само по себе уже довольно почетно, но к которому они еще обыкновенно прибавляют (чаще всего около верховьев Усури) прилагательное "мырга́", т. е. богатый, чтобы выразить особенное уважение к тигру. Китайцы, по-видимому, мало или вовсе не питают к этому зверю суеверного страха. Туземцы, живущие по берегам нижнего Амура, особенно мангуны и гиляки, которые боятся тигра, если возможно, еще более чем ходзены, имеют, как известно, идолов, представляющих тигра; эти идолы, бывающие разной величины, вырезываются из дерева и размалевываются черной и красной красками. Таких же идолов находим мы у ходзенов около нижнего течения Усури, у которых они бывают расставлены поблизости жилищ, а маленькие нашиваются также на платье. Эти идолы освящаются шаманами посредством пения священных песен, и после того, по мнению ходзенов, имеют силу предохранять своих владельцев от различных несчастий, особенно же от нападений тигра.

Подвигаясь вперед против течения Усури, мы находим этих идолов все реже и реже, и, наконец, там, где китайское население уже довольно густо и конфуциево учение господствует между туземцами, там их, по-видимому, уже вовсе нет.

Мясо тигров не употребляется в пищу, как обыкновенное кушанье; только охотники едят его иногда из суеверного убеждения, что такая пища может предохранить их от нападения тигра.

Тигровые шкуры ценятся весьма высоко китайскими торговцами, которые платят за них, на месте, по 15–25 янгов за штуку. Они идут на короткие епанчи, которые носят живущие в городах достаточные манджуры и китайцы. Кости тигров также покупаются китайцами, которые платят за них довольно дорого и употребляют их как лекарство, увеличивающее телесную силу.


17) Felis Irbis Mull. Барс.

У ходзенов: ерга́.

У манджуров: ярха́; самец: муха́нь.

У китайцев: пау, цинь-цен-пау, или дзинь-зень-пау (около озера Кенгка).

Барс или ирбис водится по всему протяжению усурийской долины, от устья до верховьев Усури и, далее на юг, в области источников этой реки. Но, по словам туземцев, он встречается здесь далеко не так часто, как тигр, а во многих местностях и вовсе неизвестен, как например при устье Нора, в горах Каланг и около впадения Мурени. Вообще, местности, в которых он, по мнению жителей, не попадается, находятся на левом берегу; напротив, туземцы, живущие на правом берегу, почти везде говорили мне, что ирбис у них водится. От чего происходит такая неравномерность в распространении барса по обеим сторонам Усури, находится ли она в связи с характером местности в различных частях усурийской долины, или проистекает из каких-либо других причин — этого в настоящее время сказать нельзя. Как бы то ни было, уверения туземцев, что барс редок или вовсе не встречается в каких-нибудь местностях, нельзя объяснять тем, что туземцы его не знают или смешивают с тигром. Ирбис хорошо им известен: они и описывали, и рисовали его мне не так, как тигра. Сверх того, я видал у туземцев, живущих около нижнего течения Усури, идолов, представляющих барса, и эти идолы хотя были такой же формы, как и идолы, изображающие тигра, но значительно отличались от последних раскраскою; а именно, фигуры, представляющие барса, были покрыты черными и красными или одними черными пятнышками, тогда как статуйки тигра были раскрашены полосами.

Можно наверно сказать, что жители усурийской долины боятся барса еще более, чем тигра, хотя и не имеют для этого никаких разумных оснований, потому что первый, как известно, нисколько не кровожаднее второго. Чтобы показать, как велик этот страх, расскажу одно происшествие, случившееся зимою 1858/59 года. В ходзенское селение Дзоадза, находящееся на нижнем течении Усури, повадился ходить один барс. Он являлся каждый день в течение нескольких недель и навел ужас на весь околоток. Нисколько не боясь соседства людей, он, при всяком своем появлении, подходил к жилищам и уносил собаку или свинью, так что, наконец, в селении не осталось ни одной собаки. Ни жертвы, которые были предлагаемы хищнику, ни заклинания шаманов не могли избавить ходзенов от посещений непрошеного гостя. Наконец, после долгих совещаний, решено было, по предложению шаманов, отдать на съедение зверю ребенка, как такую жертву, которая наверно его умилостивит. К счастью, однако же, до этого дело не дошло, потому что к тому времени прибыли в селение русские казаки, которые устроили охоту на барса и убили его.


18) Felis sp. Вид кошки.

У ходзенов: биха́нг-кыска или хури́-кыска.

У китайцев: е-мау или сенг-мау.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Путешествие по долине реки Усури. Том I."

Книги похожие на "Путешествие по долине реки Усури. Том I." читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ричард Маак

Ричард Маак - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ричард Маак - Путешествие по долине реки Усури. Том I."

Отзывы читателей о книге "Путешествие по долине реки Усури. Том I.", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.